Hajm 297 sahifalar
1981 yil
Вербное воскресенье
Kitob haqida
«Вербное воскресенье» – поразительная, причудливая и искусная мозаика эпизодов, смешных и печальных, которую сам Воннегут называл «автобиографическим коллажем».
Детство, юность, война, плен, радость брака и отцовства, катастрофа, новый взлет – воспоминания, которые писатель тасует, точно колоду карт, легко и почти небрежно. И на фоне всех этих зарисовок из его жизни четко проступает терзавший Воннегута всю жизнь «проклятый вопрос» – что спасает человека от одиночества и дарит смысл жизни?..
Я всегда считала, что у Воннегута гениальные выпускные речи. Речи по другим поводам, на самом деле, тоже ни в чём не уступают. Оказалось, что из таких вот выступлений и заметок по случаю вполне себе можно воссоздать жизнь автора, создать "автобиографический коллаж". И коллаж этот во многом оказывается ярче, эффектнее, эмоциональнее и лучше погружает в нужное время, чем любые классические автобиографии. Ведь читателю предлагают не пересказ событий, а фактически оригинал. Мы как будто стоим в толпе выпускников или на похоронах и слышим речь автора. Мы отказываемся с ним в тот момент, а не в момент написания книги. В качестве бонуса, в книгу включены даже отдельные рассказы Воннегута. Хулиганские, на мой взгляд, но усиливающие эффект присутствия автора. Их наличие лучше любых описаний передает его характер и жизненную позицию. Добавляет в автобиографию приправу фантастического, без которого Воннегута невозможно представить.
Не могу быть объективна, потому что я большая поклонница Воннегута. И эта книга как разговор на кухне с человеком которого ты безмерно уважаешь и которым ты восхищаешься. "Эта книга — не только лажа, но и коллаж", говорит о своем произведение сам Воннегут. «Читатель найдет в этой книге мои размышления о том и о сем, потом какую-нибудь мою речь, или письмо, или что-то еще, потом еще немного болтовни и так далее». Книга полна жизни, иронии, юмора. Книга и о ремесле, и о религии и о войне. Она о детях, предках и одиночестве. Она о многом. Музыкальная комедия по мотивам "Доктора Джекилла и мистера Хайда" заслуживает отдельного внимания. Рекомендую всем, кто любит творчество великого Курта Воннегута. Ставлю 4 звезды, только потому, что мне мало 350 страниц
Наш друг Курт Воннегут где-то когда-то сказал (написал, естественно): - Люди, пожалуйста, замечайте, когда вы счастливы.
Об этом совете я вспоминаю всякий раз, когда беру в руки его книгу - и стараюсь заметить этот момент. Воннегут, наверное, последний адекватный человек на этой земле. Пусть он уже умер, пусть после него народилось, может быть, ещё много нормальных людей - он последний, то есть - самый. Не помню, чтобы кто-то ещё мог так объяснять кому угодно, как почётно и как позорно родиться и быть человеком. Как интересно и опасно быть человеком. Как приятно и какая это ответственность - быть человеком, и так далее.
Сам он "Вербное воскресенье" оценил на 3 балла из пяти и я ни в коем случае не хочу с ним спорить, но всё равно накину лишнюю звёздочку за пьесу про доктора Джекилла.
Дорогой Курт Воннегут!
Вы никогда не прочтёте этого письма хотя-бы по чисто биологическим причинам. Тем не менее, Я его пишу.
Знаете, ваш роман «Бойня №5» в апреле 2022-го помог мне вновь поверить в человечество и человечность. За что я вам буду навеки безмерно благодарен. На днях я прочёл ваш чудесный автобиографический сборник статей, речей и прозы «Вербное воскресенье», хотя он Вам и не нравился, но на меня он произвёл сильное впечатление.
Я много думал о своём отношении к Курту Воннегуту-писателю, и понял, что лично для меня не столько важно ваше писательское мастерство, сколько ваш безмерный талант - быть Человеком. И этот сборник – наилучшее проявление вашего главного таланта.
Меня до боли тронуло письмо Чарльзу Маккарти, директору школы, в которой в своё время сжигали «Бойню №5». Поразило ваше письмо писателю Феликсу Кузнецову, в котором вы проявили искреннюю озабоченность темой цензурирования авторов в Советском союзе. И многое-многое другое из того, что поместилось на страницах «Вербного Воскресенья».
