Неожиданно хорошая книга. «Неожиданно» лично для меня — никогда ранее про этот роман не слышала, что за несправедливость. Не хочется писать что-то о сюжете, скажу только, что сарказма и горечи (как обещает аннотация) там и правда навалом. Хотела сказать, что события книги похожи на американские горки, но это какие-то неправильные горки, которые несутся только вниз) Кстати, не советую читать предисловие (спойлерит сюжет), прочтите его после романа, где оно и должно, по-хорошему, находиться.
Hajm 520 sahifalar
1992 yil
Она доведена до отчаяния
Kitob haqida
Завораживающая история женщины по имени Долорес Прайс.
История пути к себе длиною в жизнь.
История одиночества и поисков дружбы, любви и верности в нашем изменчивом мире.
История, в которой драма соединяется с юмором, а горечь – с сарказмом.
История, в которой есть место для боли и исцеления, для нежности и утраты, для отчаяния и надежды. И для борьбы за право быть собой и жить по собственным правилам…
Сама история достаточно простая, без виражей сюжета и чересчур драматических событий. Полно детей росло без родителей и не стали такими как главная героиня. А она начала изменяться задолго до страшных событий. Но язык, каким написана история, сарказм героини и ее отношение к жизни делают роман маленьким шедевром. Читал с удовольствием, то хохоча, то психуя.
Странно, что у книги так мало читателей в России, ведь в Америке она безумно популярна и по сей день, постоянно переиздается, хотя написана была без малого тридцать лет назад. Здорово, что наши издатели занялись поиском таких жемчужин в зарубежных бэклистах и наконец-то перевели для нас "Дерево, которое растет в Бруклине", "Любовь гика", "Тысячу акров", "Прах Анджелы" и вот историю Долорес Прайс.
Книга примечательна тем, что автору-мужчине удалось настолько правдоподобно влезть в голову женщины и расписать жизнь Долорес от первого лица с самого детства через пубертат и юношество до взросления. В чем-то роман напомнил книги Фэнни Флэгг, он тоже насквозь американский, но если у Флэгг все ужасы скрыты под слоем плюша и милоты, здесь голос обретает девочка/девушка/женщина злая, циничная, с травматичным жизненным опытом, который с самого начала воспринимался ею именно так. Никаких иллюзий и розовых очков, жизнь как она есть: мама, которая впала в тяжелую депрессию после рождения мертвого сына, отец, который ушел из семьи и как будто забыл о ней, верующая бабушка старой закалки, соседи сверху и напротив, отсутствие друзей, школьная травля, изнасилование (очень реалистично показано, как девочки-подростки хотят нравиться и заигрывать с парнями постарше, но когда те пытаются продвинуть отношения на новый уровень, для девочек это очень травматично, ибо в мечтах рисуются максимум поцелуйчики-обнимашки, а не настоящий секс), проблемы с лишним весом, трагическая смерть матери, ложь по переписке для создания более крутого образа себя, нервный срыв и попытка суицида, неудачное замужество... Со многим из описанного сталкивался каждый, и то, как Долорес преодолевает проблемы, тоже жизненно. Она не супергероиня, способная развести все беды руками - нет, озлобленная толстая девочка, которой остро не хватает любви, но которая после серии жестких обломов выставила впереди себя колючки и защищается от мира как умеет.
Эта книга действительно способна помочь тем, у кого сейчас в жизни черная полоса, как-то встряхнуться, понять, что ты не один, вокруг есть люди, способные помочь, которые, возможно, переживали то же самое. Кому-то может показаться, что как-то дофига свалилось на одного человека, или что чтение подобного попахивает мазохизмом (а Лэмб написал книгу задолго до тренда на травматиков), но все же светлых моментов тоже хватает, и конец книги вселяет надежду.
Пожалуй, я бы не стала присоединяться к неоднократно процитированным самим У. Лэмбом в предисловии комплиментам читательниц про глубокое проникновение в женскую душу. Как раз в этом плане я ничего особенного не увидела, да и вообще предполагаю, что некоторые переживания трудно считать присущими только одному полу, и те, о которых пишет автор, по большей части общие (переживания, касающиеся тяжелой депрессии собственной матери и, соответственно, утраты привязанности, отца, бросившего семью в трудный момент, насилия, смерти матери, суицида, неудавшегося брака и пр.). Но и без претензий на понимание проблем взрослеющей женщины и женщины в кризисе получилось хорошо. Сенсацией, как позиционирует книгу издательская серия, я бы ее тоже не назвала на фоне сегодняшних писательских фантазий по поводу травматического опыта, но тем не менее мои общие впечатления очень положительные.
