«И вот он развернул малые и большие, уже истрепавшиеся листки. Это был не проект и не инструкция, а трагедия»
С. 144
Грибоедов у каждого, конечно, свой, если только есть силы и желание попытаться приоткрыть завесу этого меланхоличного лица в неизменных очках. Прав Горький: с момента появления романаЮрия Тынянова Грибоедов останется таким, каким мы его видим на страницах этого произведения. До тех пор, пока не появится другое значимое творение…
Это удивительная книга, раскрывающаяся не с первого чтения, и даже не со второго. Наверное, кроме дополнительных знаний из области литературы и истории она требует того же понимания глубочайшего одиночества просвещенного человека в обществе без перспектив. Роман точно отсчитывает начало николаевской эпохи, когда после 14 декабря 1825 года пропали люди с прыгающей походкой!
Говорят, что Тынянов писал не столько о Грибоедове, сколько о себе. Разумеется, писатель не может уйти от своей эпохи, но это не значит, что роман был написан на злобу дня. Из фактов Тынянов выстраивает возможную реальность, реакции живых людей здесь и сейчас. Это сделано чрезвычайно убедительно. Например, в эпизоде встречи Грибоедова с генералами, когда обласканные режимом сытые веселящиеся военные оказываются выскочками в присутствии драматурга.
Из всех человеческих качеств тыняновского героя мне бы хотелось выделить чувство собственного достоинства, не тождественного дворянской спеси.
О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет; Но с благодарностию были.
Izohlar
16