Kitob haqida
Следует признать, что точного числа улиц в Старом Городе Вильнюса не знает никто. Даже на гениев места больше никакой надежды – то говорили, сто восемь, потом исправились: ой, нет, извините, сто тридцать одна! А пока мы совершали обход новых незнакомых кварталов и записывали истории, вошедшие в шестой том сказок, улицы пересчитали заново, и их оказалось сто сорок шесть. Значит, вместо задуманных пяти томов у нас будет целых семь. Что, с одной, стороны, хорошая новость. А с другой – анархия и бардак, мы будем жаловаться.
В остальном же у нас в городе жизнь течет спокойно и размеренно: полицейские совершают регулярные рейды по отлову особо злобных демонов, городские духи пекут печенье, а простые виленские обыватели пьют вишневое пиво, задушевно беседуют с бездной, видят сны и побеждают смерть – все как всегда.
Boshqa versiyalar
Sharhlar, 16 sharhlar16
Как же я люблю мир Макса Фрая! Эта книга не стала исключением. Читаю всегда его произведения залпом, невозможно оторваться от книг.
Сказки для взрослых – это что-то совершенно особенное, волшебное и жутковатое одновременно. В общем, советую всем поклонникам Фрая.
«Я есть» — удивительное открытие, совершаемое практически ежедневно; если повезет сделать его прямо с утра, в первый же момент после пробуждения, сразу становится ясно, чем заниматься дальше — продолжать быть.
Понадобилось какое-то время, чтобы точно осознать, воспринять и выдать в словесной форме первое впечатление от книги: сказки явно повзрослели, стали куда больнее и печальнее, чем первые части цикла. Вот вроде берегла шестой том, чтобы прочитать, когда будет грустно, и воодушевиться, а здесь через один рассказ кто-то страдает, умирает, сходит с ума и переживает всяческие трудности. Это, в общем-то, не плохо, даже не влияет на мою безусловную любовь, но изменившееся настроение — свершившийся факт, остается только принять новый Вильнюс таким, какой он есть.
Хотя чудес здесь тоже (все еще) навалом. Да, часть рассказов — они про беды, кошмары и смерть, но даже это у Фрая раскрывается с какой-то печально-светлой стороны. Возможно, в этом и есть талант автора: написать о чем угодно так, чтобы сразу было ясно, что это не конец света. Если вдуматься — у иных героев такие проблемы, что заботливое мироздание должно было подкинуть под ноги визитку психотерапевта и не выпускать оттуда эдак с полгода, но каким-то волшебным образом рассказы все равно получаются легкими и по-настоящему сказочными.
Спишу это на типичную философию автора. Мир у Фрая как-то особенно пластичен и меняется по запросу, даже если не всегда умеешь этот запрос вовремя распознать и осмысленно выдать вселенной. Тут тебе и странные духи, приходящие в нужный момент, и музей, выросший на пустом месте, и спасение от смерти в лице пушистого котика. Почему? Потому что так надо, потому что так будет лучше, и в конце концов все будет правильно. Вот ради этого ощущения и стоило вернуться в Вильнюс.
В этой части "Сказок" очень много смертей и вечности. Каждый второй рассказ - про смерть в том или ином виде, про вечность в том или ином виде. У главных героев кто-то умирает, к ним приходят ангелы смерти, они вспоминают мертвых друзей и так далее. Вечность искрится, переворачивается, оставляет приветы из себя самое. Каждый первый рассказ (если уж есть каждый второй, то почему бы не быть каждому первому) - про изменение реальности. Макс Фрай любит эти темы, они у него - суть всего его творчества.
Шестая часть сказок меня, как всегда, затянула, но оставила некоторое послевкусие горькое. Хотелось бы больше хорошего. Впрочем, хорошее было: все сказки закончились хорошо так или иначе.
Рецензия маленькая, но уж какая есть. Про Фрая говорить много почему-то не получается. Наверное, потому, что Макс Фрай - это эмоции.
Макс Фрай один из тех писателей, за творчеством которого я слежу на протяжении многих лет. Не могу сказать, что мне нравятся все его книги, но серия «Сказки старого Вильнюса» мои ожидания оправдывает в полной мере. И сюжетные ходы, и персонажи создают удивительную ауру города, который для многих не существует. Вероятно поэтому в серии все чаще появляются рассказы, в которых автору приходится восстанавливать Вильнюс снов из неверия и отрицания. С удовольствием рекомендую «Сказки старого Вильнюса VI» всем, для кого грань между сном и реальностью зыбка и проницаема. Здесь мы можем найти ответы на некоторые свои вопросы.
И как бы я не любила первый Фраевский сборник про Вильнюс, он не стал самым главным, самым ярким и самым любимым. Второй и третий запали в душу больше. А потом восторг шли на убыль и казалось, что продолжать не стоит, да и рассказы пересекались с другими книгами и наваливалась тоска-печаль-разочарование.
Шло время. Тянуло вновь прогуляться по Вильнюсу. Новый сборник оказывался на полке.
Шестой не такой яркий и не такой сказочный. Он уютно-привычный с историями про вербовку в граничную полицию, про тоску по старому другу и возможности новой встречи, о том, как проходит утро и роковых встречах, которые никак нельзя было пропустить.
А ещё сборники Фрай имеют обыкновение дарить привязывающиеся к тебе фразы. Вроде: "у царя Мидаса ослиная бездна", "иду кофейне смертной тени".
P. S а лучшая история всё же "Ангел смерти и Мак-Кински". Потому, что про котиков и любовь.
Море волнуется, просит срочно позвонить.
случайно, даже не заметив, потому что
Кхаррский Прожорливый Демон Отчаяния. Опасная тварь, хуже, пожалуй, не выдумаешь.
Людям нужна не правда, а возможность думать, что у тебя всё в порядке, ну или наоборот, верить, будто ты наконец-то несчастен настолько, насколько заслуживаешь.
Откуда вдруг возникает прочная связь между двумя чужими людьми? Чем скрепляется, пока длится, почему так радует и дает столько сил? Как вообще все это работает?






