Hajm 290 sahifalar
1932 yil
Спаси меня, вальс
Kitob haqida
«Спаси меня, вальс» – единственный роман знаменитой Зельды Фицджеральд, отличающийся яркой образностью и очевидными автобиографическими аналогиями. Зельда писала о том, что хорошо знала сама, – о двадцатых годах двадцатого века, «эпохе джаза» и «потерянного поколения», когда люди ее круга сначала стремились преодолеть будничную рутину, а потом скуку нескончаемого веселья.
На фоне артистических кругов Нью-Йорка и Парижа иногда абсолютно точно, а иногда с точностью до наоборот отображена жизнь легендарной четы и, словно на авансцене, любит, мучается, набирается мудрости легкомысленная и взбалмошная красавица Алабама Найт. Тяжелое балетное искусство, описанное детально и реалистично, помогает ей обрести мир в душе и найти себя.
Пронзительная книга о потерянной жизни, но не выдуманного персонажа, а живой женщины.
Я отождествляю прозу Зельды с хрупкой белой глицинией - ломкой, невыносимо изящной, рождённой жить в саду, но вынужденной постепенно чахнуть в комнатной духоте. Ее главное достояние - узорный, выпуклый, действительно оригинальный язык. Меня лично приводят в восторг выражения вроде "тёплый ванильный крем солнца" или "белая сирень, как глазированное пирожное".
Роман очень красивый, пронизанный какой-то неуловимой печалью, проникнутый ожиданием грядущего несчастья, ведь в то время у Зельды уже случались первые приступы болезни. Но на связности текста это никак не сказывается - он вполне логичный и гладкий, разве что герои немного безликие, с наполовину стертыми лицами, потому что писала Зельда о себе и своём муже и возможно, не хотела слишком чернить чету Фицджеральдов.
Это роман взросления - от истоков детства, когда каждый день пахнет новым цветком до середины жизни, кризиса среднего возраста. Больше всего понравилась часть про балет и русских, неистовое увлечение героини геометрией движений, упоение утомлением и физическим истощением. Она пыталась найти себя в кружении загадочного русского балета, но, кажется, потерялась ещё больше.
Несмотря на то, что в конце романа героиня серьёзно заболевает, последние строки оптимистичные и светлые. Алабама вылечится и в их с мужем окно влетит свежий розовый ветер перемен. Жалко, что в жизни такого не произошло, что это единственная книга Зельды, а вторая, которую она писала в психиатрической больнице, так и осталась внутри неё, сгорев в пожаре больницы и ее внутреннего огня, ее бешеной, разноцветной, трагической жизни.
Необычная книга. В самом начале как будто немного нелогичная, сумбурная и даже немного наивная. Романтично-сбивчивая история поиска себя и своего места в жизни. В бесконечной карусели жизни героиня ищет не просто смысл жизни, а пытается понять, что есть её жизнь и что делать с теми, кто оказывается рядом. Местами помпезная и напыщенная, а под конец пронзительно трогательная.
Figures dancing gracefully Across my memory Liz Callaway – Once Upon a December
Зельда Фицджеральд, как и её муж Скотт, описывает жизнь "потерянного поколения". Это поколение, так рано столкнувшееся с войной, решило, что раз мораль и установки их родителей не спасли мир от кровавой трагедии, то нужно брать от жизни всё здесь и сейчас, потому что неизвестно, какие ещё катастрофы готовит будущее.
Роман сумбурен и полуавтобиографичен. Молодая красавица Алабама из одноимённого южного штата, в образе которой так много от самой Зельды, выходит замуж за перспективного художника Дэвида. Он пишет картины, приобретает известность, постоянно пребывает в поиске вдохновения. Она – пытается понять своё место в вихре жизни, разобраться в себе и людях в бесконечной карусели праздности, не приносящей удовлетворения. Вечеринки, многочисленные друзья, рождение ребёнка, вилла на Лазурном берегу, богемный Париж – кадры сменяются, отношения портятся, улыбки надоедают. Русская княгиня, преподающая балет, кажется спасительным маяком, желание попасть к Дягилеву – наконец обретённым смыслом. Стёртые до дыр пуанты, тело, не желающее слушаться, судороги в мышцах, батманы до изнеможения... Время, проведённое вне студии, – время потерянное, прежние интересы – интересы безрадостные. Поможет ли искусство танца наконец обрести себя и понять окружающих, или в этом сумбурном ритме нет смысла и цели?
Сбивчивый, пронзительный и искренний роман о людях, потерянных во времени и отчаянно старающихся к чему-то прибиться, обрести постоянное в зыбких песках неизвестности.
Чтобы глубже проникнуть в замысел романа «Спаси меня, вальс», надо немного окунуться в ту эпоху, когда он создавался и портретом которой является. Ещё надо понимать, что роман написан женой известного американского писателя Ф. С. Фицджеральда, одного из ярких представителей так называемого «потерянного поколения». Именно философия людей, относивших себя к этому «потерянному поколению», наложила огромный отпечаток как на всё творчество самого Ф. С. Фицджеральда, так и его жены Зельды Фицджеральд. Что чувствует человек, прошедший через кровавую бойню войны? Чему верит человек, осознавший, что все ценности, прививаемые ему родителями с детства, обесцениваются в кровавой военной мясорубке? С войны вернулись люди, душевно надломленные, сходившие с ума. Вот почему после Первой мировой войны так много людей спивалось или кончало жизнь самоубийством. Вот почему в то время в обществе устраивались пьяные вечеринки с бесшабашными выходками – люди словно старались наверстать упущенное или, наоборот, успеть пожить на всю катушку, ведь никто в этом мире ни от чего не застрахован, прежних ценностей нет. Именно в такой обстановке живут герои романа З. Фицджеральд, в них несложно узнать саму Зельду и её мужа, ведь книга очень автобиографична. Главную героиню зовут Алабама, она является младшей дочерью в многодетной семье известного сенатора. Алабама выходит замуж за начинающего, но уже перспективного художника Дэвида Найта. И начинается у молодых супругов богемная жизнь, так характерная для молодёжи того времени. В бесконечных вечеринках, кутежах и пьяных выходках так легко потерять себя. Чета Найтов переезжает с места на место в поисках себя и смысла жизни. А помогает им сохранить свою целостность творчество. Вот только в тени известного мужа не так-то легко самоутвердиться женщине. И Зельда находит своё призвание в балете, доводит себя до изнеможения ежедневными многочасовыми репетициями. У неё даже появляется цель – попасть в русский балет Дягилева. К чему может привести многолетний изнуряющий труд без отдыха, думаю, нетрудно догадаться. Примечателен тот факт, что роман создавался в то время, когда Зельде уже поставили диагноз шизофрении и она находилась в психиатрической лечебнице. Несмотря на это, роман не создаёт впечатления бреда сумасшедшего. Наоборот, та хаотичность, которая ему присуща, как нельзя лучше отражает и характер той далёкой эпохи, и метания самой героини. Очень тяжело морально было читать эту книгу, которая оставляет послевкусие безнадёжности и безысходности. И тем больше появляется стимулов для того, чтобы жить здесь и сейчас и успевать радоваться жизни.
Интересный взгляд с другой стороны — со стороны женщины на эпоху джаза, ревущие двадцатые и начало депрессии. Не знаю, была ли замечена эта вещь, если бы не знаменитый муж. Но вечная проблема — а как самореализовываться, если ты жена и мать — здесь показана просто отлично.
Порадовала также ирония и куча афоризмов, которые я постоянно заносила в закладки.
- Хотите, я покажу, какой умею быть обворожительно?
- Конечно.
- Тогда пригласите меня выпить.
Всегда одно и то же. Стоит мне надеть лучшее белье, и ничего не случается.
Люди ничего не понимают в своих отношениях! Как только начинают понимать, отношения заканчиваются.
Нельзя вечно навязывать другим людям свое мнение о себе - рано или поздно все равно сталкиваешься с тем, что думают о тебе другие.
Нелегко быть богиней далеко от Олимпа.
Izohlar, 24 izohlar24