Hajm 511 sahifalar
1912 yil
Южный полюс
Kitob haqida
Руаль Амундсен (1872–1928) – норвежский полярный исследователь. Начинал учебу на медицинском факультете, однако затем решил связать свою службу с полярными исследованиями. В 1897–1899 гг. в качестве первого помощника капитана побывал в экспедиции в Антарктиду. В 1903 г. предпринял санные походы к Северному полюсу, но после получения сообщения о том, что там уже побывал американский исследователь Р. Пири (что в дальнейшем не подтвердилось), решил предпринять попытку первым дойти до Южного полюса. В гонке с британской экспедицией Р. Скотта он сумел опередить последнего на один месяц и первым достигнуть Южного полюса 14 декабря 1911 г. Погиб в июне 1928 г. в Баренцевом море во время поисков пропавшего дирижабля У. Нобиля.
В данный том входит книга Р. Амундсена «Южный полюс» о его экспедиции в Антарктику.
Интересная книга о реальных событиях. Насколько раньше люди могли жить без тех благ которые есть сегодня. 100 дней на санях и лыжах по 30 км до южного полюса! Замечательная книга.
О мужестве людей. Автор пишет очень уютно, про быт полярников. О том что даже в тяжелейших условиях, человек может чувствовать себя комфортно, испытывать радость и комфорт. Возможно дело в самих людях и подача материала идет с позитивной стороны, хотя встречаются и жуткие сцены. Во время прочтения постоянно присутствует ощущение что путешественникам постоянно везло: с погодой, людьми и навыками. Как будто высшие силы оберегали и помогали. Отдельное внимание заслуживают собаки, вот уж не думал что от тяжелых испытаний они становятся только сильнее и расцветают полной силой. Само«достижение» сопровождают интриги и хитрости, и возможно кто-то скажет что Ангстрем был не простой парень. Но погиб героически, спасая своего же соперника. Заставляет задуматься...
Эта книга оказалась для меня полна сюрпризов. Во-первых, я изначально была настроена на интересное, но несколько скучное чтиво, т.к. автор прославился на весь мир своим отнюдь не литературными подвигами. Во-вторых, я ожидала, что описывая это путешествие, автор не удержится от завышения собственной роли в данном мероприятии. И в-третьих, я как-то не очень рассчитывала на расширение собственных познаний о Южном полюсе. Не скажу, что так уж изучала эту тему, но считала себя вполне в теме. Кароч, ошиблась во всем, чему очень и очень рада ))) И снова во-первых. Книга читается невероятно легко! Несмотря на то, что в ней довольно подробно описаны детали подготовки экспедиции, путешествие, обживание на месте стоянки и знакомство с окрестностями ЮП, все это преподносится замечательным языком с некоторым юмором и даже иронией. Пару раз я даже не постеснялась взоржать в голос ))) Во-вторых. Амундсен при описании подвигов своей команды чаще всего употребляет местоимение мы. Как бы то ни было, он ни в малейшей степени не преуменьшил значимость ни одного из членов своей команды. Правда, о произошедшем в экспедиции конфликте он тактично умолчал, но это его право. Не все готовы признавать свои ошибки, а уж кричать о них на весь белый свет - тем более. В-третьих. Книга оказалась весьма информативна. Знаменитому путешественнику удалось описать Антарктиду и быт там так, что у читателя временами происходит почти полное погружение. Удивило, что не было никакого нытья и сетования на погоду, которая не баловала - пацаны четко понимали, где они находятся, а потому использовали все себе на пользу. Завалило снегом? Построим подземный (или подснежный?) город. Свалился в расщелину? Срочно фото на память! Закончилась дорога? Всем спать! Не, ну действительно, книга буквально насквозь пропитана оптимизмом. Люди грамотно подошли к организации экспедиции, продумали все до мелочей. Они не голодали, не испытывали тех лишений, коими пестрят большинство аналогичных историй. Они шли к цели и ее достигли. Убивали собак и ели? Блин, это Арктика, детка! Там не место сентиментальности, жалости и прочим чертам характера, столь высоко ценимыми во чреве цивилизации. Самый наглядный тому пример - экспедиция конкурентов. Амундсен здесь не пишет о том, что группа Скотта погибла на обратном пути, совсем немного не добравшись до своего склада с припасами. И о том, что тот отвергал мысль питаться павшими животными. Результаты обеих экспедиций известны всем. Можно обвинять Амундсена в чем угодно, но только не в том, что он прекрасно все рассчитал. А победителей, как известно, не судят.
