Признаюсь, название и обложка художественно-исторического романа Виктора Королёва «Самый страшный день войны» меня испугали. Ожидала тяжёлого, мрачного содержания. Оказалось, напрасно. Это жизнеутверждающая история, где жизнь гулко пульсирует вопреки невзгодам, упрямо бьётся наперекор смерти. Это книга о человечности. Да, конечно, внимание сосредоточено на самом главном, самом страшном событии – Сталинградской битве. В содержании по главам с лаконичными и ёмкими названиями ведётся обратный отсчёт до рокового дня. Повествование пронизывают тревожные намёки на будущее. В кульминации ощущается весь ужас и трагизм происходящего. Но в апокалипсическом кошмаре проявляется истинная непреходящая ценность чувств долга, товарищества, дружбы и любви. И даже здесь есть место и время светлой улыбке.
Душевный, искренний рассказ увлекает с первых строк. Реализм пробуждает живой дух истории. Россыпь характерных мелких деталей производит эффект, будто видишь всё не мысленно, а воочию. Язык романа простой, но выразительный. Парой-тройкой точных штрихов автор создаёт масштабные картины. Художественные приёмы встречаются нечасто, зато каждый вызывает яркий образ в воображении и сильное чувство в сердце. Закатное солнце прячется в жёлтых подсолнухах. Чёрточки на горизонте превращаются в чертей-«мессеров». В военной мгле мелькают вспышки мирных дней – тогда самых обычных, а теперь имеющих особую важность.
Роман познавателен. Текст изобилует интересными фактами. Фрагменты подлинных документов и писем помогают в полной мере понять ситуацию. Приятно, что автор, кандидат исторических наук, не только глубоко знает материал, но и может деликатно его подать. Повествование остаётся художественным без ухода в научность.
Красноречиво выражены характеры персонажей – как главных, так и второстепенных. Я прониклась большой симпатией и горячим сочувствием к старшине. Впечатлили взрослая мудрость Глафиры, её трогательная забота о малышке Леночке, хотя на самом деле девушки – ровесницы, им всего по 16-17 лет. Примечательно, что жизнь закалила главных героинь ещё до фронтовых будней: кого невзгодами, кого строгим воспитанием, кого борьбой с болезнями. И все шесть девушек ещё тогда совершили личные подвиги – да, разного масштаба, но именно подвиги. При этом остро подчёркивается юность зенитчиц: они символично жили в здании детского сада, переделанном в казарму, и учились в зенитно-артиллерийской школе противовоздушной обороны, расположенной в бывшей обычной школе.
Роман «Самый страшный день войны» – не боевик о супергероях. Это история о настоящих людях. Здесь всё реалистично и что-то неоднозначно. Оправдано ли было намерение Кати и Лены уйти на фронт? Права ли была Зоя в своём судьбоносном решении и в ответе, важном в судьбе жены сержанта?.. Читатели могут о многом порассуждать, о многом задуматься.
Бесспорно одно. Почти в начале книги директриса детского сада сказала: «…Наша задача – сберечь родителям и Родине детей!» И девятнадцатилетние девушки-зенитчицы из 1077 зенитно-артиллерийского полка противовоздушной обороны – сами практически дети – ценой своих жизней сберегли Родину для детей будущего.
Izohlar
11