Я прочла роман «Дом без хозяина» дважды.
Первый раз – уютно расположившись в глубине южного летнего сада. Под шелест листвы ярко представлялись городок на Рейне и его окрестности, сентябрьская дорога в школу, тоскливые нравоучения учителей и двое мальчишек-друзей – герои романа. Да, Бёлль, действительно, показал дом без хозяина: отцы погибли на фронтах Второй мировой войны, а их матери выживали, как могли – лучше или хуже, – но не без многочисленных проблем. И эти бесхитростно и повседневно описанные проблемы послевоенного времени для меня были открытием. Мне, студенту-историку середины 1970-х годов, Вторая мировая представлялась неким абстрактным сборником официальных данных – дат сражений, наименований фронтов, имен военачальников, к тому же сильно приправленных официальной идеологией и слабо – неохотными воспоминаниями старших.
«Дом без хозяина» мне встретился несколько дней назад на просторах интернета. Читать роман не собиралась, но споткнулась об авторское название романа: «Haus ohne Hüter», т.е. дословно – дом без блюстителя. И – любопытству все возрасты покорны – не могла оторваться от чтения до последнего слова текста романа. Понимаю переводчиков, заменивших архаичного «блюстителя», но точный перевод несколько смещает понимание авторского замысла. Блюститель – это ведь не обязательно хозяин, это тот, кто находит в себе смелость, силы и неравнодушие быть защитником нравственности, порядочности и не-предательства. У маленьких героев Г. Бёлля такой блюститель, как оказалось, был.
Спустя много лет я поняла, что для меня «блюстителем» была бабушка, в чьем доме с садом я провела детство и юность. В Великую Отечественную тот южный город оказался глубоко в оккупации, и спустя многие годы за каждым забором прятались какие-то тайны, продолжало жить что-то не заживающее, тщательно скрываемое от детей. «Но почему, когда пришли наши, вы не заявили на тех, кто работал у фашистов?!» – спросила я однажды бабушку. «Они работали у немцев, потому что должны были как-то кормить детей. Да и не каждый немец – фашист».
Возвращусь к Г. Бёллю. Его творческое наследие велико, неоднозначно и всё дальше уходит в глубины ХХ века. Много там сиюминутного, политики и официоза…. Но прочитать «Дом без хозяина» советую! Автору во время написания романа не было и сорока; отображение мира – умеренно трагично, но еще светло и оптимистично. Идеология, философия, критика всего и вся, а также многочисленные повторения, характерные для последних работ, не давят читателя авторитетностью Нобелевского лауреата, коим Бёлль стал позднее. Роман читается легко, сюжет продуман до мельчайших деталей, много любопытных бытовых наблюдений. Чего стоит, например, выложенное черной плиткой на белой стене одной из кухонь: «Путь к сердцу мужчины лежит через его желудок»! (Работает безотказно: проверено лично между двумя прочтениями этого романа – с разницей в пятьдесят лет…)
Izohlar
54