Первое, что прочёл от автора. Какое-то чудо – я не знаю, откуда на меня свалилась эта книга. Не иначе как с Неба. Я никогда не слышал ни о ней, ни о самой Наринэ Абгарян; никто мне её не рекомендовал, но она очутилась в моих руках, как край простыни иногда оказывается зажатым в кулаке после пробуждения от тревожного сна: удивлённо рассматриваешь кулак, прежде чем разжать и выпустить смятую тряпицу. Наверное, стихийно утащил откуда-то вместе с запасёнными на месяц вперёд книжками. Но случайностей не бывает. Любая случайность неслучайна – я глубоко в этом убеждён. И поэтому я не отложил книгу, прежде не заглянув в неё. Без предвкушения, без больших ожиданий. Во-первых, подумал я, автор – женщина… ну чего можно здесь ждать? Один Бог ведает. Во-вторых, книга начинается с исторического экскурса: Аббас I угоняет почти всё население Армении, кроме Карабахского, вглубь Персии… Мне такое читать тягостно. Но, спасибо упрямству, я продолжил чтение и даже не заметил, как мою душу озарил свет.
Не будет никаких цитат. Я избавлен от мук держать в себе или в своих записях слова книги, ибо в ней нет ни одной строки, которая бы не утратила своей силы, вырви её из контекста. Наверное, это такая особенность женской прозы? Какой-то хитрый приём или некая магия, но между словами, меж строк, за точкой в конце главы столько воздуха, тепла и света, что кружится голова. Другие травы, другие невероятно красивые армянские имена (я таких никогда не слышал), иной фольклор, неведомые древние традиции (отличающиеся порой нечеловеческой жестокостью) – всё в этой книге для меня имело неповторимый вкус.
И я понял, что только женщина может рассказать историю так, как она рассказана в этой книге, где несколько поколений семей, проходя и через хорошие, и через злые (суровые военные и послевоенные) времена оставались верны друг другу. Как виток за витком шерстяные нити в одном клубке, одно поколение сменяется другим, сплетаясь воедино, приумножает мудрость, взращивая любовь к своим корням, к своей земле, к своей Родине. Это сад, в котором все деревья переплетены. И если не корнями, то хотя бы кронами. Но неизменно и навсегда. Именно поэтому даже за самыми страшными и трагическими вехами судеб, описанными в этой книге, ощущается лишь тепло живых человеческих сердец, непременно стучащихся друг о друга.
Эта книга о том, что человек не может и не должен быть один, он крылат и неуязвим, когда за правым его плечом стоят предки его матери, а за левым – отца. И я вам её горячо советую!
Izohlar
620