Hajm 337 sahifalar
1532 yil
Государь
Kitob haqida
Самым известным произведением Никколо Макиавелли стал трактат «Государь». Именно этот труд в 1559 г. католическая церковь внесла в список запрещенных книг, ибо Макиавелли создал учение о последовательно светском государстве, свободном от церковной морали. Он полагал, что в борьбе за упрочение государства допустимы любые средства: насилие, обман, предательство. В своем трактате Макиавелли учит не только тому, как управлять государством, но и как лучше завоевывать другие страны, управлять армией и содержать войска.
Книга также включает в себя и другой труд итальянского философа «О военном искусстве», в котором впервые звучит идея о всеобщей воинской повинности.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Очередное издание «Государя» Никколо Макиавелли судя по ознакомительному фрагменту снабжено большим количество живописи изображающих действующих лиц и место действия для лучшего восприятия.
У меня не очень простые отношения с мыслителями: как правило, я прочитаю что-нибудь у них, немного покажется интересным, а остальное — субъективизмом, чем-то устаревшим и интересным только как часть истории или вообще ошибочным. Потому мне сложно бывает понять, почему все так возвеличивают того или иного человека. Конечно, кто я такой, чтобы разносить Канта, но всё же, раз я могу, то почему бы и нет?
Макиавелли принадлежит к этому сообществу «великих гениев на все времена», потому я немного опасался разочарования и тут, потому оттягивал ознакомление, хоть и собирался прочесть. Однако внезапно я наткнулся на самую лучшую рекомендацию, которая только может быть в данном случае: Богемик утверждал, что наставления Макиавелли — вершина политической мысли. Таким людям я привык доверять.
И не зря. Спойлеря финал рецензии для тех, кто не глянул на оценку, могу сказать, что труд этот действительно прекрасен. Плюс оказалось хорошим фактором то, что я оттягивал и не читал долгое время: для лучшего понимания этой книги надо разбираться не просто в политике и истории, но в действиях людей у власти. Тут мне помогло то, что я успел ознакомиться с биографией Николая II, некоторыми личностями из династии Габсбургов и так далее.
Почему эти знания так важны? Потому что книга была написана не для широких масс. Она была адресована государю. Написанную для Лоренцо Медичи книгу читать с точки зрения народа бессмысленно: там нет ни слова о том, как ублажать народ, как государь с ним связан и прочих вещей, которые показывали бы, почему простой люд должен любить своего правителя. Зато там сказано, как правитель может заставить людей любить себя, а это две большие разницы, как известно.
Книга вообще лишена рассусоливаний. В названии главы задаётся тема и даются весьма универсальные советы по ней. Они исчерпывающие вне зависимости от длины главы: если Макиавелли написал один абзац, значит там и нужен один абзац, а если хочется добавить нечто, то оно вряд ли является чем-то важным. Поразительная лаконичность и информативность.
Лишена она рассусоливаний и в ином смысле. Автор не брезгует называть вещи своими именами. Нет, конечно никаких «предавай ради выгоды» там нет (что, кстати, логично: репутация предателя аннулирует всю выгоду), но он учит, что некоторые добродетели лучше иметь в фантомном варианте: не проявляя их особо, стараться поддерживать молву об их существовании.
Его вообще называют циничным философом, но я не могу с этим согласиться в полной мере. Цинизм, в данном случае, лишь следствие его взглядов. На самом деле он очень практичный. Не до утилитаризма, но всё же. В чём-то его цинизм и практичность напоминают эгоизм Рэнд: благодаря такому отношению к людям и другим власть предержащим достигается наибольшая выгода для всех. Ну или не для всех: критерии успеха в политике и экономике различаются.
Но, что самое главное, оправдывать Макиавелли за цинизм не надо. Скорее гордо сказать, что он таков и посмеяться над теми, кто в макиавеллизме обвиняет других. Может быть, политика — дело грязное, у государей на лице улыбка, а за спиной нож, но это не повод быть «единственным благородным»: съедят. Сам погибнешь, и народ погубишь. Потому ценность советов перевешивает всю их «неэтичность». Не нравится мир — выбирайте другой.
Так что с интересностью разобрались. Последний тест — испытание временем. И, как мне кажется, «Государь» прошёл его блестяще, с отличием. Я старался сравнивать описываемые советы и действия тех или иных государственных деятелей современности: большая часть оных не потеряла в актуальности. Иногда даже наоборот, ибо их можно применить к бизнесу (не помню, то ли я действительно видел, то ли придумалось, но почему-то помнится даже такая книга).