Лучше буду честен и скажу прямо, что, по-моему, еще никогда никто из людей не стоял в точке, диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае. Район Северного полюса – чего там! – сам Северный полюс манил меня с детства, и вот я на Южном полюсе. Поистине все наизнанку!
Дела обстоят, как вы знаете так: На полюсе Южном норвежский наш флаг! Ура в честь того, кто вел нас по льдам! Но я говорю: это ради отечества, Он вел нас на полюс ради отечества!
Южный полюс достигнут! Разве вас не берет гордость за то, что такой же, как вы, человек проделал такой долгий и трудный путь, через океаны, сквозь метели и ледники, упорно, навстречу цели. Не отступил! Он смог, смог, смог! А у нас есть шанс повторить этот путь, хотя бы и с книгой в руках на диване! Единственное, чего я опасалась, что Амундсен окажется сухарем, а вся книга – сплошь отчет. Конечно, Амундсену далеко до Пушкина или Толстого, но его воспоминания читаются легко: повествование не затягивается, и пошутить Амундсен умеет, а кое-где даже весьма поэтично сравнивает собственную команду с розой: мол, роза прекрасна, но роза – не роза без шипов! Если бы повествование началось сразу с выгрузки экспедиции на барьер и подготовки к зимовке в Антарктиде, книга многое бы потеряла. Потому что первая глава Амундсеном посвящена всем тем безымянным рабочим и фабрикантам, которые снабдили экспедицию всем-всем-всем. По аналогии с Винни-Пухом – Амундсен и всё-всё-всё: вина и сигары, музыкальные инструменты, библиотека, провиант и скот, снаряжение походное и для исследований, фототехника, граммофон, посуда, одежда, собаки… Эскимосские собаки – это отдельный разговор!... На Южный полюс везли сотню собак, вернулись с тремя десятками. Как говорится, кролики – это не только ценный мех, но и… Собаки не только запрягались в упряжки, некоторые были забиты по дороге для пропитания более выносливых сородичей… и людей. Каждая собака была яркой индивидуальностью, и со страницы на страницу невольно отслеживаешь судьбу этих пушистых шкодников, настоящих тружеников и друзей. Для меня книга была полна ощущений. При прочтении я думала, что замерзну от холода – к Южному полюсу же идем! Да только на деле мне было холодно от силы пару раз. Сам Амундсен пишет «бывало жарко». А один раз даже с товарищами радуется, что на континенте нет дам, в таком непотребном виде они шли на лыжах: можно подумать, в подштанниках!
Полководец, который хочет выиграть битву, должен быть во всеоружии. Если противник сделает ход, умей ответить ему. Все должно быть продумано заранее, чтобы никакая неожиданность не застигла вас врасплох.
Я не особо много знаю про конкурирующую экспедицию к Южному полюсу капитана Скотта «Терра Нова», но Амундсен приводит сводный анализ подготовок обеих экспедиций, и хочешь - не хочешь, приходит согласиться, что Скотт, видимо, не совсем отчетливо представлял себе, чего вообще ожидать от похода. Например, для меня остается загадкой, почему Скотт взял с собой в поход в качестве тяговых животных маньчжурских пони? Сомневаюсь, что эти животные плотоядные, неужели для них специально везли с собой сено??? И собирались все время по материку таскать за собой замороженный силос для лошадок? В любом случае, этот расчет не оправдался, и Скотту пони пришлось бросить при подъеме на континент… Ей-богу, по поводу экспедиции Скотта за последние 50 лет не написал критического обзора только ленивый. Но в любом случае, критика-критика, а ничто уже не сможет изменить печального результата… А Амундсену с его командой как будто везло всю дорогу.
Вообще, есть только одно средство добиться, чтобы работа была выполнена по-настоящему добросовестно: поручить ее тем, кто будет пользоваться ее плодами. Они знают, какая задача поставлена, и работают не только затем, чтобы достичь цели, но и чтобы вернуться.
