Hajm 340 sahifa
1953 yil
Посредник
Kitob haqida
Тринадцатилетний Лео проводит летние каникулы в роскошном имении, снятом для отдыха семьей его школьного друга, и робко, возвышенно, совершенно по-мальчишески влюбляется в старшую сестру этого друга Мариан. Однако эта уже помолвленная великосветская красавица, заметив его чувства, принимается хладнокровно и спокойно использовать Лео для передачи писем своему тайному возлюбленному – простому молодому фермеру. Постепенно ситуация накаляется. И на плечи обычного школьника ложится непосильный груз ответственности за запутанный клубок непонятных ему отношений сразу нескольких людей…
Значит, ты волшебник? Надеюсь, нас ты околдовывать не будешь?
Но скорее он околдован ими, двенадцатилетний мальчик из семьи со скромным достатком, приглашенный одноклассником погостить в имении родителей. Уточню, Модсли арендуют Брэндем-Холл, родовое поместье Уинслоу, члены семьи которых имеют право на проживание в нем. Трудно представить, чтобы кто-нибудь снял квартиру с оговоркой, что владелец оставляет за собой право жить там, но в случае господского дома, где за стол садятся, иной раз, восемнадцать человек, а штат прислуги насчитывает двенадцать, один-два титулованных гостя скорее сделают честь хозяевам.
Время и место действия: 1900, Англия, Норфолк. Наступающий век кажется грядущим царством разума и справедливости, временем, когда исчезнут войны, а человечество устремится ко всеобщему счастью. По крайней мере, кажется двенадцатилетнему Лео Колсону. Одинокий полусирота и книжник, он увлечен профанной эзотерикой: магия, астрология и всякое такое, ведет дневник. Записи кажутся ему исполненными глубокого смысла, но, найденные другими мальчишками, делают объектом насмешек и травли. Колсон не боец, он ищет утешения в псевдо-магических заклинаниях, которые записывает в том же дневнике мешаниной из алхимических и зодиакальных символов, песьей латыни, букв иврита. Об этой абракадабре становится известно главным задирам, они колотят его, а на следующий день срываются с крыши сарая, переломав руки-ноги.
И покуда злых мальчишек лечат, школьный рейтинг Лео взлетает до небес, к нему обращаются за гаданиями и предсказаниями, а мама юного Маркуса Модсли пишет маме Колсона с просьбой позволить сыну погостить в Брэндеме. Чтобы вы понимали, для миссис Колсон значительная трата даже покупка ему летних вещей (не наши времена кризиса перепроизводства, одежда дорога, дети растут, значит покупаешь на пару месяцев, а расходы как на полноценный гардероб). Успокоив маму, что лето наверняка продолжится таким же прохладным и дождливым, каким начинается, значит он вполне обойдется имеющимся, Лео едет. И да, это совсем другая жизнь.
Летняя нега рафинированного богатства, прекрасный особняк, вкусная обильная еда, мальчишеские приключения с приятелем, который не закадычный друг, но делить с ним комнату и всюду шнырять всяко веселее. Только вот, жара - лето есть лето, и Лео в своем зимнем костюме вызывает насмешки беззаботных друзей старших Модсли. Золотая молодежь не представляет, как мучительно не иметь того, что в их мире появляется по щелчку пальцами, лишь красавица Мариан, старшая сестра Маркуса, приходит на помощь. Чуткая девушка понимает, что мама не могла бы выслать для Лео "забытые" летние вещи, и предлагает купить для него необходимое, тут же, за столом устроив импровизированный краудфандинг под девизом: "мы подарим ему это на день рождения": с меня курточка, тогда с меня галстук, а с меня штаны. Еще раз напомню, это 1900, когда этикет в одежде соблюдался жестко и сбросить пиджак из плотного твида было примерно как сейчас появиться в общественном месте с голым пузом.
Ну и кто бы после такого не влюбился в прекрасную Мариан? Кто бы не захотел сделать для нее чего угодно? А если это что-то всего лишь отнести одно-два-десяток писем, исключительно по делу, но об этом никто не должен знать, красавчику Теду на соседнюю ферму. А когда в поместье приезжает виконт-владелец (помните про "члены семьи могут жить"?) и выясняется, что он жених Мариан - целый лорд, но совсем не заносчив, и герой войны с изуродованным шрамом лицом - о, когда приезжает Тримингем, девушка вовсе предстает перед Лео небожительницей.
