Hajm 371 sahifa
1847 yil
Обыкновенная история
Kitob haqida
Захватывающий и остроумный роман Ивана Гончарова в стильном классическом оформлении ultraharmonica.
О героях романа критик Виссарион Белинский скажет: «Нет, не переведутся никогда такие характеры… С течением времени они будут изменяться, но сущность их всегда будет та же самая…»
Молодой дворянин Александр Адуев, романтик и мечтатель, переезжает из провинции в Петербург, где надеется прославиться как поэт и встретить настоящую любовь. Под свое крыло его берет дядя, Петр Иванович, который в противовес ему оказывается человеком деловым и прагматичным. Удастся ли ему уберечь племянника от неизбежных разочарований юности? И сможет ли Александр остаться самим собой в петербургском «омуте»?
Для кого эта книга
Для читателей разного возраста.
Для поклонников классической литературы.
Не представляю, как можно описать свои впечатления об этой книге, как уместить весь поток мыслей и чувств в стройное повествование.
Сюжет книги действительно обыкновенен — провинциальный юноша двадцати лет с пылким сердцем и искренним взглядом распахнутых голубых глаз приезжает в столицу, где ждет чего-то особенного, хотя сам не понимает чего. Юношу приютил у себя дядя — циник и рационалист, чье сердце похоже на сухарь, а рассудок холоден как лед, на первое место (и, наверное, на единственное из возможных) он ставит деньги. Юноша набивает шишки, разинув уши слушает дядю, ломает дрова и в конце концов преображается, взрослеет, то теряет себя, то почти находит снова, в итоге становится похожим на своего дядю, который в свою очередь обнаруживает у себя зачатки сочувствия и любви. Финал можно назвать открытым, мы не знаем какое будущее ждет Александра, не знаем судьбу дяди, но что-то подсказывает, что все будет хорошо — каждый найдет свой путь, свои препятствия и сможет их преодолеть.
Но не сюжет на первом месте…
Книга показывает, как не просто устроена жизнь, как зреет психика человека, как ожесточается и остывает сердце, как можно быть одинаково слепым и будучи эмоциональным, и будучи рациональным. «Обыкновенная история» - прекрасный образец разговора слепого с глухим и к чему такой разговор может привести обоих.
Диалог-сражение между разумом и чувством. В начале произведения я была на стороне дяди, который со своим здравомыслием сообщал племяннику прописные истины взрослого мира и взрослых же отношений. На его фоне молодой провинциальный юноша, чье сердце пылает от непреодолимых чувств, казался мне не только совершенно не зрелым и неумным, но и бесконечно скучным, предсказуемым и даже неуравновешенным человеком. Однако, с другой стороны, часть меня прекрасно понимала и этого юношу, так как я отчетливо помню, как несколько лет назад точно также ставила свои неукротимые чувства во главу угла и слушала с ужасом советы зрелых людей.
Страшно возвращать себя на место Александра, вспоминать, на сколько ты был слеп и глух, на сколько уязвим, на сколько воспаленное воображение превращало безобидные вещи в настоящих демонов. И страшно быть таким бесчувственным, желчным и непробиваемым, как дядя, который закрыл свое сердце «презренным металлом».
Шло время, сюжет продвигался вперед, а дядя все также чудовищно цинично пачкал светлые чувства племянника своими разумными советами, и мне хотелось порой ударить его, и когда мое негодование было готово вылиться в устный возглас «да сколько же можно!», как на сцене появляется молодая жена дяди.
Здесь стоит упомянуть, что взаимодействие дяди с племянником началось до их очной встречи. Дядя сперва начал читать письма, которые племянник привез с собой. И одно письмо было особенным. Оно было о юношеской любви самого дяди. И при первом упоминании желтых цветов — метафора, которую кроме дяди понимал только читатель, уже было понятно, что в конце нас ждет приятный поворот. Александр ни разу не спросил дядю, что же значат именно желтые цветы, почему он так упорно упоминает именно их, когда речь заходит о чувствах. Дядино бегство от чувств нарочно обесценивает имя Наденьки, заменяя его каким угодно другим, но изобличает себя, когда он неизменно вспоминает именно желтые цветы.
