Hajm 220 sahifalar
Дневник обольстителя. Афоризмы (сборник)
Kitob haqida
В книгу известного датского философа и писателя Серена Кьеркегора (1813—1855) вошли его лучшие произведения: роман «Дневник обольстителя», раскрывающий идеальную стратегию любовного соблазнения и подчинения юной девушки, а также знаменитые «Афоризмы».
Кьеркегора считают отцом экзистенциализма, что весьма условно. Все деятели подобного рода сугубо индивидуальны и обобщать их нельзя. Но история «обольщения» по идее должна иметь какие-то общие черты. Обольщение в кавычках, потому что так до конца и непонятно – кто кого обольщает. В целом, книга прекрасна, а запятнать ее словами отзыва практически невозможно, потому что – о чем бы ты ни написал, все это не раскроет и частички творения Кьеркегора.
Наслаждение следует глотать по капелькам…
Бесспорно, читать чужие дневники безнравственно. Низко любопытно блуждать по кровавому следу лабиринта чужого сердца. Но кто устоит перед сладким искушением мысленно проникнуть в изящный дневник молодого обольстителя, созданный под лунным торшером ХIX века изнеженной рукой в кружевной оправе батистовой манжеты? Я не смогла. И, признаюсь, получила колоссальное удовольствие от своего невинного преступления.
Изысканное панно рокового соблазнения раскрывается грациозным движением мысли некого Йоханнеса. С азартом подлинного мастера, он рисует полотно истории обольщения юной Корделии. Для молодого датчанина искушение хранит в себе таинственный источник наслаждения, позволяющий в совершенстве овладеть искусством любви. Для него любовь – древний священный сосуд, из которого медленно проистекает эстетический нектар, вкушать который следует с удовольствием жаждущего посреди пустыни. Но спешность здесь не при чём. Животный зов плоти вторичен. По мнению Йоханнеса, необходимая цель диктует соответствующие средства достижения желаемого. Cмысл имеет только цена объекта любви.
Суть дела не в том, чтобы обольстить девушку, а в том, чтобы найти такую, которую стоит обольщать.
Обладатель выдающегося ума, завидных способностей, художественного мировоззрения, ироничных взглядов и утончённо-циничной натуры, обольститель ищет в любви вдохновение поэзией гармонии. Его духовный взор стремится к эстетическому ядру мироздания, он слеп к низменной прозе действительности.
…если не умеешь сделать любовь мистерией, поглощающее все историческое и реальное, то лучше и не суйся совсем в дело любви, а просто женись себе хоть сто раз.
В избраннице он стремится открыть духовную палитру, способную наполнить её подсознание нежными полутонами чувств и тонкими оттенками чувственности. Невинная девушка, словно покорный восковый слиток, мягко плавится под искусным гнетом его талантливого психологического воздействия, приобретая многогранные черты отражения образа его мысли.
Тот, кто не умеет овладеть умом и воображением девушки до такой степени, чтобы она видела лишь то, что ему нужно, кто не умеет покорить силой поэзии ее сердце так, чтобы его движения всецело б зависели от него, тот всегда был и будет профаном в искусстве любви!
Прерывистое или глубокое дыхание души…и тела молодой женщины становится возвышенным символом признания великого мастерства последователя любовного искусства. Девушка, закрывая шёлковой лентой отсутствия опыта влажные глаза, подчиняется своему страстному кукловоду, взирая на него лучистым взглядом открытой души. Йоханнес читает Корделию, словно книгу, строки которой пишет сам, предугадывая бег обнажённой строчки… Но девушка интересует его, как особенная личность, направляя которую, он оттачивает её преимущества, отсекая недостатки, но не позволяет себе исказить её собственный образ, развивающийся по законам природы из сладостной почвы самобытности. И Корделия воплощает в себе довольно интересный персонаж, впрочем, лишённый развития чёткой сюжетной чертой.
Итог игры оказался вполне предсказуемым: эликсир любви был испит до дна. Но, на мой взгляд, каждый игрок получил свой трофей…Остался только лёгкий осадок досады, разбавить который можно лишь наполнившись новым нектаром... Ведь искушение было средством тонкого исследования соблазнителем собственной души, средством, планомерно утоляющим его алчную жажду в наслаждении искусством любви.
Любить одну – слишком мало, любить всех – слишком поверхностно…а вот изучить себя самого, любить возможно большее число девушек и так искусно распоряжаться своими чувствами и душевным содержанием, чтобы каждая из них получила свою определенную долю, тогда как ты охватил бы своим могучим сознанием их всех, - вот это значит наслаждаться…вот это значит жить!
