Hajm 801 sahifa
2020 yil
Код Средневековья. Иероним Босх
Kitob haqida
Сознание другого человека – всегда загадка. Особенно сознание художника. Дешифровать и безошибочно выявить мотивы, импульсы и причины, пробуждающие его фантазию и провоцирующие творческий процесс, – задача не из легких. А если этот художник – Иероним Босх, признанный одним из самых загадочных живописцев западного искусства? Его понять – почти невыполнимая задача! Лишь смелый и дотошный исследователь может принять такой вызов.
Кандидат культурологических наук, специалист в области визуальных исследований и культуры Средневековья, автор бестселлера «Апокалипсис Средневековья» Валерия Косякова предприняла попытку со-творчески реконструировать логику мысли великого нидерландского художника, исходя из культурного контекста и тех артефактов, что Босх оставил потомкам. Посредством сравнений и аналогий автор книги «Код Средневековья. Иероним Босх» раскрывает многозначность и смысловую насыщенность, иконографические и текстуальные прообразы и параллели удивительных и поражающих воображение картин Босха, обращая пристальное внимание на мельчайшие их фрагменты и приглашая читателя к длительному путешествию в мир загадочного средневекового изобразительного искусства.
Сегодня трудно найти профессиональные рецензии на книги. И дело не в том, что возможно потерять деньги, а в том, что можно потерять много времени читая книгу, по прочтении которой в лучшем случае остается пустота. Тема творчества Иеронима Босха притягательна. Загадочность сюжетов его картин манит и привлекает. Книги, которые мне попадались ранее, были или малоинформативными изданиями с иллюстрациями картин художника или произведениями, излагающими довольно странные концепции о принадлежности художника к катарам (не взирая на временные и территориальные расстояния) или к секте адамитов проповедовавших принципы свободной любви.
500 страниц не шутка. Но я рискнул и не жалею об этом. Книга мне очень понравилась. Я дилетант в истории Средних веков и творчестве Иеронима Босха. Но книга и написана для таких как я дилетантов. Если Вы преодолеете две первые главы с описаниями родного города художника, политической ситуации и генеалогического дерева семьи мастера то далее Вам предстоит очень увлекательно, но в то же самое время, очень рациональное путешествие (без “жареных” фактов и диких версий) по образам с картин Иеронима Босха, событиям позднего средневековья и описаниям повседневной жизни окружавшей художника. Вы практически погружаетесь в тот мир, в котором жил художник. Привлекает обоснованность и реалистичность трактовок образов. При желании эту книгу, возможно, рассматривать как своеобразную энциклопедию по “миру” Босха. Отдельное спасибо автору за главу “Иероним в России” и трактовку “сна Татьяны” из Евгения Онегина как реминисценцию образов художника. Очень интересная версия.
в принципе интересное содержание,только непонятно,кем является автор. бумага газетная,иллюстраций много,они чёрно-белые,что,собственно,расстраивает. книга о художнике с ЧБ иллюстрациями? Странно.
Странная книга. Часть иллюстраций черно-белые (в первой половине книги и в конце), часть цветные (в середине книги примерно). Имеются опечатки/неточности. Например, Кристина Пизанская в этой книге несколько раз названа Катериной. Описания творений Босха перемешаны с описаниями других художников. Некоторые формулировки автора также вызывают вопросы. Нет ссылок на источники, в конце лишь «избранная библиография», там всего лишь 30 изданий, причем некоторые из них альбомы. Но в целом, кто интересуется Босхом, то можно почитать ради интереса.
Эта книга будем больше и пообъемнее, чем Нильс Бюттнер - Таинственный Босх. Кошмары средневековья в картинах художника , которую я прочитала ранее. И как следствие - более подробный рассказ не только о крупицах информации о Босхе, но и о том времени, тех людях, которые его окружали. В книге много иллюстраций, которые сопровождаются подробными подписями, есть и цветные, но в основном ч/б - и тут появляется маленький косяк: иногда в описании указывают на цвета. Но в принципе это не так существенно, потому что можно найти оригиналы в интернете.
В целом книга не плоха. Но есть ряд замечаний:
- Большая часть иллюстраций черно-белая. Выходит особенно забавно, когда под подобной иллюстрацией пишется нечто подобное «шестой в левом ряду - голубоватого цвета...» (стр.14, рис.2), «водружён красный флаг» (стр. 345, рис.33 в; стр. 369, рис. 60 в).
- Огромнейшее число опечаток: «уйти суеты» (стр. 246, пропуск), «он бежит греха» (стр. 247, пропуск), «суд по всему» (рис.58, орфография), «низвергаются вниз» (стр.290, тавтология), «В ‘Видении Павла’ описывается печь, ВКРУГ которой совершаЕТЕ семь пыток: льдОМ, снегОМ, огнЁМ, кроВЬ, змеИ, ударЫ молнии, смрад» (стр. 296, грамматика), «...как и коробейник, бежит греха» (стр.303, пропуск), «прискорбнхе ландшафтов» (стр.305, орфография), «в сочетаниисигральнойкостью» (стр. 311, без пробелов), «коленопреклонённый КаспарА преподносит...» (стр. 328, падеж), «рис. 5 а» (стр.358, должен быть рис. 50 а), «из алхимического трактат» (стр. 371, рис. 61), «исполненный, тем не менее, не БосхА, а...» (стр. 393), «противопоставляя им идеальное христианствА» (стр. 430).