Таким образом, потратил время я не зря. Книга замечательная: честная, сильная и интересная. Мастрид — её правильная репутация.
Мне нравится эта книга, она одна из моих любимых, мне нравится, как она написана, и какие идеи она передает, я рекомендую ее для чтения, надеюсь, вам понравится.
Книга – трактат, книга- философия, книга -искусство.Вообще, если ты хочешь стать правителем, либо крупным руководителем – советую прочитать в первую очередь.
Написанный в 1513 году трактат и через пять столетий не потерял своей актуальности в некоторых моментах, касающихся типов власти и способов ее удержания. Наглядные примеры из истории государств и их правителей кого-то могут сподвигнуть к более подробному изучению этого материала. Я заинтересовалась данной книгой по причине того, что в ней, по отзывам, нашлось место для таких личностей, как Чезаре Борджиа и его отца, папы Римского Александра, поскольку недавно столкнулась с их образами в историческом романе. Не могу сказать, что мои впечатления чем-то дополнились, ибо труд Макиавелли больше посвящен систематизации сведений о государстве и управлении им, нежели раскрытию характеров упоминаемых в нем людей. Тем не менее, считаю этот свой опыт полезным, особенно учитывая что с данным автором знакомлюсь впервые.
Итак, о чем пишет Макиавелли, адресуя свои размышления "его светлости Лоренцо деи Медичи"? Во-первых, о том какие бывают типы государств по способу их управления, выделяя республики и государства, управляемые единовластно. Во-вторых, о том на каких принципах в этих государствах держится власть и как она наследуется. Особое внимание автор уделяет исследованию причин возникновения государственных переворотов и мудро отмечает, что люди, восставшие против старого правителя, вскоре «убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого». Интересно сравнение между турецкой и французской монархиями, которое приводит Макиавелли, характеризуя разные принципы построения власти в этих государствах: турецкому султану служат наместники, по сути своей явлиющиеся его слугами и полностью зависящими от его расположения, французскому королю же - знать, наделенная определенными привилегиями, на которые король не может безнаказанно посягнуть. В связи с этим он делает очевидный вывод, что государственный переворот скорее произойдет во Франции, нежели в Османской империи.
Далее следуют многочисленные советы новоиспеченным правителям завоеванных ими государств с учетом того, каким образом была приобретена власть – оружием или милостью судьбы. Кстати, правление Чезаре Борджиа в Романье, по Макиавелли, относится именно к милостям судьбы, поскольку завоевание этого государства произошло благодаря политике отца Чезаре папы Александра VI. Автор не обделил своим вниманием и армию, и военное дело, и войска – как собственные, так и союзнические, после чего перешел к описанию морального облика идеального правителя. Поскольку от того, как воспринимается государь своими подданными, напрямую зависит и его величие, и почитание, и способность удержать власть в своих руках.
Финальные главы, собственно, обозначают цель написания трактата. Автор, обращаясь к дому Медичи, призывает освободить Италию от варваров поскольку, как он пишет, настало время чествовать нового государя, ибо Италия «ожидает того, кто исцелит ей раны, спасет от разграбления». Это дело не должно оказаться очень трудным, по мнению Макиавелли, особенно, если использовать в качестве образца жизнь и деяния тех, кто упомянут в «Государе».
Поистине страсть к завоеваниям – дело естественное и обычное; и тех, кто учитывает при этом свои возможности, все одобрят или же никто не осудит; но достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям какой угодно ценой.
По каковому поводу уместно заметить, что людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может, из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести
Там всегда отыщется повод для мятежа во имя свободы и старых порядков, которых не заставят забыть ни время, ни благодеяния новой власти. Что ни делай, как ни старайся, но если не разъединить и не рассеять жителей города, они никогда не забудут ни прежней свободы, ни прежних порядков и при первом удобном случае попытаются их возродить, как сделала Пиза через сто лет после того, как подпала под владычество флорентийцев.
Но если город или страна привыкли состоять под властью государя,
Так он обдумывал и осуществлял великие замыслы, держа в постоянном восхищении и напряжении подданных, поглощенно следивших за ходом событий. И все эти предприятия так вытекали одно из другого, что некогда было замыслить что-либо против самого государя.
Izohlar, 39 izohlar39