Hajm 161 sahifa
2005 yil
Самая-самая, всеми любимая (и на работе тоже все о’кей)
Kitob haqida
У главной героини, Изабеллы, жизнь не удалась: карьера актрисы не сложилась, наряды оставляют желать лучшего, диван разваливается, а от бойфренда никакого толку.
После особенно неудачного Рождества она решает взяться за ум и рассылает свое резюме повсюду. И, о счастье, ее действительно приглашают на работу в цирк: только вот от нее ожидают профессиональных акробатических трюков, а у нее даже в школе с физкультурой было не очень.
Однако Изабелла не из тех, кто опускает руки, поэтому она находит тренера и начинает учиться крутить сальто. Казалось бы, что может пойти не так?
Меня к нему тянет. Мне кажется, мы отлично друг другу подходим. И не обязательно как пара. Может, мы станем отличными друзьями. Самыми лучшими. Ага, конечно. И друзьями по переписке в придачу.
Изабелла - эдакая шведская Бриджит Джонс, которая в один прекрасный день решила кое-что поменять в своей жизни, читай найти работу. А остальное если не приложится, то выкопается из заначки, как то - найти себе мужчину, стать знаменитой, поставить на место всех тех, кто в тебя не верил, наладить отношения с родителями, ну и так, по мелочи, быть самой-самой и вскружить всем голову. Что на этом тернистом пути могут попадаться не только камешки в тапочке, но и булыжник может прилететь по голове - это все пустяк, наша героиня Белла тягала задачи и похлеще, когда верит в себя и следует тактике "только вперед по всем оврагам и ухабам!"
Вот это просто то самое, что мне было нужно - и для поднятия настроения, и для разгрузки мозга, в котором мои мысли мои скакуны уже устраивают геноцид с последствиями типа ядерной зимы. Легкий слог, отличная история и - что немаловажно! - правильный и в чем-то поучительный финал сделали эту такую женскую и по всем параметрам годную книгу уже одной из лучших среди прочитанного за месяц. Сентябрь такой сентябрь, хочется не только задумчиво смотреть в окошко и вздыхать, но и весело провести время с такой вот историей, где есть все, что надо: непутевая героиня в поисках славы и счастья, команда в лице подруги, мамы и учителя акробатики, внезапные круговерти в личной жизни и карьере, те самые монологи, зароки и обещания типа "я больше не буду есть сладкого!".
Как итог - читать и улыбаться, потихоньку мотать на ус и верить в себя. Ведь если ты сам в себя поверишь, а близкие если что подстрахуют и поддержат, то все более чем в шоколаде, преграды будут казаться песчинками, а прежние страхи - ерундой. И пусть не все получится, не все достанется, главное - оставаться собой, получив жизненные уроки.
Большую часть своей читательской жизни я и понятия не имела о том, что книга может попасть под настроение. Но прошлой осенью случилась у меня такая вот история. Теперь лично для себя я знаю, что под определённое настроение подходят определённые книги. Они словно предназначены утешать, отвлекать, давать надежду и Бог знает что ещё. Кому-то из вас, друзья, возможно, это покажется глупостью, но я не настаиваю. Возможно, это только для меня и верно.
Будет правильно поставить героиню этой книги Изабеллу в один ряд с Корой Хюбш и Дриджит Джонс. Женщина за 30 с неустроенной карьерой и личной жизнью. Давайте посмотрим вокруг. Среди нас полно таких. И если с невозможностью достичь профессиональных успехов многие вполне спокойно мирятся, то сложности в личной жизни прямо-таки убивают. Поэтому нам так нравятся эти героини. Мы узнаём в них себя. Ой, сейчас в меня полетит парочка помидоров, но я уточню: конечно, в подобных книгах всё несколько гиперболизировано. Мы-то с вами никогда не станем, как Белла, писать в резюме, что имеем акробатические навыки, если все 10 школьных лет были освобождены от уроков физкультуры, правда? Или станем?
Мне вообще нравятся хорошие (но правдоподобные!) концовки, а в таких книжках они просто необходимы. Такая уж у них миссия, у этих книг, и хороший конец тут заключается, как мы все понимаем, в том, чтобы героине встретился Прекрасный Принц, ну или Мужчина Её Мечты. Этим "Самая-самая..." отличается. На выходе Белла по-прежнему без мужчины и без работы, тем не менее, конец у книги хороший. Нет, она не отказалась от своих желаний, не решила уйти в монастырь или сменить ориентацию. Просто автор подала ситуацию с иронией и оптимизмом, и ей удалось убедить меня - у Беллы всё будет хорошо, у неё всё только начинается! Ведь в такое всегда очень хочется верить...
