Каждая антология, на самом деле, важный литературный проект. Он не должен превращаться в яркий рекламным проспект, где можно рассмотреть автора, чтобы потом его купить. Хороший сборник гораздо глубже, многомернее, интереснее, острее, жанр особого значения не имеет.
Истории про трикстеров - это всегда истории про границы. Иногда внешние, иногда внутренние. Про то, что их нужно преодолевать, раздвигать, обходить, чтобы не стать косным, чрезмерно консервативным, бессердечным и пустым. В это же время, границы нужно охранять, чтобы не превратиться в злодея, душегуба, тёмную силу. Истории про тех, чья суть упорядоченный хаос помогают определиться на счет самых важных вещей. А значит выбрать свою дорогу. Может быть, это будет "Тропа Койота" - вечно изменчивый путь сквозь миры.
В предисловии Эллен Датлоу и Терри Виндлинг подробно рассказывают о роли таких "героев" в мировой культуре. Главное, что нужно уяснить, нет мира без трикстера, нет народа без трикстера, нет роста без трикстера. А вот проблемы люди прекрасно находят сами. Шуты, мошенники, игроки, весельчаки - они за рамками добра и зла, точнее обе этих категории настолько смешались внутри их сущности, что различить невозможно. Встреча с ними сулит перемены, а вот куда они заведут вопрос открытый. Искать с ними встречи никому не советуют. Но избегать её тоже не стоит. Сплошные противоречия.
Смеяться-то, смейся, 'tit chou. Только не забывай: о таких, как Дре Петипа, куда лучше слушать сказки, чем самой иметь с ними дело. Встретишь такого bon rien - улыбка до ушей, язык без костей, - беги от него со всех ног, да подальше!
Герои антологии либо сами идут "тропой койота", либо оказываются втянуты в чужие игры. Некоторые рассказы веселые, другие очень печальны, но слабых историй здесь нет. Никто из авторов не бросил составителям подделку, стихотворения честные, мелодичные, яркие, описываемое в них легко представить. Проза написана так, что чувствуешь запахи, вкус, прикосновения. Места, где происходят события рассказов, описаны так, будто видишь собственными глазами дома, деревья, торговые центры, почтовые ящики, дороги и лабиринты.
Токио - город-оригами. Складывается, сворачивается, глядишь - что-то новое возникает практически из ничего. Улицы петляли, сливались одна с другой, исчезали без малейшего предупреждения, а после я, немного оглядевшись и направившись в торговые центры, обнаружил и здания, спрятанные в других зданиях.
Было бы странно показать лишь одну грань образа трикстера, поэтому в антологии нашлось место каждому. Помощники в отправлении правосудия встречаются в индейском сказании Пэт Мерфи про археологические раскопки, в истории про древнегреческого бога Гермеса и юную рабыню - "Те, кто нас слушает" Нина Кирики Хоффман, в истории о людской алчности "Сказка о самых коротких деньках в году" Ричарда Боуса. По-настоящему коварные сущности противостоят героям "Скрипача с Байю Тек" Делии Шерман, "Вечеров пятницы в пансионе Святой Цецилии" Эллен Клейдж, "Превратностей судьбы" Холли Блэк. Есть в сборнике предупреждение об опасностях кривых дорожек - "Предсказательница" Маккилип и удивительная история любви - "Вороньи дороги" Чарльза де Линта. Финальный рассказ бьет насквозь, печальный, но обнадеживающий, поднимающий те вопросы, на которые отвечать слишком сложно.
В конце приведен список литературы, состоящий из художественной и научной литературы, одна беда - большая часть на русский не переводилась. Но настоящих искателей это не остановит, а только подтолкнет к самостоятельным поискам.
Но для начала стоит прислушаться к зову безграничной свободы внутри, захватить антологию как карту и сделать пару шагов по тропе. Чтобы потом не жалеть об упущенной возможности.
Izohlar
4