Сложновато читается ввиду большого количества отсылок и параллельных "сюжетов". И если в 17 мгновений весны отсылки делались для более полного раскрытия личностей против которых работал Штирлиц и это увязывалось в общую канву повествования, то в этом случае имеют место совершенно параллельные истории, которые никак в итоге не пересекаются. Ну т.е. детектив с Штирлицем не увязывается с документалкой о создании АНБ, противостоянии с ФБР и т.д.
Hajm 471 sahifa
1983 yil
Приказано выжить
Kitob haqida
Март 1945 года. Дни Третьего рейха сочтены. Советский разведчик Исаев-Штирлиц по распоряжению Центра возвращается в Берлин. Но теперь все изменилось, шеф гестапо Мюллер обладает неопровержимыми доказательствами того, что Штирлиц работает на Москву. Начинается последняя игра: «красный» должен быть перевербован.
А в этой книге нам показывают то, что милосердно прервали в фильме на фразе: он возвращается в Берлин. До этого Штирлиц великолепно морочил всем голову, обводил вокруг пальца и выходил сухим из воды. А здесь мы начинаем понимать, что далеко не все в рейхе такие дураки. Кольцо вокруг Штирлица сжимается все больше и больше. Теперь уже его надувает Мюллер, расставляет ловушки, окружает своими людьми, отрезает возможность выхода за границу, безжалостно расправляясь с любыми людьми, с которыми он работал. Для него перестаёт быть тайной, на кого работает Штирлиц, хотя он и считает сначала, что работа ведётся за деньги. Русские понимают, что их агент провален, и к переданным им данным следует относится очень аккуратно. Они начинают двойную игру, решаясь пожертвовать агентом. Теперь работа Штирлица и вовсе висит на волоске, его жизнь зависит от его сообразительности, находчивости, умении работать на опережение, а то и просто от физической выносливости. Русские уже в городе, хватит ли времени ему продержаться?
Приказано выжить - единственный приказ, которого нет в уставах.
Многим известный и любимый советский сериал, снятый по предыдущей книге авторского цикла Политические хроники заканчивается практически на оптимистичной и радужной ноте. Но это кино, призванное дать человеку надежду и веру в лучшее. В жизни же всё оказывается гораздо труднее прозаичнее и печальнее.
Максим Максимович Исаев, известный как Штирлиц, после успешно проведенной операции, вынужден вернуться в Берлин, чтобы продолжать свою невидимую глазу сложную и опасную работу с целью приближения Победы Советского Союза над фашистской Германией. Но тем самым он оказывается под колпаком у папы - Мюллера, как тот сам себя называет и неумолимо приближается к развязке.
Данный роман, как и предыдущие части цикла, помимо собственно истории героя, содержит главы под названием "Информация к размышлению", в которых автор даёт скрупулёзный и подробный анализ тех внешнеполитических и внутриполитических событий, которые разыгрывались в то жаркое время в Германии и вокруг неё в стане пока ещё союзников, но уже предпринимающих определённые шаги (например, США) в желании обойти других, не гнушаясь в выборе средств и методов. В этом бесспорная ценность романа, позволяющего заглянуть чуточку дальше собственного носа.
Именно на фоне разворачивающихся и убыстряющихся событий работа нашего героя становится ещё опаснее, а ставкой в игре, предпринимаемой всеми участниками событий, становится сама жизнь и честь разведчика, как бы высокопарно это не звучало. Финал истории предполагает продолжение, но его правдивая закономерность во многом выглядит насмешкой судьбы, а близость Победы омрачает сам факт невозможности возвращения на Родину, к близким.
Всем любителям данного цикла, а также интересующимся историей и политикой того периода, рекомендую.
Так оптимистично заканчивалась эпопея "Семнадцать мгновений весны"! Мавр Штирлиц сделал свое дело и даже возвращается назад в Берлин, потому что Центр нуждается в его присутствии именно в эти победные, последние и трудные дни войны.
Но все оказывается не так-то просто, ведь "колпак Мюллера" так и остался! Кроме того, "папаша" получает особые полномочия, и начинается новый виток игр: Борман, Кальтенбруннер, Шелленберг, Мюллер - как можно гибко противостоять им, лавируя и бравируя? А ведь в эти последние дни войны у многих-многих этих "шефов" была главной следующая мысль: "Крысы бегут с корабля, когда и как это удобнее сделать?"
Именно в этих походных условиях Штирлиц попадает в ловушку, из которой "приказано выжить"... Не буду раскрывать дальнейшего сюжета романа. Его стилистика в целом очень схожа с предыдущим романом о разведчике Исаеве "Семнадцать мгновений весны". Здесь появится для нас, читателей, новый вид переживаний, так как для нашего героя появится соответственно новый вид испытаний. Да, может показаться, что здесь не такое яркое повествование в целом, но очень полезными для меня были главы "Информация к размышлению" о создании американского Федерального Бюро Расследования, путем выделения его из БР, и его последующем направлении деятельности и восхождении Джон Эдгара Гувера. Здесь же, именно в этом романе, описаны последние дни Гитлера и его решение (в фильм "Семнадцать мгновений весны" эти моменты были включены именно отсюда). Очень понравились дальнейшие словесные открыто-закрытое противостояние Мюллер-Штирлиц, удивил остросюжетный конец романа.
