Hajm 410 sahifalar
2019 yil
Ферма
Kitob haqida
В Гудзонской долине расположен роскошный курорт, где есть все удобства: органическое питание, частные тренажеры, ежедневные массажи… И все это – бесплатно! Более того, это вам платят большие деньги – больше, чем вы когда-либо мечтали – только за то, чтобы вы провели несколько месяцев в этом райском уголке!
Вы спросите: в чем же подвох? Все просто: в течение девяти месяцев вы буквально принадлежите «Ферме». Вы не можете покинуть территорию; каждое ваше движение контролируется. Ваша прежняя жизнь будет казаться далеким несуществующим миром, когда вы посвятите себя важнейшей задаче: созданию идеального ребенка для богатых клиентов…
Джейн – молодая иммигрантка с Филиппин и будущая мать-одиночка – крайне взволнована тем, что вошла в число счастливчиков, которые смогут жить на «Ферме». Но, проведя там всего пару недель, беременная, хрупкая женщина, охваченная беспокойством о благополучии своей еще не родившейся дочери, отчаянно желает выбраться из этого жуткого места. Вот только она не может покинуть «Ферму», иначе потеряет деньги, в которых так нуждается. Может случиться и кое-что похуже…
Эта книга уж точно даст повод задуматься о современном потребительском обществе. Тема в общем-то перекликается с «Рассказом Служанки» Маргарет Этвуд, только в «Ферме» выбор и решение полностью лежат на женщинах, и это самое печальное.
«Золотые дубы» – ферма суррогатных матерей (хост), вынашивающих детей для богачей, которые не могут или попросту не желают сами рожать. Фермой управляет Мэй Ю, одна из представительниц богатого мира. Филиппинка Джейн решается стать хостой, чтобы обеспечить лучшую жизнь своей полугодовалой дочери. Но есть нюанс – дочь остается с ее двоюродной сестрой, т.к. за территорию фермы выходить нельзя, как и брать с собой на территорию кого-либо. В какой-то момент Джейн кажется, что дочь в опасности, и подогреваемая подозрениями Рейган и Лайзы (с которыми она познакомилась там же), она готова поступать решительно и отчаянно. (А дальше могли бы быть спойлеры, но их здесь не будет.)
Честно скажу, книга мне понравилась, но я удивлена тем выбором, который сделали главные героини в самом финале. Я их понимаю, но не принимаю. Книга закончилась, а я остаюсь с мыслями, которые нужно переварить.
Шокировало бы вас, если бы няня вашего грудного ребенка кормила его своей грудью и пользовалась вашим молокоотсосом? Меня бы да. Так потеряла работу первая из главных героинь этой книги Джейн.
Странновато, конечно, что суррогат материнской груди в виде груди другой женщины кажется нам сейчас не слишком приемлимым. А вот суррогат матки в виде матки другой женщины этически приемлим по медицинским показаниям и начинает становиться приемлимым как вариант покупки времени. Как в отпуск по уходу за ребенком все чаще выходит имеющий меньший доход партнер любого пола, так и в отпуск по беременности, наверное, можно отправить того, чей доход меньше… Даже если он не член семьи.
Бизнес-подход – это конек владелицы центра сурматеринства «Золотые дубы» Мэй.
С тем, что деньги важны для благополучия согласна и Ата. Старшая родственница Джейн, эмигрировавшая с Филлипин в Америку в сорок лет после травмы старшего сына. Чтобы он жил, не зная материальных забот (от умственных он уже освобожден своей травмой), Ата в свои семьдесят работает няней у грудных детей и мечтает развернуть кулинарный бизнес, ведь ее выпечка чудо как хороша. А пока Ата подыскивает работу для родственников и знакомых – рынок прислуги лучше работает по рекомендациям проверенных людей.
С другой стороны цвет кожи прислуги в целом ничего не говорит о богатстве хозяина, а вот белый цвет кожи хосты (сурмамы) могут позволить себе не все. Белая хоста или очень сильно нуждается в деньгах, или идеалист до кончиков ногтей. Такова Рейган. Фотограф-любитель, не нашедшая себя в жизни выпускница престижного ученого заведения, решает выносить ребенка для женщины, которая самостоятельно не способна этого сделать, но нуждается в этом.
