Hajm 430 sahifalar
2022 yil
Тридцать седьмое полнолуние
Kitob haqida
Проклятые существуют.
В этом мире они во власти Управления регистрации и контроля. Там решают, может ли человек сдерживать проклятие. Если нет – он виновен? В какой мере? Ответ определен законом, но не всех он устраивает.
Общество разделилось: одни считают, без прямого умысла нет вины, другие – проклятых нужно уничтожать. Шанс снять проклятие настолько мал, что не стоит принимать его в расчет.
Ситуацию необходимо изменить и большая игра началась. В ней каждому отведена роль. В том числе и Нику – мальчишке из интерната, блестяще образованному беспамятному Немому. Во время Арефского мятежа Ник потерял родителей, научился убивать и увидел, что оборотень может сделать с человеком. Так каково его место в этой игре?
За роман «Вейн» в 2003 году Инна Живетьева взяла 3-е место в премии «Бронзовый РОСКОН».
Роман «Тридцать седьмое полнолуние» о людях со сверхспособностями, которых загнали в угол.
«Тридцать седьмое полнолуние» Инны Живетьевой – увлекательный текст с оригинальной идеей, при этом мастерски реализованный. Он найдет свою аудиторию и привлечет внимание критиков, но самое главное – это высказывание, которое должно прозвучать». – Марина и Сергей Дяченко
«Динамика действия и закрученная интрига, сложные взаимоотношения, мысли и чувства героев, нравственные дилеммы, проблемы „детей войны“ и ксенофобии – всё это вы найдёте в книге Инны Живетьевой. В романе есть и интеллектуальная, и эстетическая, и эмоциональная составляющая». – Генри Лайон Олди
Я не большой любитель городского фэнтези. Но эта книга - пример органичного слияния городского фэнтези с альтернативной историей.
И такое слияние получилось весьма интересным.
Интересные герои - живые, противоречивые, до поры до времени загадочные. Сюжет тоже выстраивается как несколько загадок, начиная с главного героя - кто он в действительности и каково его настоящее предназначение?
Сами герои ставятся автором в жёсткие, порой жестокие ситуации и оттого им искренне переживаешь.
И нравственные проблемы приходится им решать, и ходить по краю жизни и смерти. Ну от любви никуда не деться.
Основная проблема почти всех героев - противоречивый, сложный, а то и трагический выбор между предустановленным не ими положением в обществе и даже самой их предустановленной сущностью, между предписанным им долгом / поведением, и тем, что на самом деле хочется. Выбор между человеческим и не-человеческим, между правдой или видимостью правды, между родными и близкими.
Загадки копятся, герои оказываются не совсем теми, кем они себя считали, причём смена понимания происходит не единожды (в том числе у читателя).
При этом всё динамично, читается легко, в чём несомненный плюс авторского повествования - отсылки к прошлому и переходы между героями не мельтешат, не сбивают внимание.
В общем, начинаешь читать - и погружаешься в историю с головой, и несёт тебя по сюжету, а ты и рад этому - значит, удалась, зацепила история.
Отдельное спасибо за пусть короткие, но отличные описания природы. Они не влезают и не заслоняют сюжет, но украшают его.
Ну и ещё автор очень неравнодушна к Санкт-Петербургу. Видимо, неспроста она часто гостит там ))
Действительно понравилось.
Что будет если смешать Крапивина и Дяченко?
Будет "Тридцать седьмое полнолуние".
Это не легковесная история и не сказка. И финал, который я так не люблю. Потому что...читать стоит.
Жёстко, больно, где-то по нервам без наркоза. Это как зуб, который болит, и деться от этого некуда. И читать неможно, и бросить не выходит. Мне очень понравилась.
Я поражена в самое сердце.
Я только открыла эту книгу – и уже по прологу поняла, что счастья для всех даром тут не будет. Не потому что с первых страниц начинается мрачняк – книга на удивление светлая при всей серьезности поднимаемых в ней проблем и трагизме происходящего. И даже не потому что тема выбора между человечностью (а что это вообще такое в контексте исторического процесса?) и государственным благом (а это что такое в том же контексте?) не имеет приемлемого всеми сторонами решения. Скорее, на меня повлияла сама мелодика текста, ночная пастораль первой сцены, страшилки у костра, которые ничего не значат, пока не касаются тебя лично… Как взрослый читатель, я предчувствовала грозу, которая набухает и обязательно разразится, и я не ошиблась.