Название, конечно, то ещё. Как раз для не очень мелодичной аффирмации. Открываешь книжку, ожидая обнаружить шведскую Бриджит Джонс и... ошибаешься. Их безусловно можно сравнивать, но на мой взгляд Изабелла Эклёф не похожа ни на Бриджит, ни на героинь Ильдико фон Кюрти ("Тариф на лунный свет", "Сердечный трепет"). Возможно, я ошибаюсь. Возможно, Изабелла действительно такая же как мисс Джонс, Куколка или Кора, а мое впечатление основано на принципиальном отличии сюжета, воплощенного Хааг, от вышеупомянутых книг. Но все-таки... все-таки Изабелла произвела на меня гораздо более благоприятное впечатление чем Бриджит, и уж тем более чем Куколка. "Самая-самая..." начинается с рождества, которое Изабелла проводит так, что врагу не пожелаешь, а потом составляет список проблем. Выясняется, что она незадачливая актриса, треть жизни просидевшая на пособии по безработице, с очень старым гардеробом, в крошечной квартирке с разваливающимся диваном, без бойфренда и перспектив. Она, кстати, самокритична: "жалкие остатки моего актерского мастерства ... скоро исчезнут за невостребованностью". Жизнь - боль, мрак и нет в ней просвета. У всех карьера, дети и прекрасная (или хотя бы стабильно нормальная) жизнь, а у Изабеллы *опа. "На мои похороны придут два человека - священник и моя мама" (ну и еще одна-единственная подруга).
В рамках борьбы с этой фиговой жизнью Изабелла решается на глупость отчаянный шаг: рассылает во все театры резюме, где называет себя не только актрисой, но и акробаткой (это при том, что о физкультуре имеет довольно смутное представление).
Естественно, она оказывается срочно нужна в постановке самого Бергмана, естественно, ей встречается красавчик мужчина, устраивающий Белле романтичные выходные в Венеции и даже знакомящийся с ее мамой и отчимом. И все это с перемежается разными забавностями.
В общем, казалось бы, стандартный ромком. Но. Но! Изабелла вкалывает. Кстати, она еще и читает, даже не ромком, а детектив про "мужика, которого очень и очень жалко" (если что, это "Карамболь" Хокана Нессера). Возвращаясь к "вкалывает". Знаете, я не верю, что в Драматическом театре на роль возьмут актрису только за то, что она акробатка, ну и похожа на исполнителя главной роли, что важно для "Двенадцатой ночи". Думаю, что как актриса Изабелла не совсем безнадежна. В конце концов, не могли же пройти даром все те курсы, что она окончила. Поняв, что в театре от нее ожидают не какой-то фигни, а сложных акробатических трюков, Белла ищет и находит за бешеные деньги тренера, уговаривает его учить как можно быстрее. Она, черт побери, старается! Изо всех сил! У нее даже начинает получаться! Это у женщины, которая с физкультурой ну вот ваще никак не была дружна. И вот это упорство, настойчивость, решимость мне очень и очень нравятся. Да, Белла не идеал. Не семи пядей во лбу, врет, даже обкрадывает свою бабку, попадает в смешные ситуации. Но она умеет искренне радоваться, когда в жизни ей перепадает что-то хорошее. Она трудится, чтобы добиться результата. Использует все шансы и возможности. Она падает духом, плачет и поднимается снова. Она верит в себя, а глядя на то, как она училась крутить "кулубуки" (кувырки) я тоже начала в нее верить. Это не безосновательная самоуверенность - ее у Беллы как раз нет. А вот вера в себя, кажется, даже не осознаваемая у нее есть и это очень привлекательно. Да, а еще она умеет замечательно мстить. Браво, Белла, я тобой горжусь!
В целом, это конечно же ромком, милый, смешной, немного грустный, и гораздо более реалистичный чем те, которые упомянуты в начале, что только добавляет ему плюсов.
