Интересно было окунуться в атмосферу маленького городка на северо-востоке Франции. Население Ейанжа, расположившегося на самой границе с Люксембургом, составляет всего 16 тыс. человек. Молодой французский писатель Николя Матьё учился и работал в Меце — это как бы столица региона, в который входит Ейанж. Там расстояние между маленьким и большим городом всего 35 км. Так что автор не понаслышке знаком с теми местами. Фото: Ейанж на карте Франции
«И дети их после них» названием конечно отсылает к проблеме отношений между отцами и детьми. Большая часть сюжета строится на выходках молодых и глупых. Время действия романа охватывает шесть лет, с 1992 по 1998 годы. Все произведение словно построено на одной ноте. Мысли пацанов и девчонок, заканчивающих школу и стоящих перед выбором жизненного пути, звучат настолько банально, что даже интересно. К этому одноголосому хору примешиваются такие же, но уставшие голоса старшего поколения, подошедшего к рубежу в полном разочаровании.
Сюжет вообще не играет никакой роли. Его можно рассказать, а можно не рассказывать, так что я не буду. Его вроде и нет. Как в жизни: новый день — дополнение к сюжету. И так до бесконечности.
Каждая глава, отсчитывающая очередные два года, наполнена полуденным зноем, атмосферой всеобщего сплина. Ребятишки томятся от безделья, иногда перебиваются случайным заработком. Быстрые деньги, сиюминутные желания, незамысловатые чувства: хочу, согласна? погнали! Свидания душными ночами, катания на скутере, водка, секс где придется. Несколько натуралистичных сцен перепихона. Я, как читатель, постоянно ощущала себя в гуще событий невидимым третьим лишним. Настолько реалистично написано.
Главные герои — типичные провинциальные кирпичики, оставленные на задворках развитого общества. Молодые хотят жить лучше, чем ненавистные предки. Только в чем конкретно выражается это «лучше» — понятия не имеют. Не хотят быть как родители, но ничего не делают для того, чтобы что-то изменить.
Вот Антони. Обычный подросток, типичный мальчишка без будущего, без мечты. Комплексует из-за невысокого роста, травмированного в детстве полуприкрытого глаза. Единственное, что делает счастливым Антони, — езда на мотоцикле.
Антони был как пьяный и, выпустив руль, раскинул руки. Его майка билась на ветру от бешеной скорости. На секунду он закрыл глаза, слушая свист ветра в ушах. Он несся как сумасшедший по полумертвому, странно скроенному городу, выстроенному на косогоре и под мостом. Его била дрожь, и он был до безобразия молодой.
Вот Стефани. Ее подружки спят с мужчинами, она тоже не отстает. Обычная девчонка, она любит конфеты и с тревогой замечает, что сладкое плохо влияет на фигуру. Ее отец занимает пост мэра города, и родители в ультимативной форме требуют от дочери результатов в учебе. Но важность учебы она однажды осознает сама. Ведь это единственный способ вырваться из этой дыры. Фото: Антони сидит со Стеф на горе и смотрит на Ейанж: город на косогоре и под мостом
Вот Хасин. Они с отцом приехали из Марокко, живут очень бедно. Хасин тусуется с самыми отбросами, наркоманит и хочет быстрых денег. Он ненавидит всех, живет с огромной пустотой внутри. У Хасина есть все шансы закончить очень и очень плохо. Возможно, ему это даже удастся.
Родители подростков — полноценные участники происходящего. Все как один в молодости тоже желали лучшей жизни, мечтали о деньгах и любви. А пришли к сегодняшнему моменту обремененные алкоголизмом, чувством усталости, разочарования и раздражения. Взрослые ничего не смогли дать своим детям, жалеют о загубленной молодости и продолжают влачить жалкое существование.
Всю свою жизнь отец Антони вел себя как тупой хам и алкаш. Отчего результат не выглядел менее ошеломляющим. Он оказался вне общества, окончательно и бесповоротно.
Отдельная тема в романе — трудоустройство населения. Когда-то в городе был металлургический завод, его останки до сих пор «украшают» полотно города. Но завод больше не работает, шахты закрыты, бывшие рабочие по-тихому спиваются, живут на унизительно маленькие заработки.
Повсюду на смену прежнему совместному вкалыванию пришли новые мелкие работенки, невыгодные, плохо оплачиваемые халтуры — сплошные поклоны и приседания. Теперь все разговоры — о межличностных отношениях, о качестве обслуживания, о стратегии коммуникации, об удовлетворении запросов клиента. Все измельчало, стало разрозненным, мутным, ублюдочным.
И это еще не самое дно. Герои живут в городе. А есть еще другие, страшные, уродливые, самые маргинальные, с непропорционально большими головами, стрижкой под ноль и оттопыренными ушами. Те живут в крошечных поселках вдоль пустых дорог с брошенными фермами, разваливающимися почтовыми отделениями, выцветшими рекламными щитами. Про них высокомерно и со страхом перешептываются городские, пересказывая криминальные новости. Фото: Останки металлургической роскоши
Прочитала я роман про Францию, а на самом деле будто про свою сильную и процветающую Беларусь. Неладно что-то в нашем королевстве. Неблагополучие конечно в головах, но депрессивная жизнь в депрессивных местах существует там осязаемо. Сама среда имеет влияние на людей.
Конца у книги нет. Есть открытый финал. Или даже не финал, а движение по спирали.
Izohlar
19