Как раз таки множество сюжетных линий, о которых было упомянуто выше и являются самым главным минусом данного произведения. Линии действительно ничем не связаны, такое ощущение, что читаешь какой-то сборник рассказов, но никак не роман. Динамики никакой нет, по идее можно было бы оставить только детективный элемент и все равно максимальная оценка была бы 3 звезды. ИИ с просыпающимся самосознанием? Да это вообще здесь не нужно… В итоге получилась «фантастическая» каша, которая к концу книги практически остается не тронутой.
Hajm 564 sahifalar
1990 yil
Королева ангелов
Kitob haqida
Лос-Анджелес, 2047 год, канун Цифрового Тысячелетия. Полицейская Мэри Чой преследует Эмануэля Голдсмита – известнейшего поэта, ставшего серийным убийцей, – чтобы вернуть его из сердца Карибских островов, объятых пламенем революции. Голдсмита ищут Селекционеры, чтобы покарать за его преступления. Ищут Ричард Феттл, лучший друг, пораженный связью литературного мастерства и безумием убийств, и Мартин Берк, психолог, который хочет найти источник человеческого зла в виртуальной Стране Разума Голдсмита.
Вдали, в районе альфы Центавра, земной зонд с ИИ на борту обнаруживает жизнь. А на Земле у самого совершенного ИИ вот-вот проснется самосознание.
В течение недели будет разгадана величайшая головоломка – тайна человеческой души.
В романе несколько сюжетных линий. Первая – детективная история с примесью фантастики, вторая – история об искусственном интеллекте. Сюжетные линий слабо переплетаются между собой, что по мне минус этой книги. Но в целом «Королева ангелов» – увлекательный роман, который будет по душе многим читателям.
Не назову себя большим знатоком творчества Бира, но всё, с чем я у него знакома, можно описать как "довольно странное", и "Королева ангелов" - не исключение. В принципе, я примерно понимала, что сейчас на меня опять выльют ушат философских переосмыслений человечеством самого себя, и, ну, именно это я и получила. Так что можно заключить, что книга ожидания оправдывает.
Основой сюжета можно считать массовое убийство, совершённое неким поэтом Голдсмитом, причём совершённое без мотивов и смысла. Зарезав восемь своих восторженных юных почитателей, он бросил всё, включая орудие убийства, и отправился в бега, причём чем дальше читаешь, тем меньше понимаешь, зачем и для чего - ведь там отчётливо читается, что Голдсмиту всё равно что на убитых, что на собственную судьбу. Несколько футуристический аналог полиции, традиционно находящийся в сложных отношениях с другими государственными институтами, начинает расследование, офицер, молодая женщина-трансформант, быстро выясняет, что Голдсмит как будто бы скрылся в другой стране, и худо-бедно отправляется за ним следом, с трудом получив одобрение через дипломатические каналы. Сам убийца в это время мирно сидит в белой палате с мягкими стенами на попечении олигарха и подвергается психиатрическому обследованию глубокого сканирования, где в него тыкают палочкой с целью узнать, что именно разладилось в его голове с такими катастрофическими последствиями. Получается не слишком. Вообще история обследования, хоть и выглядит интересно с точки зрения описания психического мироустройства авторскими глазами, в глубине своей довольно своеобразна, потому что мотивация Альбогони - что-то на уровне "ну допустим". Голдсмит, говорит он, убил мою дочь, и я хочу знать, почему, поэтому вот вам исследовательское оборудование, господа отставные психиатры. А типа на полицейском допросе его бы не спросили, что ли, и родственников потом в известность не поставили? Вряд ли за тридцать лет полиция утратила бы этот обыденный навык общения с потерпевшими. Или полицейские протоколы недостаточно формальные бумаги, чтобы сделать выводы о причинах? Глубоко загадочное.
Финал книги тоже очень странный: по сути, кроме ветки с ИИ, которые пробудились от бытия автоматонами и перешли на уровень независимых личностей, все остальные арки остались незавершёнными. Зачем, чего, куда, что там собираются делать корректологи или как собирается выживать вышедший из депрессии писатель - тайна тайн. В свою очередь, это порождает во мне глубочайшее разочарование, потому что а зачем я тогда вообще про них всех читала.
Не поняла я, честно сказать, и пассаж про "тайну человеческой души" из аннотации, потому что по итогу все участники поняли только то, что они ничего не понимают. Голдсмит ничего внятного не поведал, о его психологической деформации, которая произошла внезапно, никто никаких внятных выводов сделать не смог, каков был мотив этих убийств - ЗОИ тоже могут только руками развести, политический переворот в Эспаньоле остался за кадром переворачиваться в свободном режиме. Все персонажи к выходу из этой истории остались такими же, как были, кроме Джилл, которая продолжает строчить философские выкладки о цене наказания и социальных связях, поменяв только ссылку на "я (формальное)".