Черчилль говорил: «Успех — это умение двигаться от одной неудачи к другой не теряя энтузиазма». Это и есть квинтэссенция всей книги, довольно забавной, легкой, а местами и по-настоящему смешной. Ну, строго говоря, успех пока еще не достигнут, но «женщина с драйвом» не теряет оптимизма, некоторого авантюризма и способности двигаться. Остается только "пожелать ей удачи в бою".
2017 год, октябрь, Санкт-Петербург. О чем же говорить как не о Октябрьской революции? Но нет, к счастью, революция не имеет к этой книге ни малейшего отношения. Тут у нас разговор пойдет про Швецию. В Швеции, если мне не изменяет память (честно, мои познания в истории северной Европы, настолько скудные, что если я начну безбожно врать, пните меня, пожалуйста), так вот, в Швеции с революциями было не очень, там, когда Карл XII наворотил дел, парламент быстро закрутил гайки в отношении монархов, поэтому решения всех проблем через гильотину они благополучно избежали. А вот с голодом им помогла разобраться совершенно чудесная и несомненно революционная Ева Экеблад, которая не только выяснила, что из картофана можно гнать спирт, а также делать кучу других полезных вещей, но и стала первой в Швеции женщиной-членом королевской академии наук и это в середине 18 века, где всем вашим революциям до такого. Так что женщины в Швеции всегда были классными, еще до Пиппилотты Виктуалии Рульгардины Крусмюнты Эфраимсдоттер Длинныйчулок* (пресвятые пироженки, пусть я не переврала ее имя), так и знайте. Именно с этой мыслью я открыла Самая-самая, всеми любимая (и на работе тоже все о'кей) (это название - дитя Сатаны). Но героиня тут не Ева и не Пиппи, даром, что шведка. Потому что, когда ты гг чик-лита, твоя проблема не в том, как накормить голодных или где найти спунка, а в том, что тебе за тридцать, у тебя все совсем не слава богу на работе и в личной жизни, да и даже с матерью ты общий язык находишь с трудом. В общем, да, это все про нашу Беллу. Ах, да, еще она убеждена, что немного лжи в резюме не сделает ничего плохого, а очень даже наоборот (нет). Со школы (или даже с детского сада) она отчаянно хотела быть актрисой, но все как-то не складывалось и не складывалось и снова не складывалось, как вдруг Ингмару Бергману захотелось поставить Двенадцатую ночь и чтобы Виола там крутила сальто и бегала по стенам. И поскольку Белла, которая физрой даже в школе особо не занималась, написала, что может в акробатику, ей звонят и предлагают роль при условии, что она побегает по стенам как профи. На что Белла отвечает "Нивапрос" и бросается на поиски сэнсэя, который за пару месяцев и круглую сумму научит ее всему, ха. В общем, обычно подобное призвано показать внутренний рост героини, когда она сначала вляпывается в эпическую историю по своей вине, в процессе превозмогает, где-то проваливается, получает новые знания и навыки и в результате обретает свой путь. Ну, Белла у нас особенная, поэтому она то вроде как что-то значимое духовно обретает, то через пару страниц идет и тырит у родной бабушки золотишко и сдает его в ломбард, чтобы оплатить сэнсэя. Ох уж эти героини и их развитие. И куда чик-литу без любовной линии. Как я понимаю, обычно есть два варианта: 1) главная героиня и выбор (тут уж выпадет то, что больше нравится лично автору) мудацкий герой (при выборе этого варианта гляньте и пункт два этого списка, там все обосновывается) или хороший герой и 2) героиня и вроде как мудацкий герой, но если хорошо поскрести, то заблестит его золотое сердечко. Мартина Хааг выбрала второй вариант и немного его модернизировала, если Микке скрести слишком сильно, то под слоем позолоты вы найдете иной материал, обладающий совсем другой, я бы сказала, альтернативной, ценностью. В конце все вроде как правильно: плохие парни, я смотрю на тебя, Микке, огребают, Белла, похоже, что что-то осознает и решает начать заново, с малого. И все хорошо. Как вдруг ей звонит подруга и говорит, что нужна девушка в один проект, только, чтоб с идеальным знанием французского. "Да нивапрос." Занавес. Зрители ликуют.
-+-+-+- *знаю, у большинства она была известна как Пеппилотта Виктуалия Рульгардина Крисминта Эфраимсдоттер Длинныйчулок, но переводчик моей книжки решил не менять оригинальное имя, поэтому для меня имя этой героини всегда будет Пиппи.
Izohlar, 5 izohlar5