Впечатления двойственные. С одной стороны, здорово, что человек собрал и как-то осмыслил и сделал достоянием общественности довольно значительный пласт интересного исторического материала. Лично я купил книгу, в первую очередь, ради нескольких разделов, в которых я неплохо разбираюсь и которые мне наиболее интересны (булат Аносова, сварка Бенардоса и Славянова, паровые машины Уатта и Ползунова). И тут начинается обратная сторона. Не могу сказать, что ужас-ужас-ужас, но, вполне себе ужас. Про сварку вопросов почти нет кроме того, что очень поверхностно описано. Но, понимаю, подробно про всё не получится хотя бы из-за объёма. Хуже всего про булат – в технических вопросах автор не разобрался, переврал очень прилично. Но, хуже то, что абсолютно не учтён исторический контекст – что было в России, что в мире, почему Аносов начал заниматься этим вопросом. В общем, довольно кривой пересказ советских книг про Аносова, разбавленный сведениями из относительно современной книгой Главацкого. Разочарован. С Уаттом ситуация чуть лучше, но, исторический аспект также почти не учтён. Даже не упомянуто, что Уатта приглашали переехать в Россию. Ну, и детали его работы над машиной тоже не отличаются точностью. В общем, из плюсов: читать можно, читать довольно интересно. Из минусов: в отдельных разделах фактические ошибки (за все разделы, конечно, говорить не буду); в выводах можно сомневаться, ибо учитываются далеко не все факторы; чрезмерно упрощённый слог – похоже на напечатанный блог (может, кому и нравится). На премию «Просветитель» не тянет абсолютно, учитывая, что конкуренты – довольно серьёзный научпоп, написанный учёными.
Hajm 507 sahifalar
2017 yil
Изобретено в России: История русской изобретательской мысли от Петра I до Николая II
Kitob haqida
В многочисленных справочниках и списках русских изобретений чаще всего не упоминается три четверти замечательных идей, рождённых отечественной изобретательской мыслью, зато обнаруживается, что мы придумали самолёт (конечно, нет), велосипед (тоже нет) и баллистическую ракету (ни в коем случае). У этой книги две задачи: первая – рассказать об изобретениях, сделанных в разное время нашими соотечественниками – максимально объективно, не приуменьшая и не преувеличивая их заслуг; вторая – развеять многочисленные мифы и исторические фальсификации, связанные с историей изобретательства.
Книга очень понравилась. Большой охват темы. Легкий язык, увлекательное повествование. Симпатия к героям книги. Много интересных обобщений. Для тех, кто интересуется историей дореволюционной России вообще и в разрезе инженерной мысли в частности – книга незаменима. Аналогов не встречал. Очень рекомендую. Увлекательное чтение гарантировано!
Подборка неплоха. Узнал немало нового. Автору спасибо за колоссальный труд и лёгкий слог. С другой стороны, читая главы о темах, в которых немного разбираюсь: вычислительные машины, радиодело – нашёл немало упрощений, кое-где граничащих с фактическими ошибками. С третьей стороны, книга написана не для энциклопедистов, а для широкого круга читателей – а кому надо деталей, Яндекс в помощь.
Читая толковый отзыв olega_san, прихожу к выводу – книга яркая, хорошо читаемая, но несколько поверхностная. Но, простите, именно таким и должен быть хороший научпоп! Автор, пиши ещё! Ставлю пять.
Неплохое общее введение в отечественную историю изобретательства. Книга разделена на тематические разделы, соответствующие периодам изобретательства и несколько общих разделов. Исследовательская работа, безусловно, полезна. Общий обзор о том, как все было. Конечно же книгу сложно назвать научным трудом. Но и для популяризации предмета она тоже довольно скучна. Интересное обобщенное введение и стиль описания «стихийных» изобретений, присущих каждой нации согласно географических и культурных особенностей. Предположительный ответ на волнующий всех вопрос: почему же Европа и США так богаты на гениев-изобретателей, а в России до революции таковых мало. Очень интересный был раздел про фальсификации.
Если читатель человек просвещенный, то вся информация ему уже и так знакома. Я же, как читатель интересующийся, новичок в вопросе, скажу, что было в большей части скучно. Изложение деталей слишком сухое. Мне были совершено непонятны описания военных техник и технологий и не запомнилось больше половины. Хотелось бы видеть механизм не глазами изобретателя, а человека постороннего. Очень интересно было узнать про бытовые изобретения (как сухое молоко или рамки для ульев), прошли мимо гаубицы, торпеды и ледоколы.
В книгах жанра нон-фишкн я люблю, когда автор со мной "разговаривает". Я имею в виду, что он обращается к читателям, высказывает своё мнение, даже рассказывает истории из жизни. В этой книге такого "общения" очень мало, в основном читается как учебник, но, надо отметить, что это интересный учебник.
Скоренко пишет об изобретениях, придуманных в России. Каждая глава сопровождается качественными картинками. Старые фотографии изобретателей и их детищ, но в основном это приборы с расшифровкой деталей. Сам текст написан доступным для понимания языком. Большая часть глав описываются, разумеется, сами изобретения, но и их создателям уделено время, рассказывается их краткая биография. Мне понравилась история об американских горках. То, что американцы называют их русскими, я знала, но почему, узнала только из этой книги. Запомнилась глава об ульях, не думала, что их "наши" придумали. Наконец-то узнала о Шухове, не так далеко живу от его башни, а что за строение - не знала. А Кулибин, вроде фамилия знакомая, а что он изобрёл не понятно было до недавных пор. Целая часть выделена под приборы, о которых спорят несколько веков: кто придумал радио, лампу накаливания, самолёт и так далее. А последняя - о том, как раньше изобретения приписывали не тем или даже вымышленным людям.
Честно говоря, мне не все главы понравились, иногда было скучно. Но сразу видно, что автор разбирается в этом, умеет объяснить. Он использовал больше трёх тысяч источников, это поражает.
Izoh qoldiring
Процитирую интервью для «Эксперта» доктора технических наук, конструктора кораблей Александра Новосёлова: «Когда судно попадает в арктический ледовый плен, оно подвергается очень мощному давлению на корпус, которое по кинетической энергии можно сопоставить с ударом 20-тонного метеорита, летящего со скоростью 5000 км/ч. По практике нам известно, что подобные космические объекты оставляют на поверхности земли воронку диаметром в несколько километров и около 200 метров в глубину». Хорошее сравнение, очень наглядное. Деревянный корпус противостоять подобной мощи не мог. Существовало лишь одно решение: придать судну такую форму, чтобы лед его не зажимал, а выдавливал на поверхность, откуда можно было бы
Россия же за один только XX век перенесла два чудовищных перелома: сперва две революции 1917-го, затем перестройку и переход к рыночной экономике 1990-х. Такие переломы всегда отбрасывают изобретательскую школу назад. Только-только ученые и конструкторы подстроились под одну систему, в рамках которой им удобно работать, как появляется новая и опять ставит науку и технику на грань выживания. Впрочем,
нее Соединенные Штаты оставались одной и той же властно-политической структурой).
Помимо традиционных, и прежде хорошо развивавшихся направлений – артиллерии, судостроения, металлургии, электротехники, появились и новые, например авиация. В принципе, предпосылки к этому были: все-таки Можайский в 1882 году построил пусть и не летавший, но второй в истории полноразмерный самолет. Плюс
В целом с 1896-го по 1917-й в России было выдано в три раза больше патентов, чем за всю ее предыдущую историю. «Положение о привилегиях», кстати, действовало вплоть до принятия первого советского патентного закона в 1924 году. Между новым миром и старым
Izohlar
15