Но прямо сильно меня утомили две вещи.
Во-первых, в романе есть три сюжетные линии, которые вообще непонятно, зачем существуют. И если одна из них ещё кое-как соприкасается с основным сюжетом про Голдсмита, хотя бы тем, что два писателя когда-то были знакомы, то смысл присутствия линий про АСИДАК, копию АСИДАК, Джилл и какие-то концентрические башни чёрт знает где на экзопланете альфа Центавра от меня ускользнул напрочь. Парадоксально, но читать их было интереснее всего, потому что там космос, исследования, автоматическая система, которая взвешивает и сортирует образцы, но просто - о чём это? О самосознании, которое должно зародиться в кремниевой коробке, но которое при этом не приносит этой кремниевой коробке ничего хорошего? Ну так людям сознание тоже безусловного счастья не приносит, что поделать.
Во-вторых, в некоторых линиях, особенно этим страдают линия офицера ЗОИ и линия осмысливающего себя заново писателя, повествование периодически скатывается в какой-то абсолютно неудержимый шизофазический поток сознания, который льётся на читателя без всяких знаков препинания, заглавных букв, пауз и смысловой нагрузки. Чтобы понять, о чём там вообще говорится, некоторые абзацы приходится по три раза перечитывать, и то не сильно помогает. Я не совсем понимаю этот художественный приём, а сначала и вовсе думала, что редактор забил на всякую вычитку текста, но ближе к финалу появляются целые страницы подобного болота, в котором просто бесславно тонешь, и там даже слепой не смог бы пропустить абсолютно все запятые. И заглавные буквы. Написано в целом терпимо, но читается местами откровенно тяжело, потому что когда Бир начинает экспериментировать с методом подачи, восприятие хочет пойти и утопиться в карьере костей из Страны Разума, ну невозможно же. Когда текст просто идёт - нормально, хотя бывает, что остаётся ощущение какой-то перегруженности терминами. Причём терминами не то, чтобы общепринятыми, а по традиции выдуманными для книги и как-то вставленными в происходящее - часть интуитивно понятны, но далеко не все. Тут не знаю, чья вина, автора или переводчика, возможно, всех, а сверху ещё редактора. Глоссарий бы, как заметили в других отзывах, реально не помешал.
Вместе с тем меня впечатлил сеттинг. Будущее, которое представлено в романе, своеобразное и, в общем-то, не слишком приятное, но интересное: органические трансформации тел, роботы в качестве обслуживающего персонала, психокоррекция, исследования космоса, продвинутые ИИ, перерождающееся в слияние с виртуальностью искусство, суборбитальный транспорт - посткиберпанк как он есть. Бир с помощью описаний пенитенциарной системы, государственных институтов и даже измышлений ИИ ставит перед читателем один и тот же вопрос в разных формах: кто должен нести ответственность за асоциальные поступки и какие последствия будут у масштабной корректировки человеческой психики. Под это подведена целая фантастическая нейронаучная база, где описывается теория некоего субъективного воплощения разума в качестве Страны символов и сложные переплетения субличностей в каждом человеке. Остаётся ли откорректированный человек, у которого полностью уничтожили деструктивный шаблон, тем же человеком? Действительно ли уничтожение воспоминаний с помощью коррекции не влияет на остальное сознание? Что справедливее, ментальная казнь с помощью устройства для психологической пытки или полное перекраивание личности под законопослушного гражданина? В небольшой, в общем-то, объём страниц таких вопросов, так или иначе затрагивающих самосознание, Бир упихал в изобилии. А ответов на них не дал, потому что кому нужны те ответы, вот как хочешь, так и фантазируй, сам их ищи на основе всего того, что в романе рассказано. Я такое не очень люблю, потому что я хотела бы услышать авторское мнение, но увы, остаётся только смириться. Хотя бы взгляд на проблематику сознания представлен объёмно, со всеми этими слоями личностями и городами внутри Страны; есть, о чём подумать на досуге.
По итогу, пожалуй, мне всё равно скорее понравилось, хотя я и разочарована тем, что ни про иные формы жизни с башнями, ни про одержимость Голдсмита со всеми этими гибсоновскими отсылками к техно-вуду и искусственными лоа, ни про передачу психических заболеваний на расстоянии ничего не поведали. Зато рассказали, что Джилл озабочена вопросами общественной пользы. Но как размышления о том, куда человечество в своей психологической гуманности идёт и не является ли всё это одним большим самообманом, занятно.
Скучно и очень уныло. Много сюжетных линий, которые ведут в никуда. Много персонажей, которые очень похожи на картон. Очень жаль потраченного времени.
Izoh qoldiring
Izohlar
4