Hajm 320 sahifalar
1985 yil
Прощание с Матерой. Пожар (сборник)
Kitob haqida
«Прощание с Матерой» – история о затоплении острова ради строительства Братской ГЭС. Деревне Матере суждено уйти на дно искусственно созданного моря – вместе с историей целых поколений, живших на этой земле прежде. На защиту своей маленькой родины выходят старики. Они не могут смириться с уничтожением изб, в которых родились и выросли, могил, где похоронены их предки, родных березок и сосен. Ведь там, где утрачена традиция, где разрушена связь человека с прошлым, с предками, с Богом, – возможно ли искусственно построить «новую жизнь» на руинах жизни настоящей?
В сборник также включена повесть «Пожар».
“Прощание с Матёрой” – книга, которую многие могут обойти стороной, посчитав её скучной “школьной псевдоклассикой”. Тем не менее, в “Матёре” изложено много важного и благого. Эта книга о том, что надо чтить память предков, историю и традиции, не терять связь с родными местами. Эти темы, безусловно, должны быть предметом рассуждений каждого человека.
Стилистически книга радует вплетением в реалистическую историю сказочных, народных мотивов, сама история с затоплением делает книгу близкой к притче. Но мне кажется, что в главном противопоставлении “отцов и детей”, старого и нового неосмотрительно упущен из виду тот факт, что не каждый человек, покидая родные места, уже отрекается от них. Не каждый, кто рвётся на новое, лучшее для себя место теряет моральный облик. Совсем нет. Напротив, такой человек зачастую старается сделать свою жизнь лучше, прикладывает к этому огромные усилия. Эта линия в концепцию произведение не вписана, что печально. Особенно в наше время, когда мобильность так важна.
Отмечу также, что некоторые особенности авторского стиля можно воспринять как проявление отсутствия вкуса и несовершенства речи. Возможно, так оно и есть на самом деле.
В целом роман стоит прочитать, чтобы вспомнить лишний раз, насколько важное место в жизни человека занимает Родина, а также проникнуться уважением к ценностям старших.
Мне очень понравился этот сборник Валентина Распутина. В «Прощании с Матерой» меня поразили невероятно глубокие и мудрые высказывания старух, которым нужно было покидать свою родную обжитую веками землю, свою Матеру. В повести «Пожар», как в логическом продолжении «Прощания с Матерой», мы можем увидеть, что происходит с людьми, которых сняли с родимых мест из-за затопления для создания водохранилища. Меня впечатлило, что в этой повести главы чередуются: одна про размышления героя о своем месте в жизни, другая о действиях, происходящий в поселке во время пожара
Прощание с Матёрой наверное одна из самых любимых книг. Исторический роман о той боли которую с собой принесло создание рукотворно рыбинского водохранилища. Повествование ведётся от имени старейшей жительницы села. Произведение пронизано болью, воспоминаниями людей пытающихся найти смысл жизни вне земли где родились и выросли. Герои рассуждают о смысле жизни о чести, Родине, семье. Люди разъезжаются дома пустеют одиночество и растерянность вокруг и все это происходит на фоне буйства природы
Потрясающее произведение. Из тех, которые не хочется читать очень быстро и мимоходом. Нужно проникнуться, очень вдумчиво. И, да, до таких книг нужно дорасти. Очень жду аудиоверсию с хорошим чтецом.
Это книга об истинно русской душе,об отношении к Родине не только отцов и детей,но и более старшего поколения.
Книгу стоит прочитать тем,кто имеет лишь позитивный взгляд на технику,больше думает о прогрессе,чем о природе. Возможно именно «Прощание с Матерой» поменяет ваш взгляд на мир.
"Пожар" же будто продолжение «Прощания с Матерой»,в нем говорится уже о бездумности людей,регулярном воровстве и бездумии. Но в нем есть место и широкой русской душе.
Такое теперь время, что и нельзя поверить, да приходится; скажи кто, будто остров сорвало и понесло как щепку, – надо выбегать и смотреть, не понесло ли взаправду. Все, что недавно казалось вечным, с такой легкостью помчало в тартарары – хоть глаза закрывай.
Вывалил споткнувшийся чей-то язык, и пошло, а языку, известно, чем чудней, тем милей.
И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название. Опять с грохотом и страстью пронесло лед, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобожденно открылась, вытянувшись в могучую сверкающую течь. Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатываясь по релке на две стороны; опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки. Все это бывало много раз, и много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперед каждого дня. Вот и теперь посадили огороды – да не все: три семьи снялись еще с осени, разъехались по разным городам, а еще три семьи вышли из деревни и того раньше, в первые же годы, когда стало ясно, что слухи верные. Как всегда, посеяли хлеба – да не на всех полях: за рекой пашню не трогали, а только здесь, на острову, где поближе. И картошку, моркошку в огородах тыкали нынче не в одни сроки, а как пришлось, кто когда смог: многие жили теперь на два дома, между которыми добрых пятнадцать километров водой и горой, и разрывались пополам. Та Матёра и не та: постройки стоят на месте, только одну избенку да баню разобрали на дрова, все пока в жизни, в действии, по-прежнему голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки, а уж повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное
Izohlar, 14 izohlar14