Любителям творчества Юлиана Семенова и интересующимся темой разделения Германии и началом охлаждения отношений между СССР и Западом книга будет занимательным чтивом.
Фильм «Семнадцать мгновений весны» заканчивается на том, что Штирлиц, отправив Кет с детьми поездом на родину, возвращается в Берлин. Возвращается, ибо ещё не закончилась война, и ещё живы и Гитлер, и германский (и прочий) фашизм и нацизм, живы все эти гиммлеры-кальтенбрунеры-шелленберги и прочие геринги с мюллерами, и потому надо продолжать работу разведчика, добывать бесценную и порой уникальную информацию из самого гнезда. И просьба-приказ о возвращении сопровождался напутствием — надо выжить!
Действие романа разворачивается в последнюю декаду марта — апреле 1945 года. И основным содержанием и сутью всех происходивших тогда событий стала Большая Игра — игра Гиммлера с западными союзниками, игра Даллеса и Донована как с немцами, так и с противниками президента Рузвельта внутри США, игра Геринга и Кессельринга, игра Гелена, игра Мюллера и Бормана, игра западных демократий за судьбу Европы без советского влияния, игра Штирлица за выживание и за победу нашей страны в войне и за установление справедливого мира. Практически все высшие нацистские чины и бонзы ведут самую важную для них игру, которая так же, как и игра Штирлица, имеет конечной целью выживание. Выжить любой ценой — ценой предательства, убийства Гитлера, сговора с американцами и англичанами, продажи секретов атомных исследований и технологий самолётов-снарядов (ФАУ-1) и ракет (ФАУ-2)… И не только выжить самим, но и сохранить влияние нацизма и фашизма, сохранить глубоко законспирированных преданных идеям нацизма людей и саму организацию ОДЕССа. С тем, чтобы спустя какое-то время и возродить влияние, и завоевать сердца и умы людей и вновь попытаться забрать власть в мире.
Если предыдущие книги в большей части рассказывали нам о военно-политических интригах и заговорах, то здесь уже о политических моментах рассказывается больше, а военная составляющая идёт на убыль — политика явно выходит на первый план. И потому в книге довольно много информации о движущих силах политических течений и партий того времени, в большей степени американских, но и отчасти европейские игроки тоже названы. И потому роман может показаться менее приключенческим, менее развлекательным. Но ведь книга-то не про приключения советского рэмбо...
А Штирлиц… раз есть продолжение цикла, то, значит, Штирлиц остался жив, и что с ним будет дальше, узнаем из романов под общим названием «Экспансия».
Izoh qoldiring
вопрос об атомном проекте: «Зачем? С какой целью? Против кого? С какой поры?» И Рузвельт, предполагал Донован, мог дать ответ.
…Два месяца назад на прием к группенфюреру записался начальник районного отделения гестапо, которое вело школу, где учился Фриц, и положил на стол рапорт осведомителя, внедренного в учительский коллектив, о том, что Фриц, сломав карманную расческу, сунул ее под нос, смахнул челку на лоб и, став похожим на американского ублюдка Чаплина, изобразившего фюрера в клеветническом фильме «Диктатор», начал выкрикивать голосом Гитлера святые для любого национал-социалиста лозунги: «Каждый немец имеет право на землю!», «Каждый ариец будет обеспечен работой!», «Каждый подданный великой римской империи германской нации – самый счастливый человек в мире и готов защищать свою свободу до последней капли крови!». Однако Фриц Мюллер ко всем этим святым лозунгам сделал комментарии: к первому – «в количестве одного метра на кладбище!», ко второму – «в лучшем концлагере!», к третьему – «а если откажется, то мы его быстренько повесим на столбе!». Начальник районного отделения был молодым еще человеком, не до конца искушенным в законах общения, принятых ныне в Германии. Поэтому он наивно решил, что информация, напечатанная в одном экземпляре (он подчеркнул это в самом начале своего доклада), не может не помочь ему в стремительном продвижении вверх по служебной лестнице. – Спасибо, дружище, – сказал Мюллер, почувствовав, как похолодели кончики пальцев и прижало в солнечном сплетении. – Вы поступили как настоящий товарищ по партии… Другой бы решил – из уважения ко мне – убрать осведомителя, а рапорт его сжечь, все шито-крыто, концы в воду… Но ведь это значило бы загнать болезнь вовнутрь; неизвестно, что выкинет молодой сукин сын, разбаловавшийся в доме отца, отдающего все свое время нашему с вами национальному делу… Наша религия: правда, только правда, ничего, кроме правды, когда речь идет об отношениях между людьми
Анри д’Астье де ля Вижери, брат Эммануэля, подпольщика, связанного с левыми в оккупированной Франции, был начальником секретной полиции у Дарлана.
Тогда агент ОСС Шепард начал более предметные переговоры с левым, примкнувшим к голлистам, – Эммануэлем д’Астье де ля Вижери. Тот прибыл в Лондон с юга Франции.
Izohlar
14