Всегда с интересом узнаю, как события российской истории прошлого века отозвались на мироощущении других наций. Много лет назад американцы напугались нашего воинствующего коммунизма настолько, что создали современное ФБР. Теперь вот выясняется, что был у них и свой период "охоты на ведьм", когда из общества старались выжить не только состоящих в партии, но и "попутчиков" - тех, кто сочувствовал коммунистам или даже просто мимо проходил. Можно было 20 лет назад пожертвовать деньги в благотворительный фонд, чтобы поддержать голодающих детей Африки, а в 1950-м году выяснить, что теперь ты считаешься финансирующим коммунизм, поскольку этот фонд, как выяснилось, как-то там абсолютно не интуитивно с ними связан.
Главный герой романа Клемент Арчер - самый обычный человек. В меру честный, в меру принципиальный, с 18-летней дочерью и беременной женой в анамнезе. Весь его мир - это работа (постановка радиоспектаклей), семья и 15-летняя дружба с самодовольным бывшим студентом. И мир этот очень быстро рушится после того, как начальство просит его уволить из шоу пятерых человек за связи с коммунистами. Он, конечно, побрыкается и слегка повоюет. Выпросит 2 недели отсрочки и проведет собственное расследование, кто там с кем и почему. Вот только происходящее будет затягивать его постепенно всё глубже. И вот уже раздаются и в его квартире тревожные звонки с угрозами от ярых патриотов, а газеты пестрят фотографиями с его лицом. От оголтелого патриотизма не убежишь. Как не сумеет порядочный человек переступить через свои принципы и просто двинуться дальше, отряхнув с дорогих нью-йоркских ботинок пыль людей, пострадавших даже не за убеждения, а за то, что когда-то, давным-давно, оказались не в том месте и не в то время или влюбились не в того человека.
Роман Шоу великолепен! Он потрясающе литературен, населен живыми персонажами и вдохновляет задуматься очень о многом. Где та черта, у которой нужно остановиться вопреки своим убеждениям ради близких тебе людей? Где грань, отделяющая действительную защиту интересов общества от неадекватных гонений на призраки далеких страхов?..
Книга 60-летней давности в силу ряда причин читается сейчас очень современно - как предупреждение о тех маленьких маячках по краям дороги, которые отмечают злополучный "поворот не туда". Писатель, кстати, за этот роман поплатился. Шоу обвинили в сочувствии коммунизму и внесли в "черный список" Голливуда. 25 лет ему пришлось прожить в Европе. А вслед ему тогда тоже, наверное, неслись нервные крики: "Не нравится - вали!"...
Приятного вам шелеста страниц!
Izohlar
26