Пересечение жизни четырех женщин, две из которых постоянно проживают в гестационном стационаре «Золотые дубы», вынашивая детей для незнакомых им людей. Третья управляет стационаром, мечтая об его расширении. Четвертая, присматривает за годовалым ребенком одной из хост, ведь в «Золотых дубах» детям не место.
"Дубы", которые на первый взгляд выглядят пятизвездочным отелем, расположенным в лесу, постепенно открывают нам внутреннее напряжение и ставят вопросы, связанные не с моральностью данного занятия, а, скорее, со стандартами его регулирования.
Вопросы попроще:
Есть ли у хосты право на выбор питания?
Может ли она увидеть ребенка на УЗИ?
Должна ли она знать биологических родителей?
И посложнее:
Допустим ли для хосты секс с любимым мужчиной?
Если в процессе беременности она заболевает, допустимо ли откладывать ее лечение до родов?
Если ребенок инвалид, допустим ли принудительный аборт, противоречащий религиозным воззрениям хосты?
Где в целом лежит предел власти над ее телом, который она передала по договору на время беременности?
И все это на фоне вполне динамичной истории, где найдется место предательству, распутству и даже побегу.
Бизнес и много-много личного…
Как сказала сама автор этой книги в своем послесловии, данный художественный текст явился плодом ее многолетних размышлений о проблемах классового неравенства, ксенофобии и предубеждений, а все вместе - той несправедливости, с которой сталкиваются филиппинки ( женщины одной с ней национальности), эмигрировавшие в США и пытающиеся там устроить свою жизнь . Несомненно, тема мигрантов и проблем, с которыми им приходится разбираться, весьма актуальна в современном мире. Учитывая, что сама автор данной книги эмигрировала с родителями в штаты в раннем детстве и, по сути,стала self -made women, так что пришлось ,видимо, в жизни хлебнуть... так вот, поэтому ожидал ,что книга будет остро-социальной и психологичной. Как бы не так(((. Совершенно беззубый, скучный, а под конец вымученный текст, который автор как-будто не знала, как и закончить. Даже заявленная центральная тема книги, проблема суррогатного материнства, и та не зацепила. Ну ходят там в пансионате беременные женщины, сдают анализы, кушают, гуляют, занимаются фитнесом... и разговаривают. Разговоры и разговоры, и все ни о чем! А ведь я одно время интересовался этой темой, и что выяснил, в России суррогатное материнство на законодательном уровне толком не отрегулировано, и вообще в этой сфере бардак. Думал, почитаю, а как с этим у "них". Увы, меня поджидал облом(((. То, что касалось конкретно этой темы, автор ,как выяснилось, по большей части выдумала из головы. Ничего полезного и мало-мальски интересного мне это чтение не принесло. Только время зря потратил. Сложилось впечатление, что эта книга написана для филиппинок, желающих эмигрировать в штаты. Текст напичкан поучениями и прописными истинами, в духе: "надо много работать, чтобы хорошо зарабатывать", "надо стараться произвести хорошее впечатление, чтобы тебя взяли на работу и не уволили", "деньги лучше хранить в банке, чтобы получать проценты, это пассивный доход, это важно"... Ну, и так далее. Оспаде... не, ну я понимаю. Откуда бы читателям, особенно филиппинкам, всё это знать. Очень важные сведения! Что касается проблемы социального неравенства и несправедливости по отношению к мигрантам, в книге это было показано так, что американцы относились к своей филиппинской прислуге как ... к прислуге! Да-да! и даже могли уволить!даже могли не доплатить! вот какие! расисты!! И даже в пансионате для суррогаток ( в книге они названы "хосты") та же несправедливость и ксенофобия. Белые американки-хосты больше ценятся у клиентов и им больше платят. А филиппинки и здесь на вторых ролях. Н-да...ну что тут скажешь, это мир вообще не справедлив, и не только для филиппинских мигрантов. Но не беспокойтесь, книга не печальная, вот ни разу не стекло). Она... никакая. Заканчивается хэппи-эндом, потому что... а вот просто потому!))) автор всё же про жизнь в США пишет, а не про Филиппины)). Как говорится, "мечты сбываются!" Газпро...эм, великие американские мечты, конечно же)))
– Ты, похоже, пропустила новость, что в мире больше нет такой вещи, как святость? Все продается.