Конечно, никто не отказывает им в упорстве и старательности. Каждый член был мастером на все руки в нескольких областях и, читая про них, завидуешь тому, какой слаженной и дружной командой они были. Праздность или лень – это не про них, и именно такие люди, которым чужды эти два качества, обычно достигают поразительных результатов. Очень увлекательная книга… Но… Где-то в глубине души я бы хотела, чтобы этот таинственный ледяной континент никогда не был бы покорен, чтобы тюлени и пингвины никогда не видели ни судов, ни самолетов, ни человека… Что-то могущественное есть в таком месте, если бы оно существовало, что-то перед чем человек мог бы преклонить колени, когда на деле человек все старается подчинить себе… Закончить мне хотелось бы парой документальных снимков.
Команда во время зимовки Ханссен и его упряжка Южный полюс. Палатка Пульхейм. Внутри находится письмо на имя короля Норвегии Хокона и письмо к Роберту Скотту Руал Амундсен
После "Холодного марта" Сюзан Соломон, рассказывающего историю похода Роберта Скотта к Южному полюсу, невозможно не поддаться соблазну познакомиться со вторым участником этой гонки – Руалем Амундсеном. Именно он возглавлял группу людей, которые первыми достигли самой южной точки Земли. Что побежденному, что победителю досталось по итогу много разного.
Мне очень нравится подход норвежцев. Они не хотели выживать в Антарктиде – они собирались там жить, работать и достичь своей цели. Нансен как будто передал Амундсену не только свой знаменитый «Фрам», но еще и основательность, внимание к деталям и умение держать все под личным контролем. Еще в Норвегии был построен прочный и теплый дом, все части которого были подписаны, разобраны и погружены на корабль. Амундсен лично отбирал оленьи шкуры для спальных мешков и искал хороших портных. С собой была взята не любая обувь, но специально пошитые для экспедиции сапоги, к которым удобно крепить лыжи. Вообще удивительно, как Амундсен умудрялся помнить о мелочах, которые могли стать очень важными, если оказывались не в порядке. Сложно не сравнивать норвежцев и англичан. Взять хотя бы пример с керосином. У обеих экспедиций он хранился в жестянках, и у обеих же жестянки протекали. Амундсен назначил человека, ответственного за сохранность банок и их запаивание заново. Англичане же проблемы то ли не заметили, то ли было слишком поздно. В результате им не хватило топлива во время похода к полюсу.
Норвежцы обосновались в Китовой бухте, разбив там полноценный лагерь с жилищем, складами и подсобными помещениями. Для начала был собран дом – «Фрамхейм». Кое-кто критиковал Амундсена за чрезмерный уют: у него, мол, даже стол в доме был застелен новенькой клеенкой. Амундсен в своей книге говорит, что это не излишество, но полезный комфорт. Тепло, чистота и свет придают человеку сил и правильного настроя, а вовсе не разнеживают. Но площадей дома норвежцам было недостаточно – слишком большую подготовительную работу они вели. И они вырыли себе целый лабиринт под снегом, где нашлось место и для швейной машины, и для плотника, и для бани. В каком-то смысле на такое активное покорение пространства нужна не меньшая смелость, чем на зимовку в хижине. Любые инженерные задачи в условиях Антарктиды – дело сложное, да и работать приходится на морозе. Не бояться замахнуться на эти ледяные просторы, выстроить что-то основательное и в соответствии с планом, создать максимально возможный комфорт в таком холоде – это многого стоит.
Вы спросите, почему я так много говорю о быте и подготовке к экспедиции, но непосредственно о походе к полюсу – пока ни слова. Дело в том, что сам Амундсен много внимания уделяет «хозяйственной части», демонстрируя этим, что как минимум половина успеха – в предварительной работе. Сам бросок к полюсу прошел очень гладко и на первый взгляд легко. Почему-то мне кажется, что Амундсен сознательно показал поход как нечто физически трудное, требующее тщательной подготовки, но вполне подконтрольное человеку. Возможно, в этом есть доли тщеславия и обиды. Тщеславия – за свое умение все замечать и организовывать. Обиды – за несправедливые обвинения и упреки, связанные с соперником Робертом Скоттом, группа которого как раз пережила ужасный поход к полюсу и еще более ужасное возвращение.
Повторюсь: мне нравятся норвежцы. Нравится их целеустремленность, практичность и даже приземленность, иногда столь необходимая. Мне импонирует их умение трезво оценивать ситуацию и отсутствие лишней романтики – неуместной и даже опасной.
Побеждает тот, у кого все в порядке; кое-кто называет это везением.
Ночью я просыпался несколько раз с тем же чувством, какое бывало у меня в детстве накануне сочельника,
Izohlar, 14 izohlar14