Книга хорошо написана и прочиталась с интересом, хотя последнее я отношу больше на счет собственного любопытства к внутреннему миру людей, чем к каким-то неожиданным откровениям автора. На мой вкус, этот текст несколько однообразный, поскольку рефлексии по одним и тем же поводам прискучивают быстро, а общее развитие сюжета медленное. Но уж чего книга точно полна, так это индивидуальности Долорес - задуманного автором и так и не ставшего счастливым персонажа. С кого бы автор ее мысленно ни списывал, образ получился наглядным и назидательным, особенно если учесть, что книга написана около тридцати лет назад. Сегодня о травматичном опыте взросления не пишет только ленивый, и многие – намного хуже У. Лэмба. Кстати, тот факт, что действие происходит не здесь и не сейчас, придает особое своеобразие книге, давая возможность вместе с героиней погрузиться в 60-е, 70-е, 80-е и 90-е и увидеть ее проблемы в развитии и, возможно, в перспективе, которая очерчена в финале (про счастье, когда тебя понимают и любят ни за что, просто так).
Да, при взрослении проблем хватает каждому, но Долорес, похоже, огребла по полной. У У. Лэмба получился почти роман-преследование, роман-избиение, роман-самобичевание. В таких историях героям, каждый раз загнанным в угол обстоятельствами или самими собой, деваться некуда, надо выживать и пытаться искать свет в конце туннеля, который, возможно, и вовсе не предусматривается авторским замыслом. Страница за страницей читателю приходится глотать чужую боль, скорбь, страх, ненависть, одиночество, неприятие себя. Это – роман-проекция, который, хочешь-не хочешь, вызывает собственные проблемные воспоминания и печальные эмоции, связанные со сложными моментами жизни, и этим книга способна даже травмировать чувствительного читателя.
Конечно, Долорес с ее китами, мужчинами и судьбой – неудачная компания для длинных выходных, но это не значит, что я советую избегать душевного соприкосновения с этой книгой. По-своему она хороша, иллюстрируя битву человека с судьбой, попытку измениться и снова начать жить. Жаль, что доставшаяся жизнь оказалась Долорес не по зубам, но, может, в финале ей всё же повезет.
Потрясающий роман!! И сразу чувствуются 90-е — видимо, в то время писали как-то иначе. Главная героиня — Долорес Прайс, пережившая (пережившая ли?) физическую и психологическую травму в возрасте 13 лет. С тех пор она замкнулась в себе, нарастив для защиты от токсичного общества потрясающие слои жира. Но и они не помогают от последующих ударов судьбы. С первых строк книга захватила и не хотела отпускать меня из своих удушающих объятий. Я толстела вместе с Долорес, пыталась социализироваться, испытывала душевную боль от жестокого мира и хотела что-то изменить в себе. Не могла. Смогла. Полюбила бабушку. Попыталась обрести женское счастье. Думала, что обрела. А потом снова замкнулась во внутреннем мирке. Ведь там так хорошо, спокойно. Одиноко. Стоит ли пытаться что-то сделать с чёрной полосой, в одночасье перечеркнувшей жизнь?
Беда с ныряниями в том, что рано или поздно приходится выныривать.
Иногда создаётся ощущение, что ты идёшь просто вдоль, и вот тебе уже под 40, а она всё ещё с тобой. Хвала героине — в какой-то момент она решила идти поперёк.
Я начала понимать – все зависит от точки зрения. Если весь мир сошел с ума, я не без гордости отмечала, что уже попала в полуфинал.
Книга уходит в любимое пожизненное, это факт.
ПС не могу не отметить бросившиеся в глаза несуразности. Певица Джони Митчелл тут снова мужчина. «Шоу Патти Дюка» тоже сразу насторожило. И по первой же ссылке в запросе выходит сериал «Шоу Патти Дьюк». Ну очевидно же, что имя, скорее всего, женское, и тут же в книге есть объяснение про двоюродных сестёр, но всё равно — Дюка. Понитейл? А конский хвост чем мешал?
Izoh qoldiring
Izohlar
8