Hajm 296 sahifalar
2022 yil
Kitob haqida
Шамиль Идиатуллин – писатель и журналист, дважды лауреат премии «Большая книга» («Город Брежнев», «Бывшая Ленина»), автор мистических триллеров «Убыр» и «Последнее время».
В его новой книге собраны захватывающие истории, где фантастическая фабула сочетается с отчаянным психологизмом. Здесь маленький человек мал, а древнее зло огромно, родительская любовь уверенно ведет к чудовищным жертвам, город детства исчезает с гугловских карт, деды общаются с далекими внуками через ИИ-переводчиков, а путь к бессмертию вымощен трупами – словом, всё как у людей. Это просто фантастика, считает автор. Вас это утешает?
Внимание! Содержит ненормативную лексику!
Замечательный сборник фантастических рассказов и повестей. Очень подкупает разноплановость, мифологичность опора на российские реалии, богатый язык, ну и черный авторский юмор, само собой. Особо отмечу повесть"Эру Водолея", где фабула за несколько страниц делает кульбит от местечковой политики до хтонического ужаса.
Я не знала, до недавних пор, что Наиль Измайлов и Шамиль Идиатуллин это один и тот же человек. Автор, оказывается, писатель разноплановый и это здорово!
Его Убыр и ИИ- переводчики между поколениями, его Эра ... мне не просто понравились, но поразили! Вот есть книги, что прочитал и забыл, а есть такие, над которыми раздумываешь, а потом возвращаешься и перечитываешь и снова думаешь над прочитанным. Отличный автор!
Спасибо!
Книга определенно заслуживает внимания, хотя некоторые рассказы показались скучноваты. Дочитал до конца. Особенно зацепила история про воду и чешую. Как знать, может это пророчество?
Небольшой сборник рассказов и повестей, как всегда бывает в подобных случаях, не совсем ровный. Есть просто изумительные вещи: "Головастик кареглазый", "Светлая память" и особенно "Я наберу", есть послабее, но и эту слабость я мгновенно простила автору за изумительную главу "Два предложения, от которых нельзя". Это микрохорроры, и чтобы было понятнее, вот пример: "Детское кресло спасет, спасет, должно спасти. Верить во что-то кроме этого я уже не успевал." Ещё очень хороши авторские вставки, в которых рассказывается, как было создано произведение, объясняется, например, почему у рассказа "Я наберу" две альтернативных концовки. Это даёт возможность как бы поприсутствовать при процессе рождения произведения, и это очень здорово.
Моё первое знакомство с Шамилем Идиатуллиным состоялось и обязательно будет продолжено. Я не большой любитель хоррора, но скорее это касается полукиношных ужастиков, где по трупам ползают мохнатые черви. А вот ситуации, когда ужас продирает от демонов, живущих в головах или совести - это мне нравится, поскольку заставляет не просто бояться - думать...
"– Это я раньше чего такой незлой был, – пробормотал образец-один, по очереди поднимая обе ноги и ощупывая ступни. – Вы правда, сунув сверхразум в самый центр вашего информационного узла, думали, что он не будет вертеть головой и ничего не поймет? Или что третий закон Ньютона неактуален не только для воздействия поля на частицу, но и для действия человеческой силы на нечеловеческую? Если родить ребеночка нестандартным путем, то можно его разрезать на части живьем, замешивать слезинки в раствор счастливого будущего – и нормально? Противодействия не будет?"
- Просто закройте глаза, - сказала стюардесса, привычно улыбаясь бледными, наверно от помады, губами, - Это недолго.
Я не знаю другого писателя, который бы так легко, ненатужно, так естественно генерировал афоризмы. Не абы-какие, а умные, забавные, парадоксальные, многозначные. И он не чахнет, как князь-Кащей над златом, не откладывает, чтобы во благовремение вставить в какую-то из книг, раздаривает со стрельцовской щедростью, прямо в фейсбучной ленте, словно зная - на все хватит.
Хватает, уникальный стиль, энергичная проза с высочайшей иммерсивностью ("измененная реальность", "погружение" и "эффект присутствия", кто пока не знал этого красивого слова). Крупную форму люблю у него, малую просто обожаю. Сборник "Все как у людей" - это в основном рассказы, две небольшие повести и целая куча микрохорроров (такие коротенькие, на одно-два предложение ужастики, очень атмосферные, а некоторые прям жуткие).
"Светлая память". Что, если однажды утром, чуть не угодив по дороге на работу под самосвал, ты вдруг обнаружишь в себе невиданные прежде способности, целый кластер superpower, который заставит усомниться, а на самом ли деле ты, девушка Женя, принадлежишь к человеческому роду? И нет, это не про супергероев, все гораздо круче. Страшнее, печальнее, счастливее.
"Я наберу". Не можешь дозвониться маме. То есть, совсем никому не можешь, потому что города твоего детства как-бы больше нет. И не было никогда. Мир сдвинулся, что-то в нем необратимо изменилось, и уже не будет прежним. И ты уже не будешь прежней. Лишенная корней, голову тоже не то. чтобы сохраняешь.
"Дедовский способ" Новогодний рассказ: праздник умер, праздника больше нет. И вдруг совершенный ренессанс после десяти минут чтения. Как такое возможно? Поди разбери. И я хочу дожить до мира, который в "Дедовском способе". Только пусть, если мысль действительно материальна (а я в это верю), она материализуется таким способом. С настоящими елочными игрушками.
"Эра Водолея". Человеческий организм на восемьдесят процентов состоит из воды.И не только человеческий. Утопия, с которой у Шамиля Идиатуллина взаимная склонность: он ее любит, она ему отлично удается; почти шпионский триллер; будет хоррор, который шевельнет рудиментарные волоски вдоль позвоночника; и фантастика; и остросюжетный боевик; и неожиданная, но действенная проповедь веганства.
"Кареглазый Громовик" О писателе говорит не его умение написать роман, роман при некоторой доле везения наваляет любой графоман. Тот. кто может сделать короткий рассказ, который ударит тебя под вздох, заставив воздух ртом глотать, как выброшенная на берег рыба - вот это писатель. Это скручивает хичкоковским тревожным ожиданием, когда все еще кажется лучезарным. Отмерено добавляет напряжения водой в клепсидре: кап-кап-кап. Врывается неожиданным финалом.
"Обмен веществ" Вот зачем героем рассказа сделал Иблиса? Кто такой этот Иблис? По сути - Люцифер, падший ангел, некогда бывший любимцем Аллаха, но возгордившийся и за то поверженный в прах. С той ключевой разницей, что Сатана христианской легенды наказан за желание стать равным Богу и бунт, а в исламе Иблис на Творца не посягал, но отказался пасть ниц и поклониться Адаму, созданному Аллахом по своему образу и подобию. То есть, как бы понятнее, отчего такая нелюбовь к нам, неразумным (глина, глина!).
"Принцесса - это праздник", на самом деле погремушка, "Микрохорроры" быстрей прочтешь их, чем о них, "Коллектор" - единственная совсем не моя вещь сборника, хотя возможно она окажется вашей. Шамиль мастер, Браво, Браво!
Вот и всё, что было, — Не было и нету. Правильно и ясно.
Izohlar, 14 izohlar14