Ваш знакомый Сергей Довлатов однажды сказал: «Самое большое несчастье моей жизни – смерть Анны Карениной!». Я менее сентиментальный человек, чем Сергей Донатович, но могу с уверенностью сказать, что ваша смерть – одна из самых трагичных вещей для меня. Сама мысль: «Курт Воннегут умер» накрывает меня градом из тяжелый эмоций. Cовсем недавно вышел чудесный документальный фильм, который снимался с Вами ещё при жизни. Я не смог его досмотреть до конца. Мне тяжело видеть вас улыбающимся, зная, что улыбка больше никогда не проявится на вашем лице. Тем не менее, я радуюсь тому, что Вы смогли творчеством продлить свою жизнь ещё минимум на пару веков. Спасибо вам за то, что были, есть и будете. Как минимум на страницах книг и экранов. Такие дела!
Эта книга одна из тех, которые могут и должны стать настольными у человека, считающего себя мыслящим (скорее, рефлексирующим). Это не художественное произведение, а сборник статей, речей и лекций, сопровождаемых авторскими уточнениями и дополнениями. Но благодаря высочайшему уровню писательского таланта Воннегута и, одновременно, его ироничному отношению к самому себе, как к великому литератору делают эту книгу захватывающей и легкой для чтения. Но если заглянуть чуть глубже самоиронии и забавных фактов биографии писателя, окажется, что это очень глубокое и даже философское произведение. Воннегут просто, но точно пишет о самых важных вещах в человеческой жизни: о вере, о любви, о семье, о мире.
Самое главное ощущение от этой книги - будто поговорил лично с автором. С достаточно старым, видевшим практически весь 20 век своими глазами, уже мудрым, но еще не занудным человеком. Это тот самый момент, когда нужно просто наслаждаться тем, что такой человек делится своими мыслями, воспоминаниями и переживаниями. При том не иносказательно в своих романах (которые при даже самом большом уровне автобиографичности остаются "фикцией"), а в прямой речи с нами, своими слушателями и читателями.
Мне было трудно начать писать рецензию, потому, что нельзя оценивать художественную ценность такой беседы. Можно только поделиться своими впечатлениями, что я и постараюсь сделать. Есть много разных мыслей и акцентов, которые были расставлены в этих статьях, интервью и лекциях. И интересный момент (и та самая необходимость "настольности" этой книги) заключается в том, что для разного читателя и даже для одного и того же читателя в разные периоды жизни, эта книга будет говорить именно о том, что на данный момент этого читателя беспокоит. Будь то отношения со второй половиной, или проблема отцов и детей, или трудности взросления.
Для меня именно сейчас оказался важным вопрос веры. Эта тема была для меня ярко подсвечена в каждом из произведений сборника. Удивительное в том, что довольно часто Воннегут пишет, что он не верит в Бога. Но пишет его всегда с большой буквы, главным (и единственным) общечеловеческим моральным ориентиром считает Нагорную проповедь. Относится внимательно и с уважением к учению Христа. Хотя не верит в него, как в сына Бога, но его философию и идеи разделяет больше, чем многие горячие верующие. Во мне, человеке верующем, но не приверженном догматическому креационизму и ритуалам официальной церкви, такая позиция нашла горячий отклик и поддержку.
Да, пусть Воннегут не постился, пусть часто грешил сквернословием, разводился, даже ходил на войну, но для меня он и его книги являются большим моральным ориентиром, нежели нравоучения многих церковных иерархов. Потому, что в нем нет ни капли лицемерия. Он, не веря в Бога, провозглашает все главные христианские ценности. И провозглашает их не только с трибун лекториев и со страниц книг. Он живет и завещает нам жить по чудесному завету: "Живи так, чтобы в Судный день ты мог сказать Богу - я был очень хорошим человеком, хоть и не верил в тебя". Вы понимаете, каким уровнем моральной порядочности нужно обладать, чтобы быть действительно хорошим и добрым человеком просто так, не за какие-нибудь будущие преференции в раю?
И еще один принцип, который сформулировал Воннегут и который я хочу взять себе на вооружение: "Я никогда не думал о том, чтобы угождать или досаждать Богу - я просто не принимал его в расчет".
C.R. Пока книга издавалась в России один раз, но в этом случае уже с первой обложкой у издателей все получилось. Мне кажется, эта картина Климта "Жизнь и Смерть" отлично подходит к содержанию книги. На других языках я нашла лишь издания на английском. Но ни одно из них не дотягивает до нашей обложки. Как-то очень легкомысленной представляется книга под веселыми рисунками. А обложка с фото слишком прямолинейное решение для "автобиографического коллажа"
Izohlar, 7 izohlar7