Kitobni o'qish: «Без права на престол. Как расцвели и погибли пять великих династий», sahifa 2

Shrift:

Глава четвертая. Молодой герцог – надежда рода

Санти ди Тито, портрет Николо Макиавелли, 2 пол. XVI в.


Все наши герои выросли сиротами хотя бы наполовину. У Елизаветы Тюдор отец казнил мать – Анну Болейн через три года после родов. Совсем как Генрих II Валуа, который потерял мать в три года. У Грозного отец умер слишком рано, а мать Елену Глинскую отравили, когда мальчику шел восьмой год. Мария Стюарт не знала отца, он умер сразу после ее рождения. В тот же год.

Сирота с первого месяца жизни, Екатерина Медичи не помнила родителей. Однако, как все дети, конечно, не могла не спрашивать: какими они были? Как познакомились? Как жили раньше, до ее рождения?

Кого могла расспросить малышка, которую тревожил интерес к прошлому? Был ли рядом человек, способный ответить ей? С кем росла после смерти родителей маленькая герцогиня, или, как ее называли, la duchessina? Попечителей у главной наследницы династии было несколько.

Основная забота о сироте легла на плечи Клариссы Строцци. Она приходилась покойному отцу Екатерины сестрой. В доме тети, вместе со своими двоюродными братьями и росла герцогиня, но находила ли она там любовь?

Пройдет много лет, Екатерина Медичи станет королевой Франции и будет вспоминать тетю с благодарностью. Более того, когда сыновья Клариссы убегут из Флоренции и нигде не найдут себе убежище, они обратятся к своей двоюродной сестре – к тому времени уже королеве Франции. Екатерина Медичи прикажет, чтобы французский двор приютил гонимых, и сама дарует сыновьям тетушки теплый прием и покровительство. Один из них даже станет маршалом Франции. Его портрет руки художника королевской семьи сохранился до сих пор.

Конечно, таких последствий Кларисса Строцци предусмотреть не могла, но действовала по принципу «делай добро и бросай его в воду».

Итак, именно от тети Клариссы маленькая герцогиня узнавала о том, что случилось с ее родителями. Как сирота, она будет всю жизнь особенно дорожить памятью о своем роде, исследовать семейное древо и искать опору среди предков за своей спиной.

Кларисса рассказывала про отца Екатерины, и воображение ребенка рисовало: как он улыбался, как звучал его голос, как сверкали драгоценные камни на его пальцах, когда мужчина снимал перчатку.

Когда она вырастет, недруги будут называть ее с презрением «банкирша». Да, Медичи основали крупнейший в Европе банк. Но как же несправедливо звучит слово «банкирша» в адрес Екатерины, ведь ее отец – уникальный Медичи – не банкир, а воин. Лоренцо II, а точнее, Лоренцо II, герцог Урбинский. С таким титулом отец Екатерины Медичи войдет во все энциклопедии. Это важно, потому что свой титул он завоевал в бою.


Рафаэль Санти, портрет Лоренцо Медичи, 1519 г.


Лоренцо флорентийцы любили, связывая с ним свои надежды. Он был единственным и последним потомком старшей линии Медичи. Народ уповал, что Флоренция будет процветать с молодым героем.

Будущее самого Лоренцо всегда находилось в руках папы римского. Лев X, в миру Джованни Медичи, был сыном Лоренцо Великолепного, а отцу нашей героини приходился родным дядей. Из Рима он управлял Флоренцией и выступал первым покровителем молодого Лоренцо. Папа римский понимал – в этом мальчике будущее всего рода. О чем же нужно позаботиться в первую очередь, если ты думаешь о перспективах династии и укреплении могущества семьи? Конечно, о династическом браке. О нем начинали думать, когда дети еще лежали в люльках, ибо от удачного выбора партнера зависела судьба.

Папа римский искал невесту для племянника страстно и долго, не один, а со своей единомышленницей, мамой Лоренцо II, будущей бабушкой Екатерины Медичи – Альфонсиной Орсини.

Обратите внимание – это еще одна очень влиятельная женщина в окружении маленькой герцогини. Ее тетя и бабушка, без сомнения, заняли бы первые строчки в хит-параде «топ-10 самых решительных и влиятельных женщин в истории Флоренции». Та же фамильная черта женщин из рода Медичи проявится и в самой Екатерине, когда она вырастет.

Найти подходящую пару – сложнейшая и тонкая дипломатическая операция, иногда многолетняя, но у папы имелся план! Лев X решил, что, прежде чем женить Лоренцо, молодому человеку, чьего отца с позором изгнали из Флоренции, нужно обзавестись герцогством, а значит – война.


