Hajm 190 sahifalar
1820 yil
Походные записки русского офицера
Kitob haqida
Иван Иванович Лажечников (1792–1869) широко известен как исторический романист. Однако он мало известен, как военный мемуарист. А ведь литературную славу ему принесло первое крупное произведение «Походные записки русского офицера 1812, 1813, 1814 и 1815 годов», которые отличаются высоким патриотическим пафосом и взглядом на Отечественную войну как на общенародное дело, а не как на «историю генералов 1812 года».
Сожженная и опустевшая Москва, разрушенный Кремль, преследование русскими отступающей неприятельской армии, голодавшие и замерзавшие французы, ночные бивуаки, офицерские разговоры, картины заграничной жизни живо и ярко предстают со страниц «Походных записок». Перед читателем встает и фигура самого автора, который «месил снежные сугробы литовские, спотыкаясь о замерзшие трупы, при жестоких морозах, захватывавших дыхание, в походной шинели, сквозь которую ветер дул, как сквозь сетку решета», и писал свои записки «при свете бивуачных костров, на барабанах и нередко при шуме идущего рядом войска».
Сегодня я открыла для себя новые грани в образе великолепного исторического романиста Ивана Лажечникова. Я «познакомилась» с ним как с военным мемуаристом, создавшим интереснейшие «Походные записки русского офицера», рассказывающие о событиях 1812-1815 годов.
Несмотря на то, что весь мир вращается вокруг героя, автору удается постепенно и ненавязчиво расшить канву воспоминаний многочисленными встречами, описаниями городов и интригующими узорами событий, нанизать красочные бусины наблюдений. Чувствуется, что автор любит Отчизну и искренне болеет за свой народ, недаром в воспоминаниях, датированных 1812 годом, он делает упор на «деяния, возвышающие имя и дух русского». Да и сам честно признается, что благословляет «жребий, судивший мне родиться русским».
Соответственно и основной мыслью, проходящей через все произведение является жизнеутверждающая вера:
Побежден быть не может народ, в самых бедствиях гордый своим именем, в самых горестных потерях не лишившийся добрых нравов, среди жесточайших оборотов судьбы хранящий твердо веру в законы праотцев!
Лажечников не просто динамично и нескучно рассказывает об увиденном, он проводит параллели между государственным строем Российской империи и Речи Посполитой (Польши, Беларуси, Литвы), Пруссии, Германии, Франции, Лифляндии (Латвии, Эстонии). Он сопоставляет и анализирует разные стороны жизни в России и этих странах, рассматривает подходы европейских государств к разным областям деятельности (от образования до содержания дорог), подталкивает своими выводами к отстаиванию интересов Родины, ищет варианты для наилучшего формирования дальнейшего пути развития Отечества. Точка зрения офицера на события внешне- и внутриполитические изложена ярко и увлекательно. Язык повествования красив и, я бы сказала, удивительно поэтичен для жанра мемуаристики.
Хвала и слава имени русскому! На бранных полях гремит он победами; в мирных хижинах цветет состраданием. Хвала вам, сердца чувствительные! Герой восплещет народ среди шумных торжеств своих; человека благодетельного вспомянут несчастные в молитвах своих у престола Бога.
Уверимся, что любовь к отечеству не есть призрак и что привязанность к имени своему не мечта. Уверимся, что Творец, бросив в нас первую искру жизни, присоединил к ней искру любви к отечеству. Привычка младенца к колыбели, привязанность его к кормилице, ребенка – к комнате, в которой он воспитывался, и к лугам, на которых он игрывал, юноши – к месту родины не есть ли приготовление к этой любви? Родители, друзья, супруга, воспоминания, страсти, несчастья и минуты блаженства укрепляют ее более и более и доводят до силы, которой мы в совершенных годах уже противиться не можем. Ах! Если бы любовь к отечеству была призраком, то и жизнь наша не что иное была бы, как мрачное, печальное привидение!
Побежден быть не может народ, в самых бедствиях гордый своим именем, в самых горестных потерях не лишившийся добрых нравов, среди жесточайших оборотов судьбы хранящий твердо веру в законы праотцев!
Благословляю меч, карающий врагов Отечества и прав его, кляну губительное железо, разрушающее памятники святыни и славы народной!
Izohlar, 1 izoh1