- Была пара неуместных, на мой взгляд, слов, противоречащих общей стилистики текста, например, просторечное слово «эдакие» (стр. 425).
- И мое любимое. В самом начале идёт ИСКАЖЕНИЕ ФАКТА, что ставит под сомнение остальное содержание книги - СОЖЖЁННЫЙ на костре КОПЕРНИК (как говорится- «хорошо умер, а то бы умер» от новых важных обстоятельств своей жизни...или смерти, как посмотреть).
Так как я искусствовед, то всё остальное содержание для меня приемлемо. Нужно отметить в пользу книги то, что даны не просто описания картин, а так же не большие введения в политику, религию и культуру эпохи. Однако невероятное количество ошибок автора/корректора/редактора (ни в одной прочитанной книге ни разу не видела такое их количество), экономия на иллюстрациях и Коперник должны автоматически уменьшать стоимость книги.
Мастерская Иеронима Босха располагалась в нескольких метрах от площадной суеты. Её двери были открыты различным посетителям: горожанам или приезжим, наслышанным о художнике. Картину Иерониму, однако, заказать мог лишь человек состоятельный: дворянин, обеспеченный ктитор, причастный к самым элитным слоям не только городской знати, но и всех Нижних земель.
В 1463 году в Хертогенбосе случился грандиозный пожар, сгорела большая часть города, в том числе пострадал и собор. А юный Иероним стал свидетелем трагедии: пламень съедал божественную красоту; родительский дом ван Акенов не был уничтожен «карой господней», но соседний пострадал, оставив выжженное пепелище. Образ же горящего и разрушающегося собора – постоянный рефрен на картинах босхианского ада. На заднем фоне правой створки «Воза сена» мы видим горящий фасад расхищенного огнём храма. Чёрт вешает грешника. Языки пламени вздымаются вверх, заполняя пространство створки (глава 6, рис. 55). В аду триптиха «Сад земных наслаждений» за сценой с мостом созерцаем жёлто-оранжево-красные всполохи, прорезающие тьму преисподней (глава 6, рис. 52 а, б, в).
Сценка подстать антуражу любой городской площади: фокусник, окружённый дьявольской свитой (совой в кузовке, собачкой в костюмчике, шапочка которой напоминает рожки чёртика) демонстрирует свой трюк. Его жертва тупо взирает на стол с реквизитом и сидящей лягушкой, такая же нечистая у него во рту.
произведения Босха столь привлекательны ныне по причине определённого сходства с кино и представляют собой всю полноту и динамику мироздания, схваченную статичным полиморфизмом картины или триптиха. Работы Босха напоминают раскадровку, причудливо сросшуюся в пространстве одного листа
человека в людных, городских местах, на ярмарках, сулящих развлечения, соблазны и риск. Художник изобразил фокусника как обычного преступника, заманивающего добычу. По этому поводу сохранился ряд фламандских пословиц, напрмер, – «тот, кто позволяет себя одурачить фокусами, теряет свои деньги и становится посмешищем для детей». Другая фламандская пословица, опубликованная и широко распространённая около 1480 века в родном городе Босха, гласит: «никто настолько не глуп, как тот, кто сам хочет стать дураком». Смеющийся ребёнок с ветряком в руке подле глупца подчёркивает неразумность персонажа: ветер, играющий в его доверчивой голове. Иногда картину прочитывают и как остро-религиозную критику на слу
Kitob tavsifi
Что скрывается за гротескной, местами комичной эстетикой Иеронима Босха? Какое отношение к современному ему обществу художник выражал через свои эксцентричные сюжеты? Чем инфернальное Средневековье Босха так цепляет нас? Откуда на холсте появился беременный император и почему, наконец, совы – не то, чем кажутся? Ответы на эти интригующие вопросы – на страницах этой книги, глубокого и насыщенного исследования творчества нидерландского мастера.
Легенда мировой живописи, Босх прославился не столько как талантливый рисовальщик, но как искусный мистификатор, изобретатель собственного живописного языка, в котором низменное переплетается с возвышенным, порочное безжалостно обличается, а повседневное и «нормальное» извращается в макабрической пляске. Познать Босха – значит заглянуть в сознание средневекового человека, понять, над чем он смеется, чего боится, что презирает, а перед чем благоговеет. Подобрать ключ к витиеватому символизму художника удалось Валерии Косяковой – автору нашумевшей книги «Апокалипсис Средневековья», кандидату культурологи, преподавателю РГГУ и сотруднику Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Izohlar, 11 izohlar11