Материнство как сам процесс в общественном понимании ассоциируется как с чем-то из ряда вон: запредельным, невероятным. Филиппинке Джейн некогда думать о святости процесса – ей нужны деньги и предложение стать суррогатной матерью поступает как никогда кстати. И она не одна такая. В клинике «Золотые дубы» живут десятки таких женщин, как она, которые вынашивают чужих детей и подсчитывают потенциальные бонусы от успешных родов. Действительно, похоже на ферму.
Книга, которая затрагивает такие сложные социальные проблемы, как чрезмерное потребление, деклассация отдельных слоёв населения, бытовой расизм, возведённый в норму, по идее должна была стать бомбой среди читательской аудитории. Но она ею не стала, потому что автор (кстати, филиппинка по происхождению) не ставила перед собой такой цели — написать книгу-разоблачение, книгу-сенсацию.
Джоан Рамос сумела удержаться на тонкой грани между чистотой повествования и эпатажем, между честностью и риторикой. Она рассказывает о жизни филиппинских эмигрантов без надрыва, не сгущая краски, но и не обеляя их жизнь, так, как есть. Её изложение может показаться излишне сухим и в чём-то даже безэмоциональным, но это жизнь, а не шапито с элементами хоррора. Поэтому и в финале у этой истории не случается ничего сверх: люди не становятся лучше, государство не пересматривает свою политику, а национализм пополам с расизмом, которые исподволь стали нормой поведения, не исчезают по мановению волшебной палочки в один день.
Чуда не происходит и жизнь продолжается.
Изменение общественного сознания — долгий процесс, но и он с чего-то должен начаться. Джоан Рамос своей книгой «Ферма» как раз это и делает: начинает.
Книгу на Западе сравнивали с "Рассказом служанки", но как по мне, ничего общего. В романе Этвуд женщин не спрашивали, хотят ли они для себя такой роли, а заставляли насильно под угрозой отправки на урановые рудники. Здесь же на место суррогатной матери для будущих детей миллиардеров идет нешуточная конкуренция и отбор пропускает далеко не всех.
Итак, четыре героини. Бедная иммигрантка с Филиппин, мать-одиночка Джейн. Ее "двоюродная сестра" (не очень, правда, понятно, как женщина семидесяти лет может быть сестрой двадцатилетней, предполагаю, что она скорее двоюродная бабушка) Ата, она же Эвелин, очень хваткая и предприимчивая особа, не упускающая своей выгоды нигде. Управляющая элитным гестационным санаторием Мэй Ю, американка азиатского происхождения, очень циничная и готовая идти по головам карьеристка. И белая образованная девушка Рейган, которая хочет найти в своей жизни смысл и приносить пользу. Две из этих героинь будут суррогатными матерями для китайской миллиардерши, одна - скаутом для клиники, ну а четвертая, понятно, организатором и куратором процесса.
Как на самую недопривилегированную, все шишки сыплются на Джейн. Сначала Ата, сама двадцать лет работающая няней для младенцев (за них платят дороже, чем за детей постарше), пристраивает младшую родственницу няней в семью Картеров, но через несколько недель ее с позором увольняют за то, что она покормила хозяйского ребенка своей грудью и воспользовалась хозяйским молокоотсосом для сцеживания. Потом по протекции той же Аты она попадает на ту самую ферму, санаторий "Золотые дубы", где ей четко объясняют правила, она подписывает контракт и на 9 месяцев становится хостой - суррогатной матерью, тело которой ей не принадлежит, а используется лишь как инкубатор для драгоценного плода. Условия в санатории всяко лучше иммигрантских бараков с десятком человек в комнате, у будущих рожениц шикарное питание, физкультура, массажи, регулярные врачебные обследования. Но: своего ребенка увидеть можно только по видеосвязи, встречи с дочерью используются руководством как элемент шантажа, интернет и мобильная связь сильно ограничены, хосты постоянно под контролем, территорию фермы нельзя покидать, всякая вредная еда и напитки категорически запрещены, а любое нарушение режима карается лишением бонуса. Мэй Ю довольно быстро понимает, что забитая Джейн качать права не станет, и буквально садится ей на голову, штрафуя за все подряд, тогда как белые хосты из всех передряг выходят сухими из воды и свои бонусы получают в полном объеме.
