Hajm 122 sahifa
1926 yil
Записки юного врача
Kitob haqida
Истории, основанные на личном опыте Булгакова, – о внутренней борьбе и сострадании к ближнему, о чувстве долга и о надежде даже в самых отчаянных обстоятельствах.
В книгу также вошли рассказы «Необыкновенные приключения доктора» и «Я убил».
Записки юного врача — один из тех текстов, к которым я возвращаюсь снова и снова. Читала их уже не раз, и каждый раз нахожу в них что-то новое. Булгаков с удивительной точностью передаёт страх, растерянность и одиночество молодого врача, впервые оказавшегося один на один с жизнью и смертью. Но вместе с этим — и внутреннюю стойкость, и профессиональное взросление. Глухая деревенская больница, первые операции, постоянное сомнение в себе — всё это Булгаков описывает с потрясающей искренностью, и потому рассказам невозможно не поверить.
До недавнего времени мне казалось, что «Записки» обычно соседствуют в сборниках лишь с повестью «Морфий» — не менее сильной, пронзительной, страшной. Поэтому настоящим открытием для меня стали два ранее незнакомых рассказа — «Необыкновенные приключения доктора» и «Я убил» . Эти рассказы сразу же выделились своим более тяжёлым, мрачным тоном. В первом — снова появляется доктор Бомгард, теперь оказавшийся в пугающей ситуации, где его профессиональные знания почти ничего не значат. Он страдает от невозможности спасти всех, понимая, что бессилен против разрушительного хода Гражданской войны.
Во втором — звучит исповедь врача, стоящего перед тяжёлым моральным выбором в условиях той же войны. Это рассказ о боли, вине и разрушении человеческих ориентиров.
Оба этих произведения воспринимаются как предварительные наброски к будущей «Белой гвардии». Уже здесь Булгаков затрагивает темы, которые позднее получат эпическое воплощение в его романе. И хотя эти рассказы короче и строже по форме, эмоционально они ничуть не менее сильны.
Молодого врача, только что окончившего университет, направляют работать в больницу в глуши. Там, один на один со сложными случаями, дремучестью пациентов и тяжелым каждодневным трудом, ему предстоит борьба с собственными страхами и сомнениями.
Брала этот сборник не шибко надеясь на что-то, больше думала вновь вспомнить авторский слог и на этом все. Но как же я ошибалась, герой сразу приковал мое внимание, такой неуверенный в себе молодой человек, явно с синдромом самозванца и который постоянно бегает к своим учебникам, чтобы уточнить диагноз или лечение. Каждый рассказ это новый случай из практики, к которой наш врач не был готов. То он бежит переворачивать младенца в утробе, то сифилис пытается лечить, в этой глуши может произойти что угодно. И это с одной стороны так сюрреалистично, а с другой настолько правдиво, что кажется что во время чтения ты видишь горячечный сон во время рассказов твой старой бабули, которая не только большевиков видела, но и царствование Царя Гороха.
Кстати, у нас тут как раз время Гражданской войны, когда стабильности никакой не было и поэтому вторая половина сборника посвящена как раз героям, которые оказались втянуты не по своей воле в сражения и видимо не на той стороне, которая им ближе. Исходя из их мыслей и действий, но автор прям не говорит кто прав, а кто виноват в этом противостоянии. Скорее судьбы маленьких людей, которые попали под жернова событий. И я не скажу, что это сейчас та тема, которая меня интересует, но сборник есть сборник.
Так что по итогу я была рада вернуться к автору, но надо будет посмотреть, что еще я у него не читала и пойти в сторону медицинской тематике.
Свое знакомство с Булгаковым я начал с произведений, которые мало были связаны с его медицинским прошлым (Мим, Белая Гвардия, Жизнь господина Де Мольера), медициной я вообще мало интересуюсь, поэтому думал, что мне не понравится этот сборник рассказов. Но я на самом деле был приятно удивлен легким и понятным слогом и несложным для далекого от профессии человека описанием медицины. Записки юного врача стоит прочитать как раз людям, связанным с медициной (студентам, выпускникам, докторам). Михаил Афанасьевич в конце как раз передает таким людям эстафету и делится с ними своим опытом, но это не значит, что книга предназначена только для людей, интересующихся медициной. В первую очередь это возлагание чести врачебному делу, особенно в таких сложных деревенских условиях, люди скорее всего иначе станут относиться к врачам, прочитав данную книгу. Станут больше сострадать им в их нелегком деле. Советую всем к прочтению!
Книга небольшая, рассказов в ней немного. Приятно, что от истории к истории мы видим становление юного врача. Ему невозможно не симпатизировать, ведь он обычный человек. Он делится с нами каждым своим ощущением, переживанием и открытием. Невольно в нем находишь себя, ведь в начале часто есть сомнения и страхи. Потом, конечно, оказывается, что переживать не стоило, но это откровение приходит только потом.
Реальность событий, описанных в книге, сомнений не вызывает. За короткий срок мы успеваем узнать про многие аспекты жизни того времени: и как учили, и как жили, и как лечили. Врачебная практика показана без прикрас, но отвращения она не вызывает. Имеется все: случаи курьезные, забавные, страшные и ужасающие. Глава "Звездная сыпь" не зря идет последней, это своеобразная кульминация повествования. На фоне этой истории предыдущие вопросы "Как же я справлюсь?" становятся незначительными. Только наш врач повзрослел, мы видим, как от отчаяния он переходит к решительным действиям. Он сделает все от него зависящее. Удивительно, что эту схему мы не раз наблюдали на протяжении истории, только в этот раз она масштабная и осознанная.
В конце, как мне показалось, нам оставили намек на будущее нашего врача. Посещая коллегу, он акцентирует внимание на "вылинявших глазках" человека с 25-летним стажем. Предсказание ли это? Очевидно, ведение врачебной практики не может пройти бесследно. Мы видим, как много места занимает каждый случай в душе врача в самом начале истории. Потом все меньше и меньше. Ведь что действительно важно? Важно тратить силы на то, что можешь сделать сейчас. Читая записки, понимаешь, врач - это призвание.
В самом издании также опубликованы рассказы "Необыкновенные приключения доктора" и "Я убил". Они дают понимание контекста того времени, но не перебивают впечатления от самих Записок.
Sharhlar, 4 sharhlar4