Hajm 673 sahifalar
2018 yil
Воздушное сражение за Сталинскую Прибалтику
Kitob haqida
Объективное исследование, основанное на архивных документах, позволяет любителям истории поэтапно проследить состояние и подготовку ВВС Красной Армии к отражению агрессии со стороны фашистской Германии и воздушное сражение в первый день Великой Отечественной войны.
В советской историографии этим событиям уделялось довольно мало внимания, стандартным лейтмотивом описания действий авиации РККА являлась фраза: «Все самолеты сгорели на аэродромах». Однако это совершенно не соответствовало действительности, вплоть до того, что на отдельных участках фронта нашим летчикам удавалось достичь настоящего господства в воздухе.
Данная книга рассказывает о подвиге летчиков и командиров военно-воздушных сил Красной армии.
О боевой работе нашей авиации мне известно от двух людей, переживших войну. Но это отрывочные картинки. А автор дал полную картину с подробностями и показал причины произшедшего.
За это ему благодарность и поклон.
Кому-то книга может показаться скучной, но это не развлекательное чтение. Для тех людей, которые интересуются, почему Красная Армия потерпела поражение в приграничном сражении 1941 года, на мой взгляд она должна быть очень интересна. Очень много материала по подготовке авиации ПрибВО к войне, базировании и состоянии аэродромов, архивные документы, которые недоступны обычному читателю, позволяют понять реальное положение дел в ВВС Красной Армии и то, как она готовилась к войне с Германией. И конечно описание первого дня боевых действий на основе и советских, и немецких документов.
Михаил Тимин, известный исследователь авиации противоборствующих сторон в начале Великой Отечественной, недавно опубликовал свою первую монографию, сразу на шесть сотен страниц, с традиционным для "Яузы" громким и не очень верным названием. Несмотря на кажущуюся объемность книги, "живого" текста в ней сравнительно немного, примерно страниц на триста, остальное занято статистическими таблицами и большим количеством фотографий. Повествование охватывает большой период примерно с конца 1939-го года и по конец 22 июня 1941-го, то есть как советские ВВС в Прибалтике готовились к войне, и что случилось в ее самый первый день.
Читая про злоключения советских ВВС в предвоенные годы невозможно не согласится с автором, пишущим о том, что военно-политическое руководство Союза применительно к авиации жило как бы в вакууме и реформировала/перевооружала части по принципу "все сразу" не выделяя из их ""неприкосновенных" в полной готовности по штатам. Плюс уже тогда проявлял себя советский принцип образования - "отправить на завод, а там доучат". Две волны выпускников 1938-39 годов и 1940-го прибывали в полки с налетами в среднем в 32 часа и 40-50 часов соответственно (немецкие летчики при начальном обучении получали примерно 80 часов полета, потом еще была специализация по типу самолетов и еще примерно столько же летного времени). Соответственно, командирам авиаполков оставалось уже доучивать будущих соколов уже на "местах", отвлекая ресурсы от собственно боевой подготовки, да и далеко не всякий комэск обладает педагогическими талантами. Тем не менее, подобная практика была признана удачной и более-менее справлялась с подтягиванием вчерашних курсантов, но заведомо в ущерб отдельным дисциплинам. На полевых аэродромах прежде всего учили технике пилотирования и огневой подготовке, что естественно для боевых командиров, а вот штурманская подготовка и радиодело оказывались в глухом загоне.
Проблемы с материальной частью непосредственно сказались на ходе боевых действий. Советская промышленность не смогла обеспечить плавного перехода от машин времен поколения испанской войны к новым типам самолетов, а руководство страны и авиации скомандовало "полный вперед", и в части пошли еще сырые и недоведенные до конца МиГ-1/3, Пе-2, Ар-2. Л акуну пытались закрыть модификациями старых И-16 и СБ с новыми двигателями, но и тут промышленность не справлялась. Опять-таки повторялась ситуация с летчиками, новые машины "доводились" уже непосредственно в частях ремонтными бригадами с заводов, но слишком многое сделать все равно не успели, например описания первых боев на "мигах" изобилуют отказами пулемета ШКАС после первых выстрелов и самолет превращается в высотного "голубя мира". Осваивать новую технику и бороться с ее "детскими болезнями", было зачастую трудно и для опытных летчиков. Еще один аспект - в Прибалтике, как и вдоль всей западной границе пытались построить новые аэродромы с бетонированными полосами всюду и везде и сразу, не выделяя какие-то очереди для первоначального строительства. Естественно, ничего не успели толком. В итоге, и базирование и аэродромный маневр к 22.06.41 был искусственно ограничен.
Первый день войны, вопреки апокалиптичным представлениям не нанес смертельного ранения авиации в Прибалтике, хотя приказы не поддаваться на провокации, по мере цепочки командования спускающиеся вниз к исполнителям все больше и больше ограничивали инициативу, сказавшись на ответных мерах в первые часы войны. Так немцы успели организовать три безответных налета на советские аэродромы и заодно доразведывать их, пока советское командование не решилось начать пересекать границу для ответных действий. В целом, ответный удар и не мог получится удачным, какой-то точной разведывательной информации по базированию немецких ВВС не было, кроме того во второй половине дня командование округа перенацелило ударную авиацию на продвигающиеся немецкие колонны. Первые бои показали же решительное преимущество немцев в подготовке и материальной части. Полностью вывести из строя советские ВВС не удалось, но удалось их вытеснить вглубь территории Прибалтики, а неразвитость аэродромной сети в регионе привела к скученности на площадках вдоль Северной Двины и быстрому выбиванию техники при дальнейших боевых действиях. Но это уже тема других книг.
достаточно скучная книжка, тенденциозная, особенно смущает фраза про объективное исследование, когда автор допускает личные пассажи – «равносильно уничтожению» там где об этом и речи не было. Автор сильно верит архивным документам и не допускает критики архивных источников, что снижает качество книги чисто в историческом научном плане – сей труд скорее всего не является научной монографией – а просто представляет видение проблемы историком-любителем – коих на книжных полках развелось достаточно много. Архивные документы писали люди, проверяющие всегда должны найти недостатки, командиры оправдать свои «залеты»… Автор почему-то перебазирование авиации не считает учебой, а все сводит к стрельбе по конусу, освоению материальной части и считает перебазирование ударом по учебному процессу…что само по себе странно – ибо война была постоянным процессом перебазирования авиации. Ну и само название книги тенденциозно, что говорит об ориентации автора на определенную узкую категорию читателей. Ничего автор не пишет и про отношение политического руководства страны к вопросам подготовки ВВС РККА – «сталинские соколы» были элитой в СССР и их боевая учеба это руководство относительно устраивала, несмотря на проверки и сдачу дел в архивы.
Izohlar, 4 izohlar4