Hajm 281 sahifa
1951 yil
Первый человек
Kitob haqida
4 января 1960 года Альбер Камю погиб в автокатастрофе. Среди обломков автомобиля была найдена его дорожная сумка и в ней – черновая версия романа «Первый человек». Через тридцать четыре года после смерти автора книга, подготовленная дочерью писателя Катрин Камю, увидела свет.
Роман, по сути автобиографичный, посвящается матери Камю: «Тебе, которая никогда не сможет прочесть эту книгу», – она действительно не смогла бы прочесть его, потому что была неграмотной.
Герой романа, Жак Кормери, стремясь воскресить воспоминания об отце, погибшем во время Первой мировой войны, приезжает в Алжир, где в нищете прошло его детство, которое он смог пережить благодаря любви молчаливой и неграмотной матери и учителю, изменившему его взгляд на мир. Эта история дает нам представление о том, как сформировалась личность Камю и его взгляды, и ключ к пониманию тем, лежащих в основе его творчества.
Очень жаль, что Камю не завершил эту книгу (очень жаль, что ушёл так рано!). Даже в таком, неполном виде, роман выглядит куда мощнее законченных работ писателя – романов «Посторонний», «Чума», «Падение». Ибо насыщен живыми, непридуманными подробностями.
Из книги этой видно, каким незаурядным человеком был автор – настоящим аутсайдером. Но не в том смысле, что держался в сторонке, подальше от всех, а в том – что значительно отличался от человека «среднего», «обычного». Этим мне напомнил, в частности, Лимонова. Только сравнение не в пользу русского автора. В отличие от Эдички, явного мизантропа по-моему, Камю любил людей, был человечным (всё-таки не только Россия самых человечных рождает!). Не зря у него в кабинете висели портреты Достоевского и Толстого, и не зря его совестью Запада называли.
Пустота после прочтения. Пока ты читаешь книгу, автор для тебя живет. Он делиться своими воспоминаниями и тем самым продолжает существовать.
Зная обстоятельства и историю этих записей, изначально настраиваешь себя на прощание в конце книги, но когда наступает этот момент - ты уже не можешь расстаться с книгой.
Много открывает и личности Камю, его становлении и даже, в какой-то мере, начинает казаться, что ты рос с этим мальчишкой Жаком Кормери.
Книга, которую следовало бы читать параллельно с «Посторонним». И то, что она незакончена, скорее, помогает, чем мешает: выразительность в ней находится не на уровне сюжета, способном в «Постороннем» уводить внимание от переживания мира к менее важным событиям фабулы, а на уровне эмоционально-экзистенциальных мотивов, ставших в этой последней книге гораздо точнее.
С книгами как бывает, берешь в руки произведение и начинаешь продираться вперед, уверенный, что так тяжело идет только потому, что ты чего-то не понимаешь, или так и должно быть с "умными книгами". А бывает, что ты начинаешь, читать и не можешь остановиться, текст книги воспринимается как разговор с лучшим другом или с человеком, который тебе безумно интересен. Не все великие произведения должны восприниматься "шедеврами" только потому, что большинство людей таковыми их назвали. И не все незаконченные или не столь успешные книги, должны уходить в забвение только потому, что большинство их не оценило... Для меня Камю - это человек, которого я понимаю с полуслова и все его книги для меня приятная беседа. Поэтому, читать эту книгу хоть и не завершенную, но с пометками автора, это как приблизится еще ближе к человеку, с которым ты долго говорил и узнал его еще ближе. Незавершенность этого романа оставляет чувство тоски, и неутоленного интереса. Что в итоге сделал Жак, что Камю в своих пометках называет становлением чудовища, мы так и не узнаем... Если Вы любите Камю, и считаете его интересным собеседником, то эта книга точно для Вас!
Альбер Камю "Первый человек", АСТ, 2023, 320 стр.
Izohlar, 24 izohlar24