Вот это предчувствие катастрофы – еще не свершившейся, или уже свершившейся, но читателю пока неизвестной, или известной, но не до конца понятной, - и формирует атмосферу этой книги. Атмосферу несвободы - а тут несвободны абсолютно все. Недомолвок при, казалось бы, совершенно четких объяснениях происходящего. Атмосферу необратимости поступков… Ответственности за каждый вроде бы незначительный выбор… Обреченности, и на необходимый выбор в том числе… Я так и не определилась, что страшнее: когда судьбоносный выбор делает мальчишка-подросток, или когда кто-то делает выбор за него, а его просто ставит перед свершившимся фактом? И снова - несвобода, обреченность, выбор… Круг замыкается, потом еще один, и в итоге сплетается цепь.
Сюжет на первый взгляд не сложен: есть носители проклятья, есть те, кто их контролирует, в том числе и с помощью ликвидации, а еще есть тот единственный, кто может снять одно проклятье в каждое полнолуние. Как он выбирает, кому помочь, и помогать ли вообще, никому не известно. как и почему человек становится носителем проклятья - тоже. Политические силы и тайные сообщества разыгрывают свои карты, отстреливаться приходится военным, а страдать простым смертным. Все, как всегда. Между тем, это книга не об избранных, аннотация - лишь подводка к сути, так что легко не будет ни героям, ни читателю.
Временами повествование напоминало мне полусон, когда все вроде бы знакомо и понятно, но все же совсем не то. Будто я читаю надпись, но стоит приблизить взгляд, присмотреться – и буквы меняются местами, расплываются и превращаются в нечто совершенно неведомое, в какой-то шифр. И в этом одна из тонкостей подхода к этой истории: рассматривать ее под лупой не стоит. Достаточно принять на веру те сведения, которые сообщает автор, и плыть по течению вместе с потерявшим память, старающимся восстановить прошедшее и разобраться в настоящем главным героем. В этом случае шифр поддастся, и общая картина сложится, но все равно останется в некотором смысле импрессионистской.
Это книга-пазл: на блюдечке автор ничего не поднесет. Даже когда персонажи получают большую порцию информации, она все равно не исчерпывает читательского интереса, потому что читатель старше и опытнее главного героя, а еще потому что читатель пытается наложить свои знания о своем мире на альтернативный мир этой истории (ну я пыталась, не специально, просто ассоциативные ряды выстраивались помимо моей воли). Вопросы остаются и после прочтения, но и без ответов на них эта история ничего не теряет. Но мне все же хотелось знать, что конкретно значит вот этот термин? Я сама себе парочку терминов расшифровала, и меня эта расшифровка устроила, но автор, как я абсолютно точно знаю, ничего такого, что я себе насочиняла, в них не вкладывала. Кто такие Псы, и почему они предпочитают лошадей, когда все вокруг ездят на автомобилях? Этот ответ автор дает, и вроде бы все объясняющий, но сто процентов не для всех понятный. Что за арефский мятеж? Из-за сербской структуры имен персонажей мне между строк чудилась косовская война, хотя слово "ареф" наталкивает на мысль о Карабахе. Кто такие нейцеские снайперы? А ведь этот самый Нейцес (что это?) в книге даже не упоминается, а вот само слово будто намекает на Карла Цейса и его оптические прицелы, ну раз уж речь о снайперах… Да-да, я грешу фанатскими теориями, но с этой книгой такое не грех. В ней множество интересных мелочей, которые остаются нерасшифрованными, но становятся понятными интуитивно. А основные странности обязательно прояснятся, надо только набраться терпения и вместе героями складывать кусочки, медленно, осторожно, один за одним. Так что для тех, кто любит с первой страницы знать, кто виноват и кому на Руси жить хорошо, эта книга имхо не подойдет.
В этой истории, кстати, потрясающее историческое и географическое эхо. Чего стоит один только Сент-Невей! А названия машин? "Тейка", "Олжанка", "Янгер", "Марица"… И ведь без всяких описаний внешнего вида, только по одному названию совершенно понятно, какого класса автомобиль имеется в виду! А блокада и хлебные пайки? А царская семья с множеством дочерей и единственным сыном, хотя и с совершенно другими именами и судьбами? Из-за этого описанный мир кажется не просто знакомым, а родным.
Из личных пунктиков - мне очень понравилось, как автор описывает вечную неистребимую бюрократию. У вас там конец света за дверью, а вы не можете выйти за нее без подписанной бумажки, и еще одной, и еще нескольких. Потрясающая ирония без какого-либо намека на нее.
