Kitob davomiyligi 290 sahifa
2024 yil
Kitob haqida
Илья Кочергин – прозаик, автор книг «Помощник китайца», «Точка сборки» и «Присвоение пространства». Лауреат премий журналов «Знамя», «Новый мир», «Октябрь».
В новую книгу вошли повесть «Запасный выход», а также рассказы «Рыцарь», «Экспедиция» и «Сахар».
…Взять однажды и уехать с любимой в самую глушь, построить собственными руками дом, забрать на доживание старенького коня. За окном зиму сменяет лето, начинается и заканчивается эпидемия ковида, приходит и уходит 2022 год – а конь Феня, спасенный от живодерни, постепенно становится центром небольшой вселенной и помогает найти тот самый запасный выход.
Как-то больше на эссе тянет, чем художественное произведение. В течение одной главы зачем-то подробно описывается процесс убоя кур на птицефабрике…
Только мы с конем по полю идем...
Еще одна история про "вашу маму и там и тут показывают", Илья Кочергин в нынешних лонгах "Большой книги" и "Ясной поляны" - двух главных российских литературных премий. Ассоциация с "Тремя из Простоквашино" не случайна, дауншифтинг героя-рассказчика сродни тому, который в любимом мультике совершает Дядя Федор - из Москвы в деревню под Рязанью. Вместо коровы Мурки конь Феня (вообще-то Белфаст), его Илья в сетевом посте назвал подлинным автором, за которым только записывал.
"Запасный выход" - это редкий, и не только в наших широтах, мужской автофикшен, который за редким исключением воспринимается женским жанром. Рассказ от первого лица о мальчике из интеллигентной семьи, не только бредившем странствиями и приключениями, но немало их пережившем. Спасибо папе, из тех харизматичных ученых, что в отпуске не только сами отправлялись в походы по таежным охотничьим тропам, но и детей с собой брали. Всему научил, а затем, свободолюбивое и талантливое дитя Перестройки, выбрало для себя интересную жизнь, подлинно мужскую, с тяготами и опасностями. Кочергин из тех, хемингуэевского типа, писателей, кто многое прошел, много повидал и немало умеет из числа вещей, о каких обыватель читает в книгах и смотрит в кино, хотя чаще на ютупе. Не то, чтобы я считала личный опыт автора основной составляющей привлекательности текста, но определенного, и немалого, шарма он придает.
А еще, мое женское сердце тает от нежности, с какой он говорит о жене. Подписанная на Кочергина в сетях, я любуюсь ее фотографиями, которые он иногда выкладывает, и допускаю, что часть обаяния "Запасного выхода" можно приписать вот этому: "О, а я его, ее, коня видела!" Но все же думаю, что дело не в том. Сочетание стилистической безупречности (текст по-настоящему хорош) с не достоевской (гиперкомпенсация, рвать рубаху и бить себя в грудь), но спокойно констатирующей откровенностью в рассказе о себе, о прошлом, о зависимостях, побежденных и нет. Дом, построенный своими руками для семьи, хотя сын теперь вырос и учится в другом городе. Именно построенный, когда человек по книгам и роликам из интернета делает дверь; а "удобства" на улице, сплошь заплетенные девичьим виноградом - это то, что появилось на участке первым. Но теперь он строит теплый туалет с канализацией, а Люба уже планирует, куда повесит пушистые полотенца. И вот это все настоящее, это не как наши селебы в интервью говорят: "Я строю загородный дом".
И, конечно, конь. Списанный ветеран, отдавший спорту молодость и потерявший изрядную долю здоровья, не говоря о вере в людей - этот Феня спасен ими от отправки на бойню и теперь живет возле них. Или они возле него. Лечат, заготавливают сено, привозят из Москвы ветеринаров (почему-то все конские ветеринары в столице, такой парадокс). И нет, не из одной только страсти к живой природе, для практикующего психотерапевта Любы, Феня партнер по терапевтическим сеансам, хотя это случилось сильно после того, как конь с характером поселился у них. Впрочем, об этом лучше прочесть самим. Или послушать, книга есть в аудиоформате, читает Евгений Глебов очень достойно. И да, взять на себя заботу о том, кто без нее не будет живым - это запасный выход не только в конкретной локальной ситуации, если вы понимаете, о чем я.
В сборнике, кроме титульной повести, еще рассказы "Рыцарь", "Экспедиция" и "Сахар". Хорошие.
напитка – есть водочные люди, есть пивные, есть винные алкоголики. Я пил всё. Так же и с эмоциями: я с удовольствием подсаживаюсь на горячий, терпкий гнев, смакую прохладную терпкую печаль, с удовольствием потребляю даже кислую боль утраты или ядреное отвращение. Главное, чтобы забирало.
Sharhlar, 2 sharhlar2