Слеплено простенько, на злобу дня, из давних и недавних страшилок, но похождения героев- злодеев описаны довольно бойко. Некоторые детали – вроде страшного яда, разлитого во флаконы для одеколона – почему-то веселят. В общем, для тех, кто любит комиксы с претензией на психологию.
Hajm 210 sahifalar
2021 yil
Дебютант
Kitob haqida
Вырин почти свыкся с чужой личностью, с чужим именем. Вот только тело, перенесшее массу хирургических вмешательств, сопротивлялось переменам. Конечно, от этого зависело выживание. Некогда разведчик, а потом – предатель, сбежавший на Запад, заложивший коллег, Вырин каждую секунду был начеку. Вел затворнический образ жизни, ни с кем не контактировал без надобности. Но однажды, решив пообедать в летнем кафе, мужчина получает едва ощутимый укус осы. Так кажется на первый взгляд. Спустя четыре дня он погибает.
Исследования показывают, что бывшего разведчика и перебежчика отравили. Для выяснения обстоятельств приглашают четырех химиков, специалистов по ядам, один из которых – также выходец из России.
Когда-то Калитин создал вещество под названием «Дебютант». Смертоносное, практически незаметное. С развалом Союза ученый сбежал за рубеж, однако спецслужбы из Москвы следят за его деятельностью. Участие Калитина в деле о ликвидации бывшего разведчика нежелательно для российских спецслужб. Подполковник Шершнев получает приказ убрать химика, используя его же изобретение.
Читается легко. Фабула развивается увлекательно. Герои описаны психологически тонко. Язык интересный, богатый
Но вместе с тем общая концепция направляющая на то, что палачи помнят своих жертв и боятся, меня не убедила. И то что добро побеждает – тоже. Концовка несколько смазана. Все кончается само по себе, несчастный случай, не имеющий настоящего отношения к развитию событий. Талант писателя на сужбе не у той идеи.
- Вы слышали о Кларе Иммервар?
- Нет.
- О Фрице Габере?
Он помнил это имя, Габер. Отец азотных удобрений - и отец газовой войны, дедушка «Циклона Б», изобретенного в его лаборатории.
- Клара была его женой. И тоже химиком. Пыталась отговорить его. А когда узнала, что он едет на фронт руководить газовой атакой, выстрелила себе в сердце. Из его пистолета. Иногда нужно просто не соучаствовать.
В моем детстве была французская кинокомедия "Укол зонтиком" с Пьером Ришаром. Подробности стерлись из памяти, помню только, что было уморительно смешно и не думалось о несчастной судьбине обреченного на мгновенную смерть от укола. И совершенно точно - не думалось о тех, кто создавал этот шпионский аксессуар. То есть, когда я все-таки давала себе заботу порефлексировать на тему, то перед глазами как-то естественно возникала лаборатория с колбами, ретортами и микроскопами, расположенная чуть ли не за дверью того помещения, где героя Ришара экипировали. А там ученый в белом халате, в шапочке, и резиновых перчатках телесного цвета, еще в очках и маске (обычной, как мы все сейчас носим).
О костюме химзащиты, о респираторе не думала вовсе. Для того, чтобы представлять, нужно было хоть раз увидеть, а людей в подобном облачении в те времена не видела. И, конечно, представить не могла целого закрытого города в таежной чаще, обнесенного высоким забором с колючей проволокой: не то зона, не то островок социалистического рая для избранных. Сотни людей работают на сложнейшем оборудовании, тысячи других обслуживают их и охраняют (а как вы думали, носители стратегических тайн).
И еще вольеры с животными. Мы в этом качестве привычно представляем белых мышей, максимум - кроликов, о собаках смущенно думаем, обезьян не представляем, а между тем, приматы ближе всех к человеку на эволюционной лестнице, следовательно и результаты стендовых испытаний на них будут более достоверными. Дальше я умолкаю, говорить о людях в качестве объекта экспериментов неэтично, и наверно небезопасно, но вот Вика сообщает, что тестовый полигон располагался в узбекском городе Нукус.
Вы уже поняли, что "Дебютант" о химическом оружии, и даже наверняка догадались, какой именно, препарат скрыт за этим названием. Ассоциация по смыслу, правильно, "Новичок", о котором так много говорили после дела Скрипалей, что не услышать невозможно было, даже если ты абсолютно далека от разного рода политических скандалов. Я в подробности не вникала, но помню, что некоторые благонамеренные граждане тогда говорили, что.если бы наши спецслужбы хотели отравить, так уж довели бы дело до победного конца, не оставили недотравленных.
Ну вот в книге Сергея Лебедева примерно об этом. О том, что иногда словно бы само мироздание ополчается против тех, кто хочет применить особенно жестокое оружие, срывая отлично подготовленную и хронометрированную до секунды спецоперацию. Глупость, конечно, особенно если вспомнить несчастных, в Первую Мировую переживших применение замана, зарина, иприта или узников концлагерей убитых Циклоном В, или зрителей Норд-Оста. Но будем оптимистами, Стивен Пинкер говорит, что человечество уходит от особенно лютого насилия, хотелось бы верить.
На самом деле, книга о многом. Это и экскурс в семидесятые-восьмидесятые с описанием жизни в одном из закрытых городов, где вещество разрабатывалось. И сюрреалистичная картина его неудачного испытания на приматах, загнанных в пещеры. И описание жизни перебежчика, который живет с новым именем, с измененной внешностью, в благополучной западной стране, постоянно ожидая покушения. Но самая удачная, на мой взгляд, линия - рассказ о священнике, который проповедовал свободу в социалистической Германии под неусыпным надзором штази, а после был отравлен одним из подобных веществ, выжил, хотя остался изуродован.
Неплохая книга. Шпионский триллер с философским подтекстом.
Последний на данный момент роман Сергея Лебедева - и снова разработка темы генеалогии зла. На этот раз воплощением зла выступает то ли смертельный боевой яд "Дебютант", то ли его создатель советский химик Калитин, в начале 90-х бежавший в Европу. Паре сотрудников неназванной российской спецслужбы дают поручение устранить Калитина, чтобы он не смог участвовать в следственной группе, расследующей убийство перебежчика Вырина (убийство с помощью того самого "Дебютанта"). Роман очень современный и довольно неплохо написан (хотя концовка слегка проседает). Но, впрочем, сюжет в нём вовсе не главное. А главное - это рассуждение о том, насколько творец несёт ответственность за своё детище, если оно используется во вред людям. И можно ли, действуя по приказу на благо своей страны, переходить черту морали и совести. На мой вкус, лучше "Гуся Фрица", но похуже "Детей августа" (другие романы пока не читал).
Прочитала приблизительно половину книги. Однозначно не та книга, которую можно читать запоем. Язык вязкий, тягучий… у современного читателя может возникнуть ощущение его черезмерной вычурности. Местами напоминает Набокова (но это исключительно мое субъективное мнение). Пока нравится, продолжаю читать по одной главе в день.
Izoh qoldiring
Kitob tavsifi
Дебютант – идеальный яд, смертельный и бесследный. Создавший его химик Калитин работал в секретном советском институте, но с распадом Союза бежал на Запад. Подполковник Шершнев получает приказ отравить предателя его же изобретением…
Новый, пятый, роман Сергея Лебедева – закрученное в шпионский сюжет художественное исследование яда как инструмента советских и российских спецслужб. И – блестящая проза о вечных темах: природе зла и добра, связи творца и творения, науки и морали.
Izohlar
7