Основной контент книги Кто изобрел современную физику? От маятника Галилея до квантовой гравитации
Matn

Hajm 366 sahifalar

2013 yil

16+

Кто изобрел современную физику? От маятника Галилея до квантовой гравитации

Sotuvda yo'q

Kitob haqida

Современная наука родилась сравнительно недавно – всего четыре века назад, в эпоху Великой научной революции. Причины этой революции и отсутствие ее неевропейских аналогов до сих пор не имели признанного объяснения. А радикальность происшедшего ясна уже из того, что расширение и углубление научных знаний ускорились раз в сто.

Эта книга рассказывает о возникновении новых понятий науки, начиная с изобретения современной физики в XVII веке и до нынешних стараний понять квантовую гравитацию и рождение Вселенной. Речь идет о поворотных моментах в жизни науки и о драматических судьбах ее героев, среди которых – Г. Галилей, И. Ньютон, Дж. Максвелл, М. Планк, А. Эйнштейн, Н. Бор, А. Фридман, Ж. Леметр, М. Бронштейн, Л. Ландау, Г. Гамов, А. Сахаров и др.

По словам академика РАН, лауреата Нобелевской премии В.Л. Гинзбурга, Геннадий Горелик “является выдающимся историком физики. Он доказал это своими статьями и книгами, последняя из которых посвящена биографии А.Д. Сахарова в контексте советско-американской истории водородной бомбы”.

Barcha sharhlarni ko'ring
Великолепно

В общем и целом это отличная книга. Мне, как человеку, занимающемуся наукой, было не только интересно проследить за ходом открытия законов и явлений, которые сейчас знакомы любому школьнику, но и за тем, какая история, какая судьба стояла за каждым открытием. Достаточно отрезвляющее повествование, из которого следует, что ведь ученые тоже люди и им тоже свойственно ошибаться. Например, история как Ландау на лекции Эйнштейна сказал «То что Вы говорите не совсем уж и глупо, но второе утверждение, вообще говоря, не следует из первого и не доказано».....будто ведро воды на голову вылили :)

Достаточно подробно описывается вклад Российских ученых. Конечно, эту книгу не назвать книгой по истории науки, и уж тем более книгой по гравитации, тем более квантовой. Это скорее обзор, какой путь проделало человечество от изучения вещей зримых и, казалось бы, очевидных, до вещей квантовых, виртуальных, но тем не менее, точно описывающих природу.

Интересно.

В общем и целом это хорошая книга. Мне было интересно читать главы о Ландау и Матвее Бронштейне. Единственная проблема книги в том что ее автор хорошо разбирается в истории науки и плохо – в современной квантовой гравитации. То о чем он пишет примерно соответствует состоянию на конец 70х годов прошлого века. Может быть это не очень большой грех в такой книге, просто тот читатель который заинтересуется дальнейшим развитием идей тех замечательных ученых о которых так ярко написал автор должен не полениться и найти что нибудь современное, вроде той же «Элегантной Вселенной» Брийана Грина.

Сначала о хорошем. Как сборник рассказов о жизнях замечательных людей она может быть интересна всем любителям этого жанра. Эта книга – собрание под одной обложкой большинства статей, написанных Геннадием Гореликом по истории физики в разные годы.

А теперь, собственно, о физике. Вынесенная в название «современная физика» для автора заканчивается в конце 60-х годов прошлого века. Вы не найдёте в этой книге ни черных дыр, ни экзопланет. Она не расскажет вам о теории объединения электромагнитного, слабого и сильного взаимодействий. Там нет ни слова про кварки, ни про неравенство Белла, ни про бозон Хиггса.

Нет в ней обсуждения важных для понимания современной физики тем. Почему мир написан на языке математики? Как связаны формулы и интерпретация физических теорий? Почему физика работает? Как отличить научную теорию от фантазий первоклассника? Кто такие Карл Поппер и Вильям Оккам? Почему Лаплас сказал, что в гипотезе Бога не нуждается?

Зато есть набор «традиционных ценностей». Автор верит, что только живущие по Библии были способны на истинные прорывы в понимании мироздания. Он доказывает нам, что предположение о существовании гравитации – это пример физической теории, а предположение об универсальности физических законов – следствие веры. Он всерьёз пытается обосновать, что есть какая-то особая правильная астрология.

Автор не замечает, как наполняет свою книгу деяниями исключительно белых мужчин. Он забывает рассказать об Эмми Нётер, создательнице одной из самых глубоких концепций современной физики, доказавшей связь симметрий и законов сохранения. Лишь мельком он упоминает о Генриетте Ливитт, а её открытие сравнимо по значимости с открытиями Коперника (один сделал Землю одной из планет Солнечной системы, а открытие второй показало, что Млечный путь – лишь одна из миллиардов галактик). Не упомянут в книге Субрахманьян Чандрасекар, а в честь этого великого физика названа космическая рентгеновская обсерватория «Чандра».

