Kitobning davomiyligi 15 s. 15 daqiqa
1946 yil
Судьба России
Kitob haqida
Одно из самых трагических и одновременно сильных и искренних философско-публицистических произведений
Сборник статей «Судьба России», впервые опубликованный в 1917-м году, – одно из самых трагических и одновременно сильных и искренних философско-публицистических произведений Николая Александровича Бердяева, книга, в которой автором, что называется, выстрадано каждое слово.
«Великой России уже нет… Война внутренне разложилась и потеряла свой смысл. Все переходит в совершенно иное измерение», – горько констатирует великий русский мыслитель и патриот, болезненно переживавший то, что названо им «русским падением и бесчестьем».
Однако какой, по мнению Бердяева, станет будущая судьба России? Как предстоит ей переосмыслить свое горькое прошлое? Какое целительное средство поможет ей пережить духовное перерождение, излечиться и возродиться, обрести новый смысл существования, новую духовную святыню?..
© ООО «Издательство АСТ», 2023
Izoh qoldiring
Западный человек творит ценности, созидает цвет культуры, у него есть самодовлеющая любовь к ценностям; русский человек ищет спасения, творчество ценностей для него всегда немного подозрительно. Спасения ищут не только верующие русские души, православные или сектантские, спасения ищут и русские атеисты, социалисты и анархисты. Для дела спасения нужны катехизисы, но опасна мысль свободная и творческая.
Очень характерно, что в русской истории не было рыцарства, этого мужественного начала. С этим связано недостаточное развитие личного начала в русской жизни. Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери. Рыцарство кует чувство личного достоинства и чести, создает закал личности. Этого личного закала не создавала русская история.
Русскому человеку было прежде всего предъявлено требование смирения. В награду за добродетель смирения ему все давалось и все разрешалось. Смирение и было единственной формой дисциплины личности. Лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться. Русский человек привык думать, что бесчестность – не великое зло, если при этом он смиренен в душе, не гордится, не превозносится. И в самом большом преступлении можно смиренно каяться, мелкие же грехи легко снимаются свечечкой, поставленной перед угодником. Высшие сверхчеловеческие задачи стоят перед святым. Обыкновенный русский человек не должен задаваться высокой целью даже отдаленного приближения к этому идеалу святости. Это – гордость.
Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже – увы! – чуждо национальное достоинство.