Роман Хартли выстроен как воспоминания пожилого человека о событиях пубертата, нанесших жестокую психологическую травму и во-многом определивших его дальнейшую жизнь. В нем нет острой социальности "Американской трагедии" Драйзера и тысячи других тайных историй о больших надеждах, где небогатый молодой человек или девушка попадают в общество богачей. Как нет и желания вернуться во времена, когда трава была зеленее, при том, что герой-рассказчик не стыдится своего тогдашнего (и отчасти нынешнего) снобизма. Да, богатые и знатные могут позволить себе больше. Да. красивым сходит с рук то, за что некрасивых осудят и предадут остракизму. Да, детей нельзя втягивать в аморальные взрослые игры, связывая обязательством хранить тайну.
Плохая новость: так было, есть и будет во все времена, потому что люди не равны изначально и никогда не будут равны. Хорошая новость: исцелить душевные раны и детские психотравмы помогает проговаривание. а лучше записывание во всех подробностях, которые удается восстановить. Отличная книга и по-настоящему интересная.
Время и место действия: 1900, Англия, Норфолк Летняя нега рафинированного богатства, прекрасный особняк, вкусная обильная еда, мальчишеские приключения с приятелем, который не закадычный друг, но делить с ним комнату и всюду шнырять всяко веселее.
Роман Хартли выстроен как воспоминания пожилого человека о событиях пубертата, нанесших
жестокую психологическую травму и во-многом определивших его дальнейшую жизнь. В нем нет острой социальности "Американской трагедии" Драйзера и тысячи других тайных историй о больших надеждах, где небогатый молодой человек или девушка попадают в общество богачей. Как нет и желания вернуться во времена, когда трава была зеленее, при том, что герой-рассказчик не стыдится своего тогдашнего (и отчасти нынешнего) снобизма. Да, богатые и знатные могут позволить себе больше. Да. красивым сходит с рук то, за что некрасивых осудят и предадут остракизму. Да, детей нельзя втягивать в аморальные взрослые игры, связывая обязательством хранить тайну.
Плохая новость: так было, есть и будет во все времена, потому что люди не равны изначально и никогда не будут равны. Хорошая новость: исцелить душевные раны и детские психотравмы помогает проговаривание. а лучше записывание во всех подробностях, которые удается восстановить. Отличная книга и по-настоящему интересная.
«Подпорки, державшие здание моей жизни, рухнули…»
С первых же страниц и по стилю, и по атмосфере на меня повеяло классикой, а сам разворачивающийся сюжет чем-то напомнил «Первую любовь» И. Бунина, а потом и «Искупление» Й. Макьюэна и даже немного Дж. Фаулза, хотя, конечно, это было про другое. Прочитав об авторе, я удивилась, что мне попалась действительно нечитанная классика, и погрузилась в повествование, очень неспешное, очень раздумчивое и очень-очень насыщенное внутренними эмоциями.
В романе основные события происходят в 1900 году, но автор вспоминает их из 50-х, когда ему шестьдесят и жизнь его уже состоялась. На изломе веков и в судьбах людей, и в исторических событиях всегда чувствуется что-то декадентские, трагическое и невосполнимо уходящее. Ностальгии не будет, не ждите, благостных детских реминисценций – тоже. Печаль, потери, сожаления, обиды, непонимание, не исполняющиеся ожидания, нелепые мелкие авантюры – основные лейтмотивы романа, преломленные сквозь призму восприятия еще викторианского по сути тринадцатилетнего подростка Лео. Викторианские дети – это своеобразная смесь нравственной рассудительности и чувственного инфантилизма, интеллектуального снобизма и житейской наивности, и он воплощает ее в полной мере.
Покидая детский возраст, находясь в стартовой точке взросления, он очень полон собой и веры в себя и свои «заклинания», но еще мало что понимает, оказавшись в гуще взрослых событий, происходящих на фоне жаркого британского лета, провинциального спокойствия, зажиточного и бездельного существования. Все ему внове, и он не всегда удачно приспосабливается и к новым людям, и к новым впечатлениям и к новому себе, используя имеющиеся пока только детские возможности для решения новых ситуаций. Но даже мир усадьбы Брэндем-Холл, в которой он гостит, оказывается куда как сложнее, чем его представления о нем, и последствия пережитого оставляют в нем такие психологические травмы, с которыми он так и не сумел разобраться за всю жизнь. А в других не оставили, хотя, казалось, должны были бы. И кто виноват? А никто и не виноват. C’est la vie.