Книга, созданная датским философом в далёком 1843 году, представляет собой занимательный взгляд на отношения между мужчиной и женщиной сквозь призму случая. Здесь прочные общественные устои, поддерживающие крепкую морально-этическую стену, умело подтачиваются из любовного источника. Да, некоторые заметки обольстителя носили ярко выраженные черты эпохального взора на диаметральные плоскости мужского и женского, чему не стоит удивляться. Но в основном, дневник Йоханнеса отражает желание подчинения могущественной силе эстетики чувств, ответы Корделии – вторят этим желаниям с истинным совершенством поэзии чувственности. Произведение, составляющее часть объемного труда Кьеркегора «Или-или» легко увлекает читателя в манящий художественный омут любви. К тому же, данный сборник дополнен афоризмами Кьеркегора, которые остры или глубоки, в зависимости от заложенной идеи. Несмотря на постыдные ожидания неторопливой однотонности, положа руку на сердце, признаю: книга очаровательна. И я медленно наслаждалась ею: прекрасным витиеватым слогом, лаконичной манерой изложения, элегантностью форм авторских мыслей... Ведь наслаждение – это тоже искусство. И не важно, каким видом удовольствия оно вызвано к жизни.
Вообще, довольно скучно слушать человека, говорящего по-книжному, а между тем иногда очень полезно говорить так. Надо сказать, что книга имеет замечательное свойство: ее содержание можно истолковать как угодно, и я поэтому не выходил из рамок книжной речи.
В принципе, этому роману и его главному герою можно найти много определений, которые будут и раскрывать, и прятать глубже то, что из себя представляет всё это. Аморальный, принципиальный, пугающий, меланхоличный, жёсткий, лёгкий, понятный, мудреный, замечательный... Он ужасен, но это прекрасный ужас, тот, который очаровывает и приковывает к себе.
Сюжет динамичный и по-своему напряжённый, хотя его финал и становится известен буквально в первой главе.
Всякая любовь таинственна, если только в ней есть необходимый эстетический элемент.
Очень часто вспоминала Кэролайн Кепнес - Ты , в какой-то момент даже решила, что слушала эти книги в начитке одного актёра, но нет, просто они оба оказались потрясающими мастерами своего дела. Это постоянное мысленное стремление к возлюбленной, эта уверенность в том, что он знает, что для неё будет лучше, что ей нужно, эта пугающая мания — всё это создаёт такую схожую атмосферу.
Этот роман — прекрасный пример нездоровых отношений (в данном случае, сталкинг и любовная аддикция с каким-то маниакальным стремлением добиться достижения своей цели с предметом чувств) и разрушений, к которым они приводят. Прекрасный пример, который не принесёт вам практической пользы, вдруг вы на это рассчитывали.
Было бы и вправду интересно, если бы можно было убедить какую-нибудь старую литературную клячу сосчитать по сказкам, легендам, народным песням и мифам, кто чаще оказывается в них вероломным — девушка или мужчина.
Я слушала этот роман и потому оказалась ещё под большим впечатлением: эту книгу озвучивал Максим Гамаюнов и он сделал это не просто хорошо, не просто потрясающе, а чертовски, волшебно, удивительно восхитительно; такое попадание, как здесь, в образ, в события, в саму идею книгу не часто встречается. Так что очень советую эту аудиокнигу, она выше всяческих похвал.
И вообще советую этот роман всем любителям жестоких, но прекрасных историй
---------------- Афоризмы эстетика
Многие жалуются, что жизнь чересчур прозаична, что она не похожа на роман, где случай всегда вывозит. Я тоже недоволен, что жизнь – не роман, где приходится бороться с жестокосердыми отцами, колдунами и привидениями и освобождать очарованных принцесс. Все эти враги вместе взятые – ничто в сравнении с теми бледными, бескровными, но живучими ночными призраками, с которыми я борюсь, хотя сам же вызвал их к жизни.
И не забуду сказать пару слов (конечно, не пару, но это звучит лучше "несколько небольших абзацев") о этом эссе-дневнике-собранию отличных цитат.
Хотя и понимаешь, что эти афоризмы не могут принадлежать Йоханнесу, соблазнителю из романа, но они так хорошо ложатся под впечатление от его дневника и под его характер, что об этом легко забыть. Да и стоит ли?...
Чего-то общего, кроме, возможно, настроения и образа мыслей, в них нет, так что начинать читать можно хоть с середины, хоть с конца — разницы нет. Но читать хоть так, хоть так крайне занятно и чарующе.
В общем, это эссе можно считать и отличным дополнением к прекрасному роману, и восхитительным самостоятельным произведением
Это действительно дневник, дневник молодого человека, увидевшего прелестную барышню и подробно расписывающего каждый свой шаг на пути к ее сердцу. Парадоксальное очарование книги постигаешь не сразу. Главный герой развивает ум и душу этого земного ангела, постепенно внедряя в эту хорошенькую головку эксцентричные и яркие идеи. Возникает некая ассоциация с библейским сюжетом: грехопадение случается лишь после познания. Девушка была так себе, обычная куколка с буржуазной моралью. И фокус был не в том, чтобы затащить ее в постель, а в том, чтобы перевернуть с ног на голову ее представления о добре и зле, чтобы она оказалась в объятиях искусителя не просто добровольно, но и сознательно. От своего спасителя-искусителя девушка получила великий дар: свободу. Нет, она не стала развязной или распущенной, просто духовно выросла.
