Предыдущая пара книжноклубных знатокесс вдохновила меня на отзыв. Книга прекрасна, и если браться за неё с подготовкой, а не мимоходом для трёпа, можно вынести полезные выводы. Ну и фантлабовцы не дадут соврать, что книга хороша и явно не для восторженных девочек. А теперь отзыв.
Послушайте. Когда я был моложе – один кот тому назад, два миллиона ударов сердца тому назад, триста тысяч рублей тому назад… Ладно, ладно. Словом, когда я был гораздо моложе, я совершенно случайно наткнулся на книгу Курта Воннегута: «Колыбель для кошки».
Не скажу, что книга меня потрясла – я тогда ничего в ней не понял. Совсем. А теперь вот перечитал и… опять ничего не понял. Или мне так лишь кажется, и на самом деле одно из лучших произведений американского фантаста – довольно простая вещица, в которой и понимать-то нечего, так как всё написано простым и понятным языком? Что ж, потяну-ка я за нить – авось и клубок за ней потянется.
Что можно сказать о сюжете этой книги? Если вкратце: гениальный учёный (а заодно и отрешённый от мира социопат) работает над изобретениями, способными перевернуть ход человеческой истории. Так, учёный работает над созданием ядерной бомбы по заказу правительства своей страны. Верней, эту бомбу он уже изобрёл, и именно благодаря ему американцы шарахнули по Японии в 1945 году. Шарахнули дважды – по Хиросиме, а затем и по Нагасаки.
Да, в те два дня стальные Малыш и Толстяк знатно повеселились в Стране восходящего солнца. Их проделки японцам до сих пор аукаются: лейкемия, рак, генетические заболевания. Как там было у Роберта Рождественского про бомбардировку Хиросимы: «…В эту секунду в расплавленной мгле рухнули все представленья о зле…» Думаю, Курт Воннегут высоко оценил бы это стихотворение – ведь и книга его всё о том же.
Но ядерная бомба – не главный герой «Колыбели для кошки», потому что после создания бомбы гениальный учёный создал новое оружие – некую модификацию воды под названием «лёд-девять». При соприкосновении с «льдом-девять» обычная вода моментально превращается в этот же лёд – а тает он только при температуре свыше 40 градусов по Цельсию. С учётом того, что вся вода на планете Земля так или иначе связана общими источниками, нетрудно представить, что случится, если кусочек «льда-девять» попадёт, например, в лужу или в озеро…
Но и линия со «льдом-девять» – не единственная в «Колыбели для кошки». В этой книге затронуто много тем, в том числе: моральная ответственность учёных за чрезвычайно опасные изобретения (см. историю создания ядерной бомбы – одни создали, другие ужаснулись), религиозная пропаганда и промывка мозгов населению (выдуманная автором религия боконизм, которая признаёт свою ложность), тема человечества как толпы лысых тупорылых обезьян, граница между субъективными правдой и ложью (а есть ли разница?), и, наконец, тема тотальной лжи и мистификации всего сущего – эра постправды и симулякров.
Много, много всего напихал язвительный Курт Воннегут в эту тонкую книжицу. Как я уже сказал в начале, предлагаемый текст прост и понятен – но это обманчивое чувство. Сказки тоже все читали – а многое ли мы в них поняли? «Колыбель для кошки» Воннегута написана обманчиво простым языком, и за авторскими шутками-прибаутками нет-нет да и проскользнёт горькая ирония в стиле Поехавшего из фильма «Зелёный слоник»: мол, что ж вы, люди, делаете, что ж вы, братки, творите? Астанавитесь!
Тема тупого и безалаберного человечества была, видимо, одной из любимейших у Курта Воннегута. Да это и немудрено с таким-то прошлым, какое было у автора! Воннегут участвовал во Второй мировой войне и попал в немецкий плен. Его отвезли в город Дрезден работать на витаминный завод – там Курт и работал, пока тяжёлые бомбардировщики Великобритании и США не размолотили Дрезден в хлам в ходе двухдневных авианалётов. Воннегут оказался одним из выживших – и вид города, превратившегося в дымящиеся руины с кучами трупов, навсегда сделал Воннегута пацифистом. Как он ещё с ума не сошёл…
Стоит ли удивляться, что тема абсурдности войны и её ужасной дьявольской природы больше всего интересовала Воннегута как писателя? Он не мог молчать, всю оставшуюся жизнь он говорил и говорил – и это достойно человека. Знаете, я долгое время не замечал того, что давно было под носом: Курт Воннегут – это второй Станислав Лем. Оба автора – фантасты, оба видели войну и оба не могли избавиться от мрачного цинизма в отношении человеческого будущего. Только Воннегут мне пока что видится всё-таки чуть более оптимистичным, чем Станислав Лем.
Что ж, читатели. Видели ли вы колыбель для кошки? Это запутанное, хаотичное переплетение нитей в руках одного человека или группы людей? Может, и видели – но знайте, что вы видели совершенную ложь. А правда в том, что нет там никакой кошки, и нет никакой колыбели – всё это замысловатый юмор древних людей, придумавших игру в верёвочку. Древние люди придумали, современные люди плетут – а малыши сидят у телевизора и смотрят, смотрят, смотрят…
Кошки нет, и колыбельки нет – есть только ложь и непредсказуемый для человека хаос, который улыбчиво стоит на пороге и всегда готов прорвать тонкое полотно стабильности, принеся в наш мир пламя термоядерной войны, финальную пандемию в истории нашего вида или ещё что-нибудь, что только ждёт своего часа в секретной лаборатории неназванной страны. Хаос – детище человека. Вот и вся мораль воннегутовской «Колыбели для кошки», как мне сейчас думается. Точка. Хотя постойте-ка, есть у меня занятная страничка из одной старой книги…
В Двадцать четвёртом томе сочинений Боконона сказано так: «Если ты хочешь стать человеком – в первую очередь не делай ничего человеческого».
Izohlar
77