«7000 дней в ГУЛАГе» kitobiga sharhlar

nika_8
nika_8

Книга написана иностранным коммунистом, узником сталинских лагерей. Карл (Карло) Штайнер провёл около 20 лет в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа. Около семи тысяч дней его жизни были поглощены системой, дегуманизирующей своих жертв. В своих воспоминаниях автор излагает факты своей жизни. Голые, неотшлифованные факты, которые он подвергает анализу только тогда, когда это необходимо. Холод, голод, жажда, унижения, грязь, рабский труд и постоянный страх – то, из чего складывалось существование политического узника. То были времена, когда «картошка могла спасти жизни». Штайнер подчёркивает, что его задачей было максимально беспристрастно рассказать о тех событиях и позволить читателю самому сформировать мнение. Автор с этой задачей отлично справился.

Мемуары высвечивают жестокость и часто иррациональность сталинских лагерей. Штайнер пишет о том, что политические заключенные терпели разного рода издевательства не только от лагерной администрации и конвоя, но и от уголовников. Пережить все испытания и дожить до освобождения автору помогало знание, что его возвращения ждёт жена Соня. Именно ей он посвятил эту книгу. Позднее автор говорил, что считает сравнение его супруги с Пенелопой неуместным, даже оскорбительным. Героиня греческой мифологии могла себе позволить в ожидании Одиссея ткать пряжу и, к всеобщему одобрению, отказывать многочисленным ухажёрам. Соня, как жена «врага народа», вынуждена была все эти долгие годы бороться за своё выживание и терпеть унижения. Но она продолжала верить, что Карло жив, и ждать. Соня не отреклась от мужа. Автора также поддерживала надежда, что однажды он сможет открыть правду о сталинском режиме своим единомышленникам-коммунистам.

Карл Штайнер (1902 - 1992) родился в Австрии. В юности он присоединился к югославским коммунистам. По их заданию отправился в Москву работать в Балканской секции Коминтерна. В 1936 году был арестован по ложному обвинению. Арест, как это обычно бывало в ту эпоху, был произведён ночью. Последнее, что запомнил автор – слёзы его юной жены. Штайнера осудили как агента гестапо. В 1937 году арестованный отправлен на Соловки. Так для будущего мемуариста началось его персональное хождение по мукам длиною в 20 лет. После того как завершится его первый срок, Карла обвинят повторно и дадут ещё десять лет. За что его осудят в этот раз? Впрочем, это не кажется важным в той системе координат. Партия не ошибается и просто так не арестовывает.

Штайнер проявил себя талантливым писателем и наблюдательным свидетелем. Его книга читается как сами события, а не их описание. Создаётся эффект присутствия. Приведу только один пример. Автор описывает шторм на корабле во время одной из транспортировок заключённых из одной тюрьмы в другую.

Цитата
Охранники вели себя пассивно, словно это их совершенно не касалось. Уголовники быстро нашли выход из положения. Они обнаружили, что на дне судна есть трюм, в котором были продукты, предназначенные для Крайнего Севера. Они пробрались в этот трюм и вытащили оттуда молочные консервы, кексы и шоколад. Разбившись на группы, они все это поедали. На шестой день пути начался сильный шторм. Казалось, что настал наш конец. Волны были огромными, вода заливала все помещения корабля. Те, кто лежал у самого выхода, промокли насквозь и вынуждены были искать новое место. Стихия бушевала два дня. Корабль с трудом продвигался вперед. В это время ничего не готовили, мы остались без горячего, но всем было не до еды. Порывы ветра были такими сильными, что испражнения, словно отвратительные птицы, разлетались из параш во все стороны, и оседали на людях. С каждым днем становилось все хуже и все критичнее. Большинство не могло двигаться. Люди неподвижно лежали в испражнениях, их рвало, они стонали и проклинали все на свете.
свернуть

Штайнер служил коммунистическим идеалам до своего ареста. Он продолжал верить в них в лагерях, обвиняя товарища Сталина в измене марксистским идеалам и делу социалистической революции. Мемуарист говорит о контрреволюции, организованной Сталиным. Карл оставался верным своим идеалам после освобождения. Он отказался публиковать воспоминания в странах Запада. По одной из версий, выход книги в свет стал возможным благодаря поддержки Тито. Автор был сторонником харизматичного югославского лидера. Любопытно, как острый взгляд и трезвость суждений могут уживаться с определённым идеализмом.

В Сибири автор, как и остальные заключённые, был отрезан от внешнего мира. Однако порой до них доходили обрывки информации извне. Так, мы видим глазами узников начало войны с нацистской Германией и то, что этому предшествовало. Следим за надеждами, что режим заключения смягчится, разочарованиями и страхом заключённых, что их в любой момент могут расстрелять. В лагерях Штайнер не единожды был близок к смерти.

На календаре 1953 год. Умирает Сталин. Силуэт неуверенной в себе и спотыкающейся либерализации начинает медленно проступать на горизонте. Постепенно политические заключённые начинают возвращаться из лагерей и ссылок. Среди них мы видим Карло. Говорят, что его возвращению помог Тито, интересовавшийся у Хрущёва судьбой югославских коммунистов в советском заключении. Вскоре после возвращения в Москву, Штайнер и его супруга получили разрешение вернуться в Югославию, которую автор считал своей страной. Одну из пугающих и по-своему удивительных сцен, описанных автором, можно озаглавить как система воюет с птицами.

Оказалось, из Москвы приезжала какая-то комиссия, и одному из ее членов пришло на ум, что заключенные с помощью чаек посылают письма. Комиссия приказала уничтожить всех чаек, живших здесь тысячелетиями. Только после этого мы вспомнили продолжавшуюся несколько дней стрельбу. Мы тогда подумали, что это маневры. Но это энкавэдэшники расстреливали контрреволюционных чаек.

