я ожидала от этой книги ровно то, что она мне дала, властную мать с нездоровой привязанностью к сыну, мякготелого старого ребёнка, не способного существовать, мыслить и чувствовать самостоятельно. Героям не хочется сопереживать, их мимолетные разумные мысли исчезают с невероятной быстротой, и это все окунуло меня в отвращение, которого я и ожидала, одним словом чудесная книга, которая возможно даже сможет кому-то запертому в таких же пленных отношениях с родителями приоткрыть глаза (если на это хоть что-то способно)
Hajm 80 sahifalar
1923 yil
Матерь
Kitob haqida
Нет ничего сильнее материнской любви, но иногда она имеет разрушительную силу, потому что, как и любое лекарство, в слишком больших дозах она становится ядом.
Фелисите Казнав – воплощение чрезмерной заботы, она относится к своему пятидесятилетнему сыну как к слабому и глупому ребенку. Однако вопреки воле матери он женится на молодой соседке Матильде. Фелисите сгорает от ревности и клянется никогда не отпускать сына, поэтому начинает настоящую войну со своим истинным врагом – расчетливой невесткой.
ВОТ ОНА родившая для себя, во всей своей гниющей плоти. Всю свою жизнь она лишь им и жила и что из этого вышло? Ничего хорошего. Ни для неё ни для сына.
Чтобы не потерять своё сокровище, она сама превратила его в калеку; ей удалось удержать его только потому, что она его подавила. Она воспитала мальчика в недоверии, в глупом презрении к женщине. С пятнадцати лет он знал только две разновидности женщин: тех, что "мечтают наложить на вас лапу", и тех, от которых "можно заразиться".
Став более зрелым, читай стариком, он попытается сбежать... Но как сбежать от самого себя, когда ты весь будто пропитан парами своей матери?
Ты жуткий скупердяй Фернан. Таким тебя воспитали? Нет, ты просто взял всё самое "лучшее" от предков своих.
После меня хоть потоп? Это я про его мамашу.... Ну помрёшь ты, дура старая, на кого твой хилый сыночек останется? Ни детей у него, ни-че-го, а уже не мальчик.
Главное, что моё и за стенкой храпит, нет для тебя большей радости...
Ты прожила свою жизнь, как хотела, а он, твой сыночек?
Ты... Ты сделала меня одиноким.
Есть в этом доля истины, но... Вот вам и старина Обломов, только с другого боку. Этот, всё же женился, пусть и не ради себя, в пику матери, а всё же, но...
Матильда - супруга Фернана. Её, мы, читатели, встречаем, когда она находится в горячке... Ребёнок их с Фернаном умер и вот она...
- Она спит. - Притворяется. Пошли. Так шептались у постели Матильды Казнав муж и свекровь, за чьими исполинскими сплетающимися тенями на стене она следила из-под ресниц.
Одна... Чего добилась, ты? Выйти замуж не напасть, лишь бы за мужем не пропасть... Истина.
Ты не испытывала никакой нежности к этому старому человеку. Просто инстинкт крота толкал тебя искать выход из твоего подчинённого положения. Самое худшее в униженном состоянии, что оно заставляет нас рассматривать людей с точки зрения извлечения из них выгоды, и мы доискиваемся только одного, каким образом их использовать.
А что потом, что делать после, как жить потом с этим "богатством"... об этом подумаем позже? Или вовсе, как-нибудь? Типа, стерпится-слюбится? Достаточно выйти замуж и всё? В дамки попала? Ну-ну.
Грустно в итоге. Аннотация немножко лукавит, ибо, та самая борьба между свекровью и Матильдой, не совсем то, на что может расчитывать наивный читатель.
Книга, она скорее о том, до чего может дойти вот такая больная любовь чей-то матери и о том, что бывает в итоге с перелюбленными детьми. О сколько их таких историй. Как-то, моей маме жаловалась одна, что девицы нынче все меркантильные, а был у неё, у той самой, сыночка, годков тому уж было за 40 и он всё с родителями жил, нигде не работал, на их пенсию жил. Умерли они и он следом спился. Есть и такие, что не спиваются, но все отношения с прекрасным полом, длятся не больше недели, ибо мамане его, любая, не нравится... то траты сына на шоколадки, для той, другой, кажутся излишними...
В общем и целом, не только сыновьям так везёт... Только мальчики, выходят что послабее девчат.
В крошечном мире его низменной жизни, в этой сети, в этой липкой паутине, которой за полвека оплела его, чтобы сохранить, мать, он бился, как большая беспомощная муха.