Рафаэль Санти, «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси», ок. 1518 г.


Лоренцо получил от папы римского – главы рода – задание, облачился в доспехи и повел армию завоевывать герцогство. В свое время предыдущий понтифик Юлий II отдал герцогство племяннику – Франческо Мария делла Ровере. Почему бы Льву и Лоренцо не забрать земли себе? Юноша не слишком этого хотел.

Добыча досталась молодому Медичи кровью. Беда произошла при осаде Мондольфо, города, который сегодня входит в провинцию Пезаро-э-Урбино, или «Холмистую Ривьеру». Молодой герцог был тяжело ранен. Три месяца выхаживали Лоренцо врачи в Анконе. Наконец, папа получил долгожданные новости. Франческо Мария делла Ровере уступил герцогство Урбино и сбежал в Мантую. Проигравшего до лучших времен приютили благородные дворяне – семейство Гонзага.

Будущий отец Екатерины Медичи поправился и вернулся во Флоренцию победителем. Все получилось, как и задумал его дядя – папа римский. Отныне Лоренцо Медичи стал герцогом Урбинским.

Флорентийцы встречают герцога, как античного героя. Вместо лаврового венка из золота великий мыслитель посвящает молодому победителю свой знаменитый труд «Il Principe», известный во всем мире как «Государь». «Никколо Макиавелли – его светлости Лоренцо де Медичи», – так начинается книга, но какая трагедия скрыта во вступлении: «Пусть же Ваша светлость примет сей скромный дар с тем же чувством, какое движет мною; если вы соизволите внимательно прочитать и обдумать мой труд, вы ощутите, сколь безгранично я желаю вашей светлости достичь того величия, которое сулят вам ваша судьба и ваши достоинства». Ни Лоренцо, ни Макиавелли не знали, что герцогу было суждено умереть в 26 лет.

Глава пятая. Выбор невесты и будущего династии


Рафаэль Санти, портрет Лоренцо Медичи, 1519 г.


План папы римского насчет отца Екатерины Медичи стремительно воплощался в жизнь. Герцогство и слава добыты. Следующий шаг – выбрать невесту. Это ключевой момент.

Как тогда выбирали невесту царю в Москве? На смотре невест – предпочитая самую красивую, здоровую, не из сильного рода, чтобы поменьше претендентов на трон оказалось среди новой родни. Главные задачи русской царицы – поддержать разговор да родить здорового наследника. Больше ничего от нее не требовалось.

Медичи мыслили совсем не как Рюриковичи. Искали невест знатных. Женитьба для них была шансом решить самые разные задачи, вплоть до заключения мира между воюющими странами. От выбора невесты зависело будущее народа и его процветание.

Какая цель была у папы римского, хитрого архитектора судьбы его племянника Лоренцо II? Найти союзника в борьбе против врагов! Во-первых, недруги окружали папу в самом Ватикане, ибо не всем кардиналам понравилось изгнание предыдущего хозяина Урбино. Во-вторых, наемники Габсбургов, как лютые звери, ходили у границ, становились все сильнее и однажды могли обратить внимание на благословенные земли Италии. Перспектива потерять Флоренцию – вполне реальна.

Семья какой невесты помогла бы отвести угрозу? Конечно, будущих родственников надо искать во Франции. Французы давно враждуют с Габсбургами. В 1518 году папа отправляет посланника, утонченного дипломата кардинала Биббиену, к королю Франции Франциску I, который, как известно, любил образованных и талантливых людей.

Лоренцо на дочь короля рассчитывать не мог, потому что у самого Франциска I в то время еще не было дочерей. Молодой король только-только женился.

Кто же будет невестой?

Говорили о Мадлен де ла Тур д’Овернь – дочери Жана IV (V) де ла Тур-д’Овернь и Катерины Бурбонской. Сейчас этот род не на слуху, но прежде высоко ценился современниками.

Писатель XVI века Пьер де Бурдейль Брантом писал о семье, которую представляла мать Екатерины Медичи, так: «Кто станет отрицать славу высокого и благородного рода Булон-Овернь, ведущего свое начало от того самого Эвстафия, которого брат, Готфрид Булонский, предводительствуя множеством христианских князей и баронов, рыцарей и воинов, сложил свое оружие и щит у гроба Спасителя в Иерусалиме?»

Братья Булонские действительно были одними из предводителей Первого крестового похода. Граф Готфрид Бульонский ни много ни мало основал Иерусалимское королевство. Именно поэтому Брантом оставил такую запись: «Редкий из знаменитых и царственных родов в христианском мире не искал чести вступить в родство с этим домом – короли Франции, Англии, Шотландии, Венгрии и, наконец, Португалии, на который Бульонский дом даже имел законное право по смерти короля Себастьяна. Поэтому можете видеть, какое он занимал высокое место между другими знатными домами».