Мои фавориты традиционно герои второго плана: несгибаемый, непробиваемый, верный своим принципам Денис и мудрый, терпеливый, гибкий, как японская ива, Юджин. Я даже не буду расписывать свои чувства и их причины, скажу просто, что в этих двоих я влюблена. Матвея хотелось обнять, пожалеть и разделить с ним его бремя: для меня этот парень оставался загадкой почти до самого конца книги. На его главах мне все время хотелось плакать. А для Ника я пожелала бы светлого и счастливого будущего… Хотя подождите-ка… Я же сказала, что счастье для всех даром в этой истории навряд ли предусмотрено…
PS У этой книги, на мой взгляд, недостаточно высокий рейтинг на ЛЛ, совсем не тот, которого она достойна. Я понимаю, почему так, - это и в интеллектуальном, и в эмоциональном плане сложная книга, - но моя читательская душа с четверкой ЛЛ не согласна ) Политические игры, философия, этические вопросы, искать ответы на которые придется самому читателю без авторских подсказок, отсутствие четких ответов при линейном повествовании даже с учетом флэшбэков, необходимость интеллектуального труда при прочтении, сильные и не всегда радужные эмоции, которые вызывает эта история, покорят не всех. Если вам хочется чего-то попроще - пройдите мимо. Если же вы хотите хорошей социальной фантастики и покопаться в своей душе - эта книга для вас. На мой взгляд, она потрясающая.
Настоятельно рекомендую.
Долгое время не могла собраться и написать отзыв. В начале я хотела бросить чтение, не понимала, что вообще там происходит, что за оборотни, что за Л-рей, я напугалась, что это мешанина фантастики, будет не понятна моему уму. Нооо..я не бросила, и вчиталась так, что ждала свободного времени, чтобы взяться за нее. Мир описанный в книге-очень жесток, на одной стороне - люди, на другой - проклятые (оборотни, вампиры, ведьмы). Как разобраться в том, кто достоин жить, а кто представляет опасность, и должен быть уничтожен? Сложный выбор, просто не возможный. И этот выбор ложится на хрупкие плечи мальчишки, Л-рея. Он сам проклят. И жизнь его - ад. Кто сможет его спасти, и встать на его сторону? Да такой же мальчишка, с тяжелой судьбой. Ведь взрослые совсем запутались, и не могут взять все под справедливый контроль. По итогу, мне очень даже зашла история, чего я и не ожидалаа)
Книга, о которой трудно рассказывать. Потому что вообще-то хочется прыгать от восторга и орать что-то типа «Ааааа! Как же это великолепно!», а не ковыряться в тексте, притворяясь умненьким. Книга действительно очень качественная, что по уровню текста, что по смыслу и задаваемым вопросам. Высший пилотаж, как говорится. По названию можно предположить, будто у нас тут история про оборотней, но, хотя оборотни в эпизодах и встречаются, история не о них. Просто жизнь л-рея, который «снимает проклятия» (а на самом деле – лишает магии, превращает тебя в обычного человека), тоже проходит от полнолуния к полнолунию. От города к городу, от одних проклятых к другим, всё ближе к смерти или безумию. (Про л-рея, кстати, есть небольшой приквел, в романе он упоминается в качестве местной легенды. Я читала его лет двенадцать назад, но помню до сих пор). Помимо л-рея, есть ещё мальчик Ник, потерявший после войны память и попавший в приют, и девочка Таня – художница, видящая истину и красоту вещей, людей и мест. Вот об этих троих история. Здесь про выбор: когда делаешь его сам, когда кто-то решает за тебя, когда вообще невозможно выбирать, потому что выбор нечестный… Про последствия выбора, каким бы он ни был, и про цену за него. А ещё здесь о том, что дети не должны убивать людей. Тем более, дети не должны убивать друг друга. Написано очень сильно, ярко, с эффектом полного погружения, когда ощущаешь вкусы и запахи, слышишь голоса, видишь лица живых персонажей, словно они – реальные люди, знаешь и понимаешь их, переживаешь, как за друзей и родных… Стоит отметить и хорошо проработанный мир, похожий на наш, пусть и с некоторыми фантастическими допущениями. Близко нам и описываемое в книге общество с его немного специфическим, но логичным и выверенным менталитетом. И, ах, какой зримый и осязаемый здесь Питер (Сент-Невейск)! Какие разные и интересные другие локации! И всё это тоже с ощущением присутствия. Не так, как если бы автор взял тебя за руку и повёл на экскурсию, а так словно ты плечом к плечу с героями. Многие уже сказали, что по стилю похоже на Дяченко. Это правда, но, как водится, это не вся правда. Лично я вижу здесь ещё и отсылки к Крапивину. Где-то явно, а где-то едва заметным штрихом, намёком, который распознает только фанат. Возможно, это всего лишь какие-то особенности моего восприятия. Или нет?
Izohlar, 20 izohlar20