Главный герой романа "Посредник" – Лео Колстон, мальчик на пороге тринадцатилетия, замкнутый, мечтательный, отчаянно нуждающийся в одобрении. С точки зрения современного читателя, он кажется невероятно наивным, даже инфантильным – он не понимает очевидных вещей, не видит подтекстов, ведется на лесть и легко поддается чужому влиянию. Но стоит вспомнить, что действие происходит в 1900 году, а Лео – настоящий "тепличный цветок", воспитанный одной матерью, почти не имевший контакта с реальным миром, и его поведение уже не кажется таким уж странным.
Лето своего тринадцатилетия Лео проводит в поместье у своего школьного друга – и это становится для него первым столкновением с совершенно иной жизнью. Богатство, роскошь, свобода – все это ошеломляет мальчика, чья мать не могла позволить себе даже новую летнюю одежду для сына. Но главное – впервые в жизни он оказывается без привычного контроля школьных учителей, без материнской опеки. Естественно, Лео изо всех сил старается вписаться в этот мир "небожителей", стать своим среди этих уверенных, красивых, насмешливых людей. Именно это стремление делает его идеальной жертвой для манипуляций.
Он оказывается втянут в сложные отношения взрослых, даже не понимая до конца, что происходит. Он лишь смутно чувствует, что происходит что-то неправильное, но не может ни осмыслить, ни тем более противостоять этому. Лето, которое должно было стать началом новой, яркой жизни, оборачивается крахом всех его иллюзий. Детство кончается резко, болезненно, без возможности вернуться назад.
Вообще, я не люблю романы взросления, но в "Посреднике" есть что-то по-настоящему пронзительное. Автор очень талантливо показывает двойственность повествования: с одной стороны, мы видим мир глазами Лео – ребенка, который не понимает всей подноготной происходящего, а с другой – как взрослые читатели, мы отчетливо видим, насколько мерзко и цинично ведут себя окружающие его взрослые. Как легко они играют его чувствами, как используют его наивность, как мало на самом деле им до него дела.
Единственное, в чем я не совсем согласна с автором, так это в том, что события того лета могли настолько кардинально повлиять на всю последующую жизнь Лео. Но в целом – роман действительно достойный и глубокий. Удивительно, что он настолько малоизвестен. Я считаю, что "Посредник" определенно заслуживает гораздо большего внимания.
Давненько я не читала такой мерзости, где нет ни одного героя, вызывающего хоть малейший отголосок симпатии.
Я ожидала роман о взрослении с ноткой пикантности, которую ситуации придавало интересное положение главного героя, Лео, а получила бредни подростка о магии пополам с историями про отвратительных взрослых. Но двенадцатилетнему мальчику простительны детские фантазии и высокопарный драматизм, а вот то, что абсолютно каждый взрослый в этой истории использует ребенка в своих целях, зачастую аморальных, меня сильно покоробило. Аннотация вроде предупреждает насчет главной героини, но никак не готовит читателя к тому, насколько неприятной особой окажется в итоге Мариам. Мало того, что у дамы в голове и между ног гуляет ветер,
При прочтении у меня сложилось впечатление, что Мариам по-настоящему никого кроме себя не любит, хотя она даже на старости лет продолжает продвигать идею о том, что вот ее любовь - это всем любовям любовь, а не просто секс, как у остальных, хотя они с Тедом только постельными утехами и занимались судя по тому, что написано в книге. Только оставаться с бедным фермером даме не пристало, даме хотелось стать виконтессой и она нисколько не стыдилась того, что после свадьбы с другим мужчиной собиралась продолжать увеселения с любовником. Судя по датам, которые приводит в эпилоге автор, она и ребенка нагуляла на стороне, очень странно, что Лео находит внука Мариам похожим на ее мужа, от мужа там только фамилия. Хотя, Лео даже спустя годы не поумнел, в финале он снова собирается нестись выполнять поручение Мариам, ничему он не учится.
Остальные персонажи раздражали не меньше, но кроме Мариам сильнее всего запомнилась ее мамаша - если ты вырастила дочь шлюхой, то не надо винить в этом чужого человека, тем более ребенка. Не надо портить ребенку день рождения и втягивать его во взрослые разборки, разберись со своей дочерью и последствиями сама, как взрослая.
Sharhlar, 45 sharhlar45