Забавно наблюдать как в авторе уживается американское и советское. Рассказывая о Джеймсе Максвелле, он называет два величайших события XIX века: создание теории электродинамики и гражданскую войну в США. А говоря о Галилео Галилее, замечает, что «надо ещё благодарить Его Святейшество за то, что он заменил тюремное заключение на домашний арест». Действительно, осудили невиновного, что тут такого? А ведь мог и бритвой полоснуть. Не обходится и без таких характерных для советской истории эвфемизмов. Деятельность супружеской четы Юлиуса и Этель Розенбергов, передавших СССР американские ядерные секреты, названа «совместными усилиями американских и советских физиков».

Любопытный факт на десерт: первородный грех автор называет «грехопадением Евы».

Отзыв с Лайвлиба.

Добротная, хорошо проработанная до мельчайших деталей, вдумчивая и выдержанная с педантичной строгостью книга, раскрывающая перед читателей всю мощь истории физики за всю историю существования этой науки.

Начиная с самых основ и уделяя особое трепетное внимание вопросам философии физики и метапроблематике естествознания: глубинным вопросам, которым задавались учёные-первопроходцы на заре эпохальных открытий. Отдельное внимание уделено здесь разнице в мышлении математика (интересующегося лишь абстрактными построениями и ценящего их красоту даже в случае оторванности от реальности и практических приложений), естествоиспытателя (проверяющего гипотезы на опытах в реальности) — физика в подлинном смысле этого слова, интересующегося именно устройством природы и алчущего постичь законы, которые всем управляют; теоретика (порой мало заботящегося о истинной природе вещей, но находящим удовольствие в построении стройных теорий, пусть и не всегда проверяемых).

Часть книги также исследует глубоко религиозные взгляды каждого из столпов истории физики, порой выдвигает предположения о характере веры того или иного учёного, в другой раз находя подтверждение в письмах и выступлениях самих физиков. Такое вдумчивое исследование внутренний убеждений, уверенности и веры в потенциальную познаваемость мира, побуждавших великие умы искать отгадку великой загадки природы, можно считать отдельным аспектом книги, который уже сам по себе можно было бы развивать в качестве отдельно взятого произведения.

Не потому, что мы химики или физики, нас притягивает к сути всего материально сущего, а потому, что все мы принадлежим к роду человеческому, наделённому стремлением всё глубже и глубже проникать в природу вещей.

Если же возвращаться непосредственно к физике, многие вещи несмотря даже на уверенные, но всё же неинтуитивные знания физики, оказываются здесь весьма сложными для восприятия. Ещё больше усложняет понимание то сочетание мета-анализа, философии науки, частично психологии и даже политики — всё это вкупе делает книгу скорее трудом по философии физики, нежели по истории этой науки.

Разумеется, для интересующихся темой и хорошо подкованных в физике данное произведение станет настоящим подарком. Однако, если вы ждёте доступной популяризации, имеет смысл обратить на другие произведения. Об истории науки о космосе — завораживающую воображение подобно небесному своду "Историю астрономии" Джона Дрейера , о невероятной, непонятной и даже чудной квантовой физике и космологии  "Мир многих миров" Алекса Виленкина , о передовых современных исследованиях и поисках единой теории  "Элегантная Вселенная" Брайна Грина , прекрасного Ричарда Фейнмана, изящно и очень доступно дробящего гранит науки на съедобные вкуснейшие кусочки  КЭД  и  лекции по физике  и даже замечательную пьесу, в художественной вольной форме излагающую  "Жизнь Галилея" Бертольда Брехта .

Тут стоит вспомнить слова Галилея о Природе, которая "вовсе не заботится о том, доступны ли человеческому восприятию её скрытые причины и способы действия", и о Боге, который "наделил нас органами чувств, языком и разумом, чтобы с их помощью мы сами могли получить знания об устройстве Природы".

Отзыв с Лайвлиба.
Kirish, kitobni baholash va sharh qoldirish

Планк, которому уже было под семьдесят, – с грустью. Вместо того чтобы прояснить его же парадоксальные идеи, квантовая механика добавила новые. Тихо страдая, он сформулировал грустный закон истории:Новые идеи входят в науку не потому, что их противники признают свою неправоту; просто противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивает новые понятия с самого начала.

Об этом своем заблуждении Планк рассказал в нобелевской лекции, в начале которой процитировал Гёте: “Пока человек стремится к цели, он делает ошибки”. Но поделился и собственным наблюдением: “Стремление к определенной цели, свет которой не гаснет от первых неудач, – предпосылка, хоть вовсе и не гарантия успеха”.

Чтобы сказать свое новое слово в науке, нередко надо ввести в науку новые слова‑понятия. Особенно не хватало научных понятий, когда Галилей начинал современную физику. Ему приходилось уточнять, что скорость – это изменение положения за единицу времени. А ускорение – изменение скорости за единицу времени. Надо сказать, что тогда точное измерение времени само по себе было проблемой. Галилей время взвешивал: открывал струйку воды в начале и закрывал в конце измеряемого интервала, а сколько времени утекло, определял на весах. Весы тогда были самым точным прибором.

Другой способ изучать свободное падение родился у Галилея в церкви, но не в связи с грехопадением Евы.

Свет - это частