«Подводные асы Третьего Рейха» — это тот довольно редкий случай, когда название книги соответствует её содержанию. Эта книга не претендует на титул полного обобщающего труда по истории подводных сил Кригсмарине — нет, она только рассказывает эпизоды из биографий нескольких подводников, ставших кавалерами Рыцарского креста Железного креста (по мнению автора, именно награждение этим орденом — главный критерий для того, чтобы считать того или иного подводника асом). Среди них нашлось место как для таких известных личностей, как Гюнтер Прин (потопление линкора «Ройял Оук» и торговых судов на 162 769 тонн водоизмещения), Отто Кречмер (255 394 тонн потопленных и захваченное судно в 2 136 тонн, Рыцарский крест с дубовыми листьями), Йоахим Шепке (153 677 тонн, одно тяжело поврежденное судно на 2 205 тонн) и Эрих Топп (197 460 тонн торгового тоннажа, эсминец на 1 190 тонн), так и для тех, имена которых не на слуху — Гюнтер Хесслер (118 822 тонны), к примеру.
Автор книги, Владимир Нагирняк — это одновременно действительно хороший профессиональный историк и глубоко увлечённый историей немецкого подводного флота человек. В результате его труд сочетает в себе обстоятельность и подлинную научность (все свои построения автор аккуратно подтверждает ссылками на источники и работы других исследователей) изложения с великолепным знанием темы.
Большое достоинство работы Нагирняка — это его подход к использованию источников: помимо воспоминаний, книг других исследователей (разной степени достоверности) и общедоступной информации, он обращается к журналам боевых действий подводных лодок — то есть, к первичным документам, обладающим высоким уровнем достоверности. Ещё одно доказательство тщательности автора — это то, что он аккуратно сверяет заявленные успехи немецких подводников с реальными данными. Допустим, если Дёниц официально засчитал Отто Кречмеру потопленные суда на 338 000 тонн, то послевоенные подсчёты дали цифру в 255 394 тонн, которую и указывает Нагирняк.
Нужно понимать, что «Подводные асы» — это сборник статей Нагирняка, ранее опубликованных на Warspot.ru. К сожалению, статьи перенесены в книгу как есть, без какой-либо структурной обработки. Проще говоря, книга, составленная из интересных по содержанию и безусловно качественно написанных частей, сильно страдает от недостатка (или отсутствия) редакторской обработки, которая объединила бы эти части в единый текст, выстроенный в правильной хронологической и смысловой последовательности. В результате есть существенная проблема в компоновке глав-статей по отношению друг к другу: например, несколько глав о Вольфганге Люте изложены в обратном хронологическом порядке. Рассказ об Отто Кречмере почему-то поставлен перед разделом о Гюнтере Прине, хотя Прин начал действовать раньше, да и вообще, обычно считается подводником № 1 всех времён и народов. Впрочем, ситуацию с Кречмером и Прином можно объяснить ещё и сложностью с пониманием того, кого из них можно поставить на первое место пьедестала — Кречмер потопил больше торговых судов (а именно это считалось главной задачей подводников), а Прин в результате дерзкого и отчаянно смелого рейда прорвался в Скапа-Флоу, главную базу британского флота, и потопил там линкор «Ройял Оук» (за что стал первым кавалером Рыцарского креста среди подводников и вообще положил начало практике их награждения этим орденом). Ещё один недостаток — в книге многовато опечаток; я читал в литресовской версии — возможно, в бумажном издании с этим всё в порядке.
Среди похожих друг на друга историй об атаках на конвои, отказах торпед, уклонении от глубинных бомб и полученных наградах есть несколько эпизодов, которые легко привлекают внимание. Это история о Вольфганге Люте, экипаж которого из-за халатности утопил собственную лодку прямо в гавани Лориана. Лишний раз убеждаешься в плохом взаимодействии немецкой авиации с флотом: к примеру, U-99 Отто Кречмера в своём первом походе в 1940 году была атакована немецкими же самолётами два раза. Любопытные мысли приходят в голову, когда узнаёшь, что Дёниц зажал Рыцарский крест Гюнтеру Хесслеру, потому что тот был женат на его дочери Урсуле — награду Хесслеру в итоге вручал гросс-адмирал Редер, командующий Кригсмарине и непосредственный начальник Дёница. Но все эти эпизоды меркнут и бледнеют перед эпическим размахом событий 27 августа 1942 года, когда моряки с канадского корвета «Оуквилл», протаранив U-94 обер-лейтенанта цур зее Отто Итеса, попытались взять лодку на абордаж, спрыгнув на её палубу… в фуражках и трусах, потому что в момент объявления боевой тревоги отдыхали после вахты. На самом деле, это был не единственный случай, когда подводную лодку брали на абордаж — можно вспомнить U-110 Франца-Юлиуса Лемпа, на которой англичане захватили коды к немецким военным шифрам. Впрочем, Лемп вообще широко известен (не слишком справедливо, на самом деле) не только как неудачник, но и как военный преступник — именно он 3 сентября 1939 года, через несколько часов после объявления войны, торпедировал и потопил пассажирский лайнер «Атения». Именно с этим инцидентом связан единственный достоверно известный случай подделки записей в судовом журнале в Кригсмарине.
Одна из самых интересных глав книги — последняя, та, что рассказывает о послевоенной судьбе офицеров-подводников. Всё довольно предсказуемо: в условиях разрушенной (в буквальном смысле — бомбами американских бомбардировщиков) экономики и отсутствия у побеждённой Германии не только ВМФ, но и армии, бывшим подводным асам пришлось работать кем придётся. Эрих Топп, к примеру, устроился матросом на рыболовный траулер. Эрнст Бауэр — клерком. Вернер Хартман трудился в сиротском приюте и секретарём в церкви. Ганс фон Тизенгаузен, от торпед которого погиб британский линкор «Бархэм», работал столяром и сборщиком мебели. Немного лучше было положение инженерных специалистов флота — им было проще устроиться на какую-нибудь работу, связанную с техникой. Отчасти помогали социальные связи, в том числе внутри флотской корпорации — по традиции, старший по званию из призыва организовывал помощь своим товарищам, их вдовам и детям, а сами офицеры делились информацией о работе, жилье и других необходимых вещах. Со временем ситуация в стране несколько стабилизировалась, и бывшие подводники могли устроиться получше — Эрих Топп, например, работал архитектором. Кто-то эмигрировал, как фон Тизенгаузен.
Удивительнее всего то, что некоторые командиры подлодок получали посылки с продуктами от… членов экипажей потопленных ими кораблей — Отто фон Бюлов, к примеру. Кроме простого человеческого сострадания, это можно объяснить тем, что фон Бюлов гуманно относился к выжившим после потопления их судна морякам, передавая им на шлюпки компас, карты и небольшое количество продуктов.
В 1955 году, спустя десять лет после окончания войны, в ФРГ был возрождён военно-морской флот… в который сразу же образовалась очередь из бывших офицеров Кригсмарине. Повторилась ситуация начала двадцатых годов, когда взяли очень немногих — должностей было намного меньше, чем желающих на них служить. В итоге, Отто Кречмер и Эрих Топп, самые результативные из выживших подводников (Гюнтер Прин и Йоахим Шепке погибли вместе со своими лодками в 1941 году, а Вольфганг Лют по нелепой случайности был застрелен часовым в Мюрвике в мае 1945-го), пришли на службу в Бундесмарине в 1955 году; Отто фон Бюлов, Роберт Гизе, Вернер Хартман и несколько других — в 1956-м. Генрих Леман-Вилленброк, ставший прототипом Старика в романе Лотара-Гюнтера Буххайма «Лодка», стал капитаном торгового флота, а в 1981 году ещё успел побывать консультантом на съёмках фильма о собственной лодке.
Подводя итог — кому это может быть интересно? Да много кому, на самом деле. Книжка написана вполне понятным языком и не требует от человека, который будет её читать, какой-то особой подготовки. Избранный Нагирняком подход, основанный на рассказе о конкретных персоналиях немецкого подводного флота, делает его сборник довольно эмоциональным. А разумная краткость позволяет осилить книгу за несколько вечеров или несколько поездок на работу/с работы (ну или куда вы там ездите, не из Лориана в Берлин, это уж точно).
Izohlar
4