Папа Пий IV говорил, что едва ли можно найти во Франции «другой столь высокий и знатный дом, который мог бы поспорить с Бульонским древностью своего происхождения, мужеством и благородством». Именно наследницей этого рода была будущая мать Екатерины Медичи.

Переговоры о свадьбе длились около года. Наконец, посланник папы в Париже подписал условия брачного договора.

Глава шестая. Будущий муж лежит в люльке


Портрет женщины (возможно, Мадлен де ла Тур д'Овернь), (возможно, Жан Перреаль)


Без особой охоты Лоренцо по указке папы Льва X завоевал герцогство Урбинское. Но девушка, которую выбрал папа, заинтересовала молодого Медичи, и еще как! Пока нунций в Париже обсуждал детали брака с королем и отчитывался своему боссу в Ватикане, посланнику пришло письмо от молодого герцога. Он расспрашивал нунция о своей потенциальной супруге, которая чем дальше, тем больше ему нравилась. На этот раз желания папы и его племянника совпали.

За год герцог залечил раны и начал готовиться к поездке во Францию. Договор подписан, осталось познакомиться с невестой и сыграть свадьбу. У Франциска тоже произошли перемены в личной жизни: наконец родился первенец. Мы еще встретимся с ним в будущем. Ему предстоит вместо отца отправиться в плен к королю Испании. Его странную смерть после выпитого стакана воды запишут в список злодеяний Екатерины Медичи, но пока он еще младенец.

Счастливый отец-король написал папе Льву X – попросил стать крестным, восприемником от купели. Папа охотно согласился, но поскольку сам не собирался во Францию, то поручил миссию представлять его на церемонии крещения своему племяннику – нашему герою Лоренцо. Опять же хитрый ход. Папа понимал: приедет молодой человек за невестой во Францию и будет для всех «вдвойне желанным гостем». Время покажет, не ошибся ли папа в расчетах.

Наконец будущий отец Екатерины Медичи увидел замок Амбуаз. Именно там располагался в начале XVI века французский королевский двор. Лоренцо познакомился с королем, который обожал Италию и ее художников. Представили Лоренцо и юной королеве. Он поприветствовал маленького наследника – дофина. Король дал первенцу свое имя – Франциск, видя в малыше будущего великого правителя Франциска I. Этим надеждам было не суждено сбыться.

К счастью, никто не мог предугадать, что закончится жизнь принца раньше, чем он станет королем, поэтому ничто не омрачало праздничного настроения жителей Амбуаза. Самое приятное, пока Франциск I ждал приезда Лоренцо и крещения сына, у него родился еще ребенок, и опять сын!

Тот самый мальчик, который «соединит свою судьбу с будущей наследницей Медичисов». Да, да, именно так иногда писали в русскоязычных книгах XIX века – «Медичисы».

Лоренцо улыбнулся будущему зятю, который лежал в пеленках, кружевах и учился фокусировать взгляд. Будущий муж нашей героини сморщился и заплакал.

Праздновали крещение ни много ни мало 10 дней. Время проходило «в великолепных турнирах с битвами и осадами крепостей, которые даны были по этому случаю, принимал участие и герцог Урбинский, бывший вместе с герцогом Лотарингским восприемником принца от купели».

Весело пролетели последние холостые дни жизни Медичи. Через 10 дней после торжеств крестильных начались свадебные торжества. Главными героями стали уже родители Медичи. Светловолосая Мадлен определенно нравилась молодому воину.

Стартовал праздник за королевским столом. Продолжалось пиршество далеко за полночь. «Яркое освещение от множества свечей и факелов почти превращало ночь в день». Лицо молодой девушки освещали всполохи огней. Окончилось все танцами, где Мадлен не упустила возможность проявить всю свою грацию, и Лоренцо мог слышать, как соблазнительно шелестит тяжелая парча платья. В такт движениям невесты в ее волосах блистали драгоценные камни.

После бала начались рыцарские турниры. Пришла очередь молодому герцогу показать себя Мадлен с выгодной стороны.

Yosh cheklamasi:
16+
Litresda chiqarilgan sana:
27 mart 2024
Yozilgan sana:
2024
Hajm:
239 Sahifa 132 illyustratsiayalar
ISBN:
978-5-04-200452-0
Matbaachilar:
Mualliflik huquqi egasi:
Эксмо
Формат скачивания:
epub, fb2, fb3, ios.epub, mobi, pdf, txt, zip

Ushbu kitob bilan o'qiladi