Hajm 340 sahifalar
1949 yil
Не в себе. Учение о галлюцинациях
Kitob haqida
«Наиболее существенным в душевном расстройстве нужно считать нарушение понимания окружающего, измененное отношение к нему вместе с соответствующим изменением поведения», – писал великий русский психиатр Василий Алексеевич Гиляровский. Именно он одним из первых решил коснуться самого сложного и неизученного вопроса в науке о душевных расстройствах. На базе огромного количества исследованных им клинических случаев галлюцинаторных расстройств он создал собственную классификацию, а также теорию возникновения и лечения галлюцинаций. Читатель вместе с автором сможет отправиться в пугающее и тем не менее притягательное путешествие на самое дно расколотой болезнью души.
Начать, конечно, следует с того, что я не имею никакого отношения к психиатрии, да и к медицине вообще. Но галлюцинации – дело такое, сложно не проявить к нему интереса. Так что когда на глаза попалась эта книга, решение было однозначным – читать! Короче говоря, рецензия моя никак не для врачей-профессионалов и даже просто любителей, а таких же необразованных по теме читателей, которым, может, будет интересно ознакомиться с этой книгой.
Для широко читателя она вполне подходит: специальных терминов в ней не так и много, и большинство либо уже знакомо, либо угадывается по контексту, а даже если и нет, восприятию общей картины не мешает; итого чтение выходит совсем несложным.
Автор рассматривает галлюцинаторные состояния, вызванные самыми разными причинами. Краткое жизнеописание больных прилагается, описание галлюцинаций - тоже. Причем большинство так или иначе схожи – в основном это голоса и люди, которые обсуждают больного либо обращаются к нему с рассуждением о том, убивать его или нет, выгнать или нет и так далее; в общем, прорисовывается человеческая паранойя. Хотелось было сказать, что при той же детской шизофрении галлюцинации, наоборот, поражают своим ужасным многообразием, но как раз шизофрении Василий Алексеевич не касается, он берет в основном случаи отравления, травм – физических и психических.
Невольно настораживает то, что почти все его больные, как на подбор, люди ну максимум среднего класса, а больше низшего – алкоголики, дети алкоголиков, часто плохо или вообще не образованные, и в связи с этими больными частенько упоминается экспериментальная медицина, описанная сухо, но волосы так и норовят встать дыбом от подобных методов. Но, опять же, я, может, чего-то не знаю. Тем не менее, мескалин упоминался чуть не в каждой главе – часто настолько, что я уже готова была объявить его применение главной темой книги.
Особенный интерес для изучения токсических галлюцинаций, естественно, представляют экспериментальные случаи с применением гашиша и особенно мескалина
Ранкуль, влияя на своих энцефалитиков мескалином
Мы лично принимали активное участие в экспериментах с мескалином
Вот вы и признались *шепотом* А последствия этого, между прочим, описаны бр-р какие. Особенно обидно, когда упоминают больного, у которого сто лет как не было галлюцинаций, а тут появляется врач с мескалином, чтобы вызвать их снова… Ну и про войну была парочка странных замечаний. Мол, какая там война, у меня тут интереснейший случай… Хотя признаю, глупо судить человека по научному труду. Но что поделать, бросилось вот в глаза.
Однако отдельно хочется посочувствовать Гиляровскому. Хочешь опубликовать книгу? Изволь для начала прицепить ценность труда к идеологии!
Марксистско-ленинская теория познания исходит из положения, что в ощущениях, являющихся основным источником познания, заключены уже элементы суждения. Таким образом, приходится придавать большое значение расстройствам восприятия. Естественно, что проблема расстроенного восприятия тесно связана с бредообразованием. Это побудило нас приступить к собиранию данных по галлюцинаторным расстройствам для того, чтобы попытаться осветить теоретические вопросы их патогенеза.
?!!??? Зато у партии нет вопросов. Кстати, после такого предисловия, когда я дошла до главы о галлюцинациях, вызванных религиозными переживаниями, мне стало тоскливо – ну, думаю, сейчас огребет религия по полной во имя атеизма. И знаете что? Нет. Совсем нет. Глава написана отлично, со здравым подходом, многими интересными моментами и подробным рассмотрением «дела» Жанны д’Арк, было очень любопытно прочесть.
А потом была глава о писателях, и тут я снова внутренне сжалась… Но оказалось, что Василий Алексеевич вовсе не намерен описывать глюки писателей, а просто с глубоким уважением отрекомендовал оных как знатоков человеческой природы.) Было очень мило.
В общем, хорошая книга, несложная, всем мало-мальски интересующимся рекомендуется.
Эскироль предложил понятие «галлюцинации»
Izohlar, 1 izoh1