Интуиция меня не подвела. Я не зря искала эту книгу не один год, не зря шерстила электронные библиотеки, не зря пыталась заказать во всех интернет-магазинах и пытала продавцов в книжных.. это 100%-но моя книга. По всем показателям.
Историей семейных неурядиц мало кого удивишь, тема популярная, жизненная, и неважно где они творятся - в средних широтах или в субэкваториальном Бомбее. Вот и Мистри нанизывает бусины сюжета на проблемы взаимоотношений в семье - старику-отцу предписан постельный режим, а значит кому-то из его детей придется стать сиделкой, а значит надо напрягать душевные (и не только) силы, а значит нужны деньги на лекарства, а значит.. ссоры и конфликты неизбежны. И если старшие Куми и Джал в общем-то привыкли жить в состоянии перманентной вражды, то счастливую семью Роксаны неурядицы придавливают вдвойне, отражаясь на всех и каждом. И уже одна эта тема - ответственности за близких, отказа от своих нужд ради них - способна взять за горло.
Лиха беда начало. Можно ли взять нечестно заработанные деньги, когда твоя семья близка к голоду? На какие уловки можно пойти, чтобы избавить себя от хлопот, пусть даже и о близком человеке? Можно ли прожить жизнь в состоянии ненависти и озлобленности? Может ли событие тридцатилетней давности рикошетом отозваться на судьбах тех, кого тогда и на свете-то не было?.. Мистри сваливает тысячу и одну дилемму на всех своих героев без разбора. И больше всего жаль 9-летнего Джеханглу, прекрасный мир которого - любящие родители, верные друзья, любимые английские книги - вдруг разлетается на кусочки. Ему нужно здесь и сейчас искать ответы, которые никто не подскажет - у родителей своих забот хватает.
Но и это еще не все. К делам семейным Мистри добавляет и другую проблематику. От актуальных во все времена межконфессиональных отношений и коррупции до весьма специфической проблемы сохранения культуры и наследия относительно небольшой общины парсов-зороастрийцев, к которым относится и сам автор. И вот это и было главной причиной моего страстного желания найти книгу - я столько читала о зороастризме, что совсем не увидела в этой книге восточного колорита, только близкие и понятные вещи. Хотя в контексте религии с эпилогом я категорически не согласна - никогда не могла понять, как люди бросаются в крайности, да и просто жаль, каким стал полюбившийся мне персонаж. Но своя доля истины в этой трансформации есть и она блестяще замыкает тот круг, который начинает первая глава. Змея, кусающая свой хвост.
А вообще, в этой книге и кроме основных линий есть над чем подумать. Отдельные эпизоды - до дрожи. Вроде того, где продавец в книжном, пишущий письма за неграмотных людей, дописывает третью страницу, зная, что у клиента денег хватит только на две. Потому что это жестоко - не дать высказать любовь, радость, тревогу...
Простая, но вместе с тем бесконечно мудрая книга.
Izohlar
78