Kitobning davomiyligi 19 daqiqa
2020 yil
Ключевые идеи книги: Русская модель управления. Александр Прохоров
Kitob haqida
Этот текст – сокращенная версия книги Александра Прохорова «Русская модель управления». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.
О книге
Книга Александра Прохорова «Русская модель управления» объясняет, почему в России не работает опыт западных корпораций. Автор насчитал 19 важнейших особенностей русской модели управления. Если на Западе всегда идет администрирование конкурентов, то в России – конкуренция администраторов. Причина в том, что у нас не существует универсальных правил поведения. У каждого человека, выросшего в России, в сознание вмонтированы два противоположных стереотипа поведения. В кризисной ситуации в народе мобилизуются все творческие резервы, в спокойной фазе побеждает отсутствие инициативы, уравниловка и бюрократия. Национальная система управления – это часть менталитета, как язык и обычаи. Ее нельзя сломать, но можно использовать ее сильные стороны.
Зачем слушать
• Научиться держать ядро команды.
• Использовать низовую кластерную солидарность на благо компании.
• Разобраться, почему традиционная система управления в России может быть неэффективной и результативной одновременно.
Об авторе
Прохоров Александр Петрович много лет наблюдал, как работает русская модель управления. Он работал на Ярославском шинном заводе финансовым менеджером, директором по персоналу, заместителем гендиректора компании «Верхневолжскшина». Практические навыки он совместил с теоретическими познаниями – стал кандидатом экономических наук, доцентом кафедры управления Ярославского госуниверситета им. П. Г. Демидова. Выступал с лекциями о специфике русского управления в США, Дании, Венгрии. Член партии «Единая Россия».
обретается мало» 129 . От населения требуется только выполнять христианские обряды (вполне логичным представляется царский указ, предписывающий «…обязательно ходить в церковь по воскресеньям во время литургии „упражняться в богомыслии“» 130 ), а уж какие там вы гадания устраиваете, какие масленицы гуляете на самом деле – это ваше дело. Главное, что ритуалы вы отбыли, соответствующие платежи церкви осуществляете.
Чтение вам предстоит, не буду скрывать, невеселое.
разнообразные формы неденежных расчетов (зачеты и т. д.) 438 . Что обнаружится, если окинуть мысленным взором положение с мотивацией труда на протяжении долгих столетий русской истории? В Древней Руси род или племя, чтобы расплатиться с князем, с помощью круговой поруки собирали меха, мед, воск и прочее, забирая у тех, у кого есть что взять, и вынужденно оставляя в покое тех, у кого брать нечего, тем самым выравнивая уровень жизни всех членов рода или племени. Во времена крепостного права помещик в форме барщины или оброка забирал у справных мужиков больше, а у бесхозяйственных – меньше. Затем община перераспределяла землю и доходы в пользу неимущих, пьющих и лентяев. В годы гражданской войны – откровенный грабеж работящих зажиточных крестьян комбедами и продразверсткой, потом коллективизация, сталинские займы, советское нормирование, тарифная сетка в бюджетной сфере, нормы отпуска в одни руки в розничной торговле, многолетние очереди на товары длительного пользования и так далее, и тому подобное. Периоды, когда было выгодно хорошо работать, были крайне коротки. Наш народ веками отучали работать. Сама история на живых примерах доходчиво показывала, что работающий, деятельный, амбициозный человек в конечном счете всегда проигрывает. Пусть он несколько нестабильных лет покуражится – сколько веревочке ни виться, а конец будет. Не случайно в сказках богатые люди в итоге теряют свое богатство (зачастую вместе со здоровьем и жизнью), а выигрывают герои бедные, людьми и богом обиженные.
В Москве с давних пор было ходовым слово "пожарники", но имело совсем другое значение: так назывались особого рода нищие, являвшиеся в Москву на зимний сезон вместе со своими господами. Помещики приезжали в Москву проживать свои доходы с имений, а их крепостные — добывать деньги, часть которых шла на оброк в господские карманы.
Делалось это под видом сбора на "погорелые места". Погорельцы, настоящие и фальшивые, приходили и приезжали в Москву семьями. Бабы с ребятишками ездили в санях собирать подаяние деньгами и барахлом, предъявляя удостоверения с гербовой печатью о том, что предъявители сего едут по сбору пожертвований в пользу сгоревшей деревни или села. Некоторые из них покупали особые сани, с обожженными концами оглоблей, уверяя, что только сани успели вырвать из огня. "Горелые оглобли", — острили москвичи, но всё-таки подавали.
Одним из «смягчающих» элементов русской модели управления является низовая солидарность. Все подчиненные, а в глубине души каждый русский чувствует себя подчиненным (и он прав, ибо «российское общество, сходное по структуре с любым европейским, отличалось от него тем, что между российскими сословиями распределялись только повинности, обязанности, а не права по отношению к верховной власти