Блистательно написанная книга об атмосфере творчества, свободы и вдохновения, царившей (и, возможно, царящей до сих пор) в Принстоне и в Калтехе. Лучшее описание того, как делается теоретическая физика. Для начинающего физика – самое то.
Учиться физике по Фейнману тяжело. «Фейнмановские лекции по физике» косноязычны и велеречивы. Более полезны профессионально написанные книги типа «Статфизика» или «Диаграммы», но там все чересчур специально и конкретно. Для только погружающихся в большую науку наиболее интересны описания полета мысли, которые рассыпаны Фейнманом в разных своих публикациях. Книга Халперна – как раз концентрация истории продуцирования и эволюции этих многочисленных безумных идей. Поскольку Халперн сам – физик, физические идеи выражены им максимально грамотно и доступно для литературы популярной. Хотя многие вопросы подробно освещались в литературе (вселенная из одного электрона; электрон, движущийся вспять во времени и проч.), книги Халперна содержат массу новых деталей, отчего читаются так увлекательно. Здесь стоит вспомнить и его предшествующую, вольно поименованную в русском переводе книгу «Играют ли коты в кости».
Если про Фейнмана и им самим о себе написано море литературы, то книга Халперна оригинальна прежде всего описанием такой выдающейся фигуры как Джон Уилер. Если брать список самых выдающихся физиков XX-го века, обделенных нобелевской премией, то Уилер безусловно войдет в топ-10 (понятное дело, с Хокингом). Он является лидером по количеству PhD студентов-физиков в Принстоне за все времена. Несколько его учеников – лауреаты нобелевской премии (Фейнман, Кип Торн, кто впереди?), шестеро из преподавательского состава физфака в Принстоне в годы работы там Уилера оказались нобелиатами (Вигнер, Фитч, Кронин, Андерсон, Гросс, Вильчек). Как личность Уилер превосходит Фейнмана (нет характерного для того хулиганства и бестактности), а по части изобретательности и остроумия, как минимум, не уступает (вспомним хотя бы массу терминов им придуманные: стелларатор, квантовая пена, черная дыра, кротовая нора; вообще есть такое понятие как wheelerisms, пример: «правильно поставленный вопрос важнее правильного ответа»). Назрела необходимость написания отдельной книги об Уилере и учениках как о феномене создания успешной исследовательской школы.
Izohlar
3