Как изящно произведение иллюстрирует рост человека, изменение его души, его эмоций. Как ловко автор прерывал воздыхания героев какой-нибудь нелепой репликой о начищенных сапогах или поиском упавшей на ступени монеты. Он нарочно выливает на героя этот ушат холодной воды, стоит ему погрузиться в теплую негу своих воздыханий или штормовое море его негодования.
Я не буду лукавить, в «Обыкновенной истории» нет чего-то очень сложного, автор нам все преподносит готовым на блюдечке, мы не догадываемся о чем-то сами, нам не нужно держать в голове множество деталей, от этого чтение становится невероятно легким и приятным, таким похожим на прогулку у летнего озера.
С другой же стороны, нет совершенно никакой возможности устоять перед сопоставлением себя с героями. Мы словно смотрим не столько в кривое зеркало, сколько в беспристрастно изобличающее зеркало. Каждый из нас, наверняка, был тем самым судьей-дядей, который с высоты своего личного опыта и текущего равнодушия не сумел понять своего расчувствовавшегося друга, который пришел к нам в минуты своей душевной бури. И пусть мы, в отличие от героя книги, умели хотя бы вслух высказать сочувствие, но мысленно (а может и не только мысленно) мы нередко вот также рационально расстреливали распахнутую душу товарища своими советами, предсказаниями, объективностью и разумом.
Приятно, что автор вовремя вводит в повествование женский образ, который по-кошачьи мягко расставляет все на свои места, сглаживает углы, дает поддержку и понимание. Какая же отрада — видеть женский образ без современных нарочитых феминистских наклонностей, а увидеть женщину такую, какая она есть, увидеть разумную, чуткую, нежную женщину, которая тонко понимает свое отличие от мужчин.
От этого было так больно увидеть предсказуемый финал ее брака. И вместе с тем радостно, что финал этот открыт и у нас есть надежда на счастье героев в будущем.
В книге ненавязчиво и очень убедительно показана разница между жизнью городской и деревенской, между людьми разного класса, между женской и мужской психологией, между человеком эмоциональным и рациональным. Показаны все недостатки и достоинства того и другого.
Автор не выделил любимчиков, но ясно дал понять, что лишь зрелая мудрость, наблюдательность и гармония способны сделать человека счастливым.
Это светлое, теплое, душевное произведение, дающее волшебную возможность отдохнуть от грязи, так повсеместно распространенную в нашей жизни. Помогает увидеть в себе те наклонности, которые свойственны героям. Разглядеть, какие ловушки мы расставляем сами себе и своим близким.
Я счастлива, что прочитала это произведение, и буду рада рекомендовать его.
Я очень рада, что эта книга попала мне в руки! Прежде всего, это прекрасный остроумный и живой текст, читать его одно удовольствие. Автор так мастерски передает иронию и грусть: некоторые предложения и описания я перечитывала несколько раз, над какими-то смеялась вслух, а все невзгоды персонажей ощущаются очень ярко, потому что, скорее всего, вы сами через них проходили. Персонажи здесь сочные, им веришь безоговорочно, их вы уже встречали в жизни, а, может, даже узнали себя в какой-то период времени.
Сама история действительно обыкновенная, как будто вневременная, она повторяется из века в век, из года в год. Это настолько современно, что я не могла поверить, что эта книга из 19 века, если бы не стиль языка, который отсылает нас к 1840-м годам. Суть проста: молодой парень, полный мечтаний и идеалов, покидает свое родное село и отправляется в большой город, где сталкивается на полном ходу с реальной жизнью. В противовес его чувственности автор дает нам его дядю, который за долгие годы жизни в городе «очерствел», но стал более рациональным и пытается подготовить парня к жизни.
По поводу восприятия персонажей и их действий, мы всю книгу мечемся от «эгоистов» до «жертв обстоятельств», но какую бы сторону в этой дилемме ты ни принял, к финалу ты понимаешь необходимость гармонии рациональности и чувств. Гончаров играючи призывает задуматься об истинных ценностях жизни и показывает, насколько неизменна человеческая натура.
Izohlar, 2 izohlar2