Он может гордиться своим творением. Но как только акт творения завершен, на картину брошены последние мазки, она для него более не представляет интереса. Соблазнитель исчезает, книга заканчивается. Если мыслить примитивно, то, судя по пересказу событий, все укладывается в простую формулу "поматросил и бросил". Но, откровенно говоря, здесь не тот случай. Здесь вся книга - это поступательное формирование чужой души. Несмотря на то, что вся книга очень целомудренная, удивительная тонкость понимания человеческой души и тех сил, которые ею движут, вызывает сначала снисходительную улыбку, затем оторопь, затем страх оказаться на месте искушаемой жертвы. И знаете, если думать о том, что девушка приобрела, а чего лишилась, то стоит поблагодарить соблазнителя за его щедрые духовные дары.
В одной любопытной книге я читала иносказательное толкование мифа об Адаме и Еве. Вся история грехопадения - это история прозрения. Грех дал человеку сознание, до него человек был един с природой (образ райского сада) и пребывал в бессознательно-животном состоянии. Грехопадение отделило его от природы, человек осознал себя - и стал по-настоящему человеком, не частью природы, но чем-то большим. Девушка была просто еще одной единицей, частью того общества, выразителем и носителем нравов и устоев времени. После встречи с искусителем, она обрела себя, стала личностью, очнулась от дремотно-бессознательного следования правилам. "Для того, чтобы познать границы добра и зла, надо сначала выйти за них". И соблазнитель укажет вам путь.
Это одна из самых дьявольских книг, которые я когда-либо видела.
История главного героя — более чем условный рассказ за семью печатями. Можно было бы обвинить её в неправдоподобности, но что мы можем предъявить против многочисленного изломанного телефона: несколько лиц, прежде чем получится добраться до рассказчика, не говоря уже о том, что «Дневник обольстителя» сам по себе является лишь фрагментом другой книги. Но это очень правильно, что его издают отдельно, потому что «Дневник…» — потрясающий наглядный пример того, как большинство людей путает конкретные и абстрактные понятия.
В данном случае абстрактным понятием является обольщение. Для главного героя — это едва ли не смысл жизни, он возводит его в настоящее искусство (воплощает в жизнь поэзию) и готов тратить на него время, деньги, репутацию, даже жениться, если уж припрёт. Но конечная цель обольщения — вовсе не банальное совокупление, главный герой очень чётко осознаёт тот момент, когда девушка полностью находится в его власти, поэтому зачастую ему достаточно улыбки или поцелуя, чтобы понять, что его великая обольстительская миссия закончена. Впрочем, с главной героиней всё происходит не так, потому что цель она не обыкновенная, а редкая. Конечно, мы будем знать это только со слов самого обольстителя, да и видеть девушку только его глазами, поэтому живого персонажа за Корделией не признать. Сам роман крошечный, но по напряжению страстей и сопереживанию — очень насыщенный. Йоханнес начинает следить за героиней маниакально, каждый его крошечный шаг, чтобы урвать взгляд, движение, запах растянут на долгий промежуток. Почти настоящая война, тяжёлая осада, хитроумные стратегические планы. Некоторые его планы поражают своей кажущейся абсурдностью: выдать Корделию замуж за друга, потом отбить у самого алтаря, втесаться в доверие к родственникам и жениться самому, как бы нехотя… Всё это для того, чтобы выпить девушку до дна. Целью обольщения не является секс, но именно он может поставить точку во всей этой сложной многоходовой игре. Цветок сорван, растоптан, больше не интересует обольстителя. Ему хотелось бы ещё изящного послесловия, сделать так, чтобы девушка думала, будто сама его бросила, но и это необязательно, потому что охота закончилась, и хищник спит до тех пор, пока снова не попадётся подходящая жертва. Йоханнес проводит параллель, что эстетика включает в себя прекрасную литературу и прекрасный пол. Обольщение препарируется им и протоколируется пошагово.
Суть дела не в том, чтобы обольстить девушку, а в том, чтобы найти такую, которую стоит обольщать.
Потрясающая энциклопедия страсти, обольщения и подлинной любви, которая не загнана в рамки клише, а напротив, настолько выбивается из них, что кажется пороком.
Если бы меня спросили, каков мой идеал молодой девушки, я бы ответил: она должна быть предоставлена самой себе в своём развитии, а главное — не иметь никаких подруг.
Да, нечистая совесть может-таки внести в жизнь некоторый интерес и оживление!
Заблудившийся путник имеет по крайней мере надежду как-нибудь выбраться: местность перед ним меняется, и каждое новое изменение порождает новую надежду. Но человек, заблудившийся в самом себе, скоро замечает, что попал в какой-то круговорот, из которого нет выхода; мысли и чувства в нём мешаются, и он в отчаянии перестаёт, наконец, сам понимать себя.
Так всегда бывает: девушка произвела на меня сильное впечатление — и я забыл её; старуха ни малейшего — её я помню.
Да молодой девушке вообще и нечего бывает рассказать о своей прежней жизни, если же случается наоборот, то очень может быть, что ее стоит слушать, только уж никак не любить!
Izohlar, 31 izohlar31