Hajm 661 sahifa
1869 yil
Простаки за границей, или Путь новых паломников
Kitob haqida
Эта ироничная, остроумная и чрезвычайно познавательная история о путешествии американцев по Старому Свету покорила читателей и разошлась огромным тиражом. А сам Марк Твен, впервые попробовавший себя в жанре путевых заметок, пришел к выводу, что тот, кто весь век прозябает в одном каком-нибудь уголке мира, никогда не научится терпимости, не сумеет широко и здраво смотреть на жизнь. Спустя почти сто пятьдесят лет после выхода его книги с ним сложно не согласиться.
Когда хочется хорошего и доброго юмора, когда после прочтения очередного «нового литературного гения нашей с вами современности» хочется вытряхнуть голову в помойное ведро, когда опять понимаешь, что «искусство по-прежнему в большом долгу».... Именно тогда читайте Твена! читаешь, и понимаешь, что люди, ситуации, да всё не меняются даже через сто лет… хорошая добрая классика.
alenanova
Марк Твен никогда не разочаровывает. Его юмор актуален и спустя 150 лет. А его наблюдения и описания блестящи! Ещё из его цитат:
«Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности, вот почему они так остро необходимы многим и многим у нас в Америке. Тот, кто весь свой век прозябает в одном каком-нибудь уголке мира, никогда не научится терпимости, не сумеет широко и здраво смотреть на жизнь.»
Ирина Рудницкая, Воспринимается как заметки современника
Если оторваться от того, что описываемые Марком Твеном события происходят во второй половине 19-го века, возникает иллюзия, что книга создана в 2020 году современным автором. Ну, посудите сами: страны закрываются на карантин, многие планы путешественников сорваны, предпринимаемые санитарные меры абсурдны… Ничего за полтора века не изменилось! Просто парадокс!
Книга наполнена не только тонким юмором и самоиронией, но и колкой сатирой, касающейся национальных особенностей жителей разных стран. Думаю, что современному автору это не сошло бы с рук по причине модной политкорректности. А Марку Твену можно: он писал, что думает. И толерантностью не заморачивался. Хочется процитировать автора, спросив про него самого: «А… он точно уже умер?» Марк Твен forever!
Вояж американских «простаков» 19 века по городам и весям Старого Света в дневниковых записях как неординарный, юмористический путеводитель, блестящие шутки из которого давно разобраны на цитаты.
Думал поставить пять или четыре звезды. И остановился на четырёх, но они очень близки к пяти, только из-за длительных и скучных описаний размеров объектов. В остальном это прекраснейшее произведение. Отличный юмор, интересное повествование, великолепный язык. И так непривычно читать о прекрасных отношениях России и США. Очень печально что за полтора века всё кардинально изменилось.
У меня, судя по всему, громадные запасы ума, — для того чтобы ими пораскинуть, мне иногда требуется почти неделя.
Семнадцать-восемнадцать веков тому назад непросвещенные римляне охотно отправляли христиан на арену видневшегося вон там Колизея и для потехи выпускали на них диких зверей. Впрочем, не только для потехи, но и в назидание. Народу старались внушить отвращение и страх к новой вере, которую проповедовали последователи Христа. В мгновение ока звери раздирали несчастных на части, превращая их в жалкие, изуродованные трупы. Но когда к власти пришли христиане, когда святая матерь-церковь подчинила себе варваров, она не стала прибегать к подобным средствам, чтобы доказать им ошибочность их взглядов. О нет, она передавала их милейшей инквизиции и, указывая на благословенного Искупителя, который был кроток и милосерден ко всем людям, убеждала варваров возлюбить его; и дабы убедить их возлюбить его и склониться перед ним, инквизиция делала все, что было в ее силах: сперва с помощью винта им выламывали пальцы из суставов, затем пощипывали их тело щипцами - докрасна раскаленными, потому что так приятнее в холодную погоду, затем слегка обдирали их заживо и наконец публично поджаривали. Инквизиторам всегда удавалось убедить неверных. Истинная религия, если ее подать как следует, - а матерь-церковь это умела, - очень, очень целительна. И необыкновенно убедительна к тому же. Одно дело - скармливать людей диким зверям, и совсем другое - при помощи инквизиции пробуждать в них лучшие чувства. Первая система изобретена жалкими варварами, вторая - просвещенными, цивилизованными людьми. Как жаль, что шалунья инквизиция более не существует!
Но разве тому, кто превыше всего гордится своей праведностью, ведома жалость?
— Вам угодно ходить поверх?
Такой вопрос задал нам гид, когда мы, задрав головы, рассматривали бронзовых коней на Арке Мира. Это означало: не хотите ли подняться туда? Я привожу его слова как образчик диалекта, на котором изъясняются гиды. Это племя превращает жизнь туриста в муку. Их языки не знают отдыха. Они говорят, говорят и говорят без умолку вот на таком жаргоне. Никакое наитие не поможет понять их. Если бы они, показав вам гениальное творение искусства, или всеми почитаемую могилу, или тюрьму, или поле битвы, освященное трогательными воспоминаниями, историческими традициями и чудесными легендами, отходили в сторону и умолкали хотя бы на десять минут, чтобы дать вам возможность предаться своим мыслям, это было бы еще не так скверно. Но их навязчивое кудахтанье перебивает любые грезы, любые поэтические раздумья. Порою, созерцая какой-нибудь из моих старых кумиров, поразивший меня много лет тому назад, еще на картинке в школьном учебнике географии, я чувствовал, что готов отдать весь мир, лишь бы этот попугай в человеческом облике провалился тут же на месте и не мешал бы мне взирать, грезить и поклоняться.
Нам трудно было заставить себя поверить, что у Иоанна Крестителя было два комплекта праха.
Izohlar, 31 izohlar31