Вот он, тот самый Мориак, которого я так люблю! После Тайны семьи Фронтенак я на самую малость разуверилась в той силе его прозы, что так ошеломляет меня. Но всё снова встало на свои места - на страницах книги за окнами пылает страшный зной, а в мертвом доме семьи Казнав леденеют пальцы.
С первых же страниц автор окунает читателя в ужас - после выкидыша умирает /совсем одна, в холодной комнате/ под грохот проезжающих товарняков молодая женщина. А за дверью шепчутся двое - ее 50-летний муж и свекровь.
- Она спит.
- Притворяется. Пошли.
В последние часы своей жизни Матильда Казнав вспоминает обстоятельства, что привели ее в этот дом. В попытках сбросить с себя рабские оковы, Матильда с головой нырнула в этот ужасный брак, понадеявшись, что женские чары сильнее материнских. Как же она ошибалась.
Ты сама устремилась к своему несчастью. Ты не испытывала никакой нежности к этому старому человеку. Просто инстинкт толкал тебя искать выход из твоего подчиненного положения.
Фелисите Казнав сделала всё, чтобы навсегда привязать своего сына к себе. Разве что не посадила его на веревочку. Она душила его своей заботой, своей любовью, сознательно настраивала против других женщин - только бы сын всегда сопел за стенкой в своей детской постельке. Она считает сколько раз он кашлянул и хорошо ли он пообедал. Она даже соорудила помост вокруг дома, чтобы можно было беспрепятственно следить за дорогим сокровищем:
Что это за темная масса возле окна, этот лежащий и словно бы нажравшийся - а может притаившийся - зверь? Матильда узнала помост, воздвигнутый некогда по велению свекрови в каждой из комнат, чтобы ей было удобнее следить за сыном, - делал ли он "свой круг" на Севере, прогуливался ли по Южной аллее или возвращался, подстерегаемый ею, через Восточные ворота.
До мурашек читала строчки, в которых Фелисите борется с уже мертвой соперницей, в своем безумии подсчитывая очки и полагая, что у усопшей есть какая-то тактика.
Не трудно представить кого воспитала Фелисите Казнав - большую беспомощную муху, которая не умеет ничего. Которая в пятьдесят лет прячется от маменьки и тайком у соседского забора поедает запрещенную дыню, бросая шкурки на соседский двор. Которая за секунду до вспышки фотоаппарата отпускает руку своей невесты, чтобы взять за руку мать. Которая не знает любви иной, кроме губительной любви собственной матери. Тот бунт, что он устроил после смерти нелюбимой жены, то самобичевание и попытки вырваться из паутины Фелисите - всего лишь легкое предсмертное подёргивание жирной мухи, угодившей в логово паука. Фернан не умеет жить по-другому, для него уже поздно что-то менять.
Не получите вы моего сына! Никогда не получите!
Страшная книга! Но сильная.
Люблю Мориака, мне кажется, что это претендент чтоб попасть в блокнот с любимыми авторами
Как всегда, в маленьком объеме книги, раскрывается очень хорошо тема.
Книга рассказывает о разрушительной любви матери к своему сыну. Где только она знает, как и что лучше для её сына (которому на минуточку 50 лет) , и когда невестку она называет конкуренткой, от этого стоит насторожиться. От такой любви и привязанности становится страшно.
Франсуа Мориак — французский писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературы «За глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни».
В своем творчестве он по большей части обращался к вечным темам - конфликтам между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, человеком и совестью. И делал это виртуозно: сталкивал героев лбами, переламывал им судьбы, и доводил до смертного одра.
И эта книга не стала исключением. Тираническая любовь матери к сыну, ставшая причиной разрушения его по сути случайного брака, привела и куда большим бедам. Не давая вздохнуть свободно, мать сознательно рушила жизнь не только своего сына, но и его жены. Эгоизм и чувство собственничества привело к большой трагедии, которая потянула за собой еще более драматические события.
Если мать хотела, чтобы он жил только ею и словно бы слитно с ее дыханием; если она не терпела соперничества никаких занятий, никаких развлечений, никаких чаяний, никакой любви, – она могла теперь торжествовать в глубинах мрака, что сделала свое дело...
Для меня это первое знакомство с автором. Не могу сказать, что книга произвела на меня неизгладимое впечатление, но скорее понравилась, чем нет. Мне не хватило драматичности в этом небольшом произведении. Не хватило больше подробностей. Не хватило противостояния сначала между невесткой и свекровью, а потом между матерью и сыном. Автор как будто прошел по краю драмы, не вдаваясь в подробности. И из-за этого впечатления получились несколько смазанными.
Но Мориак меня заинтриговал, поэтому обязательно продолжу знакомство с автором.
Izoh qoldiring
Izohlar
14