В том, что биологические родители хотят белых образованных хост и их услуги стоят сильно дороже, я ничего криминального не вижу: образованная женщина из хорошей семьи будет внимательнее относиться к своему здоровью, соблюдать режим питания, понимать причинно-следственные связи (это в книге выписана такая Лайза, которая ведет себя во время беременности черт-те как, но на самом деле в жизни картина, как мне кажется, отличается). Клиент ведь не видит хосту 24/7, а всем прекрасно известно, как замалчиваются нарушения в медучреждениях. Этически вопрос суррогатного материнства, мне кажется, уже не стоит - суррогатные матери идут на это добровольно и за хорошие деньги, которые иным трудом заработать им нереально, а женщины, которые между карьерой и деторождением выбрали карьеру, заработали денег и теперь могут этими услугами воспользоваться, как мне кажется, тоже заслуживают возможности иметь семью, благо современные репродуктивные технологии это позволяют. А вот другие поднятые в книге вопросы: можно ли сделать аборт хосте-католичке, если у плода высокая вероятность синдрома Дауна, может ли хоста спать со своим бойфрендом во время беременности, лечить ли у хосты опухоль в середине беременности или дождаться родов, как врачу вести себя с хостой на УЗИ, ведь по сути он это УЗИ проводит для клиентов, а не для нее, является ли побег с фермы похищением ребенка, который у хосты внутри, рождают много мыслей. Имхо, для свиданий с родными ну сделали бы экраны по типу тюремных, если уж так боитесь инфекции, или дезинфекцию посетителей на входе; религиозным людям в суррогатные матери религия не позволяет идти, а если уж пошли, будьте готовы и к возможному аборту, если клиента что-то не устроит; бойфренды могут и порнушку 9 месяцев посмотреть ради получения такой большой суммы за раз, а врачу после отключения родителей от видеосвязи что мешает дать хосте полминутки посмотреть на экран, если ей интересно.
Со стороны, конечно, это выглядит дичью - группа в основном бедных цветных женщин работает инкубаторами для высшего сословия. Но с другой стороны неблагодарным трудом вроде воспитания детей, ухода за больными и пожилыми, домашнего хозяйства занимаются ровно люди из этого же класса и пока конкуренция на этом рынке огромная, зарплаты не взлетят ракетами вверх. Суррогатное материнство далеко не всем доступно финансово, а женщинам, идущим в хосты, эта работа существенно помогает поправить материальное положение. Плюс опять же палкой никто не гонит, неприемлемо это для тебя - да пожалуйста, вон на улице очередь желающих стоит. И, наверное, грешно так говорить, но лучше уж пусть зарабатывают деньги суррогатным материнством, рожая детей для тех, у кого есть средства их поднять, вырастить и выучить, чем плодят собственные голодные рты.
Kitob tavsifi
Если у тебя есть деньги, необязательно портить фигуру, подрывать здоровье и жертвовать карьерой ради беременности. Найдутся те, кто сделает это за тебя.
Иммигрантка с Филиппин Джейн решилась стать суррогатной матерью, чтобы обеспечить лучшую жизнь своей дочери. На ферме, куда ее поселили в ожидании рождения чужого ребенка, Джейн предоставлены лучшие условия, но, лишенная возможности покидать территорию, она тревожится за свою дочь – ей кажется, что жизнь девочки в опасности.
«Ферма» – роман-переосмысление современного потребительского общества. На какие жертвы готовы идти женщины, чтобы обеспечить безбедную жизнь своим детям?
Izohlar, 15 izohlar15