Удивительное чувство – любовь. По сути, просто человеческое название влечения, вызываемого феромонами, древний инстинкт, объединяющий живые организмы, призванный продлевать род. Но люди и здесь не могли все не усложнить своими вечными размышлениями о правилах (ну какие правила в любви!), достоинстве, гордости и невинности. Тема без конца и края, животрепещущая во все времена, всегда актуальная, какие бы законы нравственности не царили в конкретный момент истории. И раз уж так заведено, то, конечно, и Золя не мог ее избежать в своем творчестве. Пусть это роман о любви, похожий на многие другие, все равно у него есть черты, присущие исключительно стилю великого французского писателя: не просто любовь-страдание или любовь-наслаждение, но многослойное чувство, такое хрупкое, когда никто не знает, что произойдет в следующую секунду. И образ величественного Парижа, на фоне которого происходят события, где город не безмолвный наблюдатель, но довольно активный участник, подталкивающий героев к роковым поступкам, указывающий путь или предостерегающий от неверного шага. Только разве люди умеют слушать в момент влюбленности?..
Если женщина остается вдовой с ребенком, то жизнь однажды обязательно ставит ее перед трудным выбором: остаться верной памяти мужа и отца своего чада или же позволить и себе еще раз быть счастливой. Готового рецепта нет, как нет его ни для одной жизненной ситуации. И выбор всегда будет сложным и в чем-то несправедливым. Элен, героиня романа, оказалась именно в такой ситуации. И какой бы путь она не предпочла, он заранее был обречен стать неудачным. Потому что дочь, болезненная и нервная девочка, ревнует маму ко всем без исключения. Потому что новая любовь – женатый мужчина, у которого она снимает дом, с женой которого дружит. И можно осуждать Элен за черствость, за то, что не была своей дочери настоящей матерью. Но прекрасная молодая женщина никогда не испытывала счастья. Никогда. Родители больше любили друг друга, чем ее. Ее муж, безусловно, боготворил свою жену, но Элен только позволяла себя любить. Единственное счастье – дочка. Есть разная любовь. Любовь к ребенку никогда не заменит любви к мужчине. Особенно если женщина раньше ее не испытывала. У нее просто нет к этому страстному и убийственному чувству иммунитета. Пожалуй, Элен и Жанна были заранее обречены на ту развязку, которая последовала. Именно у Элен не было никаких шансов выбрать другой путь, уехать, выйти замуж за г-на Рамбо. Нет, не при таких условиях. Жанна тоже была обречена. Девочка, живущая отшельницей, без общения с ровесниками, находящаяся всегда в закрытом пространстве в обществе мамы, просто не могла по-другому реагировать на мамину влюбленность. И, конечно, она не могла справиться самостоятельно с такими сильными чувствами, а рядо не оказалось никого взрослого и мудрого, способного помочь и объяснить. И даже если позволить себе обвинить Элен в эгоизме, то, по-моему, она никак не заслуживает того наказания, которое последовало.
Еще один роман Золя из «Ругон-Маккаров». Такой не похожий на другие по своей главной теме, но такой вписывающийся в общую атмосферу и стиль серии. Золя не из тех, кто «утешает» читателя счастливым концом. По сути, и конца у его романов нет. Они бесконечны, как сама жизнь. А где поставить точку – решает автор. Но Золя никогда не бывает настолько лицемерен, чтобы сделать это в слишком короткий момент счастья. И за это ему спасибо.
Izohlar
28