Несмотря на то что книга повествует об одной из трагичных страниц истории, нельзя сказать, что она написана только в мрачных тонах. На её страницах найдётся место ценности человеческого общения, взаимопомощи и любви. Штайнер производит впечатление сильной и цельной личности. Как отмечается в предисловии к русскому изданию, в отличие от Солженицына, автор рассказывает только о том, через что прошёл сам и что наблюдал из первых рук.

Отзыв с Лайвлиба.
ENB

Потрясающая книга. Спасибо автору, что он решился её опубликовать. Подробно описываются все моменты лагерного общества того времени.

Серьёзное произведение. Тяжёлая книга. Книга-напоминание сильнее и искренней, чем «Архипелаг ГУЛАГ». Не хочу быть банальным, но такое не должно происходить ни в одной стране, независимо от общественно-политического устройства. Народы не должны расплачиваться миллионами жизней за амбиции и утопические идеи своих лидеров.

Книга холодная и ошеломляющая.

О силе человека в безвыходном, безмолвном и бесконечно холоде.

О любви, которая живет всю жизнь, а не 3 года.

Наверное, лучшая книга об описываемом времени и местах.


Читается легко, Карл Штайнер не рассуждает о коммунизме и не раскрашивает все в кумачовый или коричневый.

Просто описывает то, как год за годом терял свою жизнь, не теряя при этом веры в себя и свои силы.

DALopa
DALopa

У автора настоящий талант. Книга биографична и описывает реальные события, а написана, словно увлекательный роман. И это не смотря на очень тяжёлую тему. Написано так, что воспринимается много легче, чем прочие на схожую тематику. И автор не рассказывает о себе сразу всю информацию, а выдаёт короткой дозировкой. Карл Штайнер коммунист из Югославии. Жил во Франции некоторое время, знает немецкий, жил в Москве с начала 1930-ых. Автор рассказывает не только о себе, но и о людях, которых встретил в лагерях. Очень интересен пересказ одного крестьянина о том, как происходило отправление в спец.поселение. Мою прабабушку тоже раскулачили и отправили в спец.поселение. Мне архив выслал дело об этом, но это официальный документ. Интересно было узнать более личные впечатления. Видимо, у моих прабабушки с бабушкой происходило схожим образом. Автор был и в Норильском ГУЛАГе. Там же, где был и мой двоюродный дядя Поляков Константин. Надеялась увидеть его имя (и одновременно боялась, вдруг бы написал, что плохой человек был), но нет. Так что, если вы вдруг сталкивались с этим именем в других произведениях, сообщите, пожалуйста. В конце книги приводится небольшой отрывок из интервью автора, где он отзывается о произведении Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" и рассказывает, что именно там не особо нравится.

Отзыв с Лайвлиба.
ch.57

Книга очень впечатляет, хотя и далека от привычного художественного стиля. Автор подробно описывает день за днем проведенные в советских лагерях время. Это сильно впечатляет и заставляет о многом задуматься. Настоящее уже воспринимается по другому.

Tetuevanata053

невероятно, как могла разрушиться жизнь многих людей почти не за что. у меня дед отсидел за мешок картошки -10 лет. бабушка за фартук яблок-5. Где то на пересылках и познакомились. Но я до конца не представляло, как это вообще могло быть… Страсть. Мне многие говорят, зачем ты такое вообще читаешь? Думаю без осознания прошлого, невозможно понять, почему многие поколения живут так, а не иначе. Спасибо автору, что поделился

бесценная вещь, история которая не должна повториться, низкий поклон людям, вынесшим нечеловеческие муки, и оставшимися людьми

vsavelieff

Книга ценна документальностью и, несмотря на сухой стиль, передаёт атмосферу страны лагерей того времени. Жаль нью-сталинисты не любят такое читать.

vsavelieff, жизнь – штука сложная. Другой видный антисталинист Зиновьев стал чуть ли ни сталинистом после смерти вождя ("Нашей юности полёт"). Проблема не столько в лидерах, сколько в аппаратчиках. Сейчас место бюрократов и прочих на местах контролирующих доступ к благам норовят заполучить компьютерщики (речь председателя клуба "Валдай" начала 2023 года).

Меры против этого предложены Лениным в "Государство и революция" и "Как нам реорганизовать РабКрин": исполнение этих функций должно быть возложено на всё население в порядке обязанности и случайной очереди (кто что будет администрировать сегодня решается лотереей), для чего всё должно быть предельно упрощено и прописано в инструкциях (об этом шла речь, когда говорилось, что кухарка должна иметь возможность управлять государством) – некий аналог метафоры "китайская комната". Это можно считать анархией близкой к демократии Древней Греции (лекция "Государство" на Arzamas.Academy ).

Прочитал с интересом. Но только не понимаю его приверженность к коммунистической идее. Не ужели он на своей ужасной практике так ничего и не осознал? Жизнь то показала какие могут быть « коммунистические» государства. А Китай и Вьетнам (теперешние)– совсем не коммунистические. И Югославия развалилась. А то, что два экземпляра его рукописи, переданные высшим функционерам, пропали ничего ему не сказало?

Izoh qoldiring

Kirish, kitobni baholash va sharh qoldirish
68 553,37 soʻm
Yosh cheklamasi:
16+
Litresda chiqarilgan sana:
31 may 2017
Hajm:
630 Sahifa 1 tasvir
ISBN:
978-5-17-101852-8
Mualliflik huquqi egasi:
Издательство АСТ
Формат скачивания:
epub, fb2, fb3, ios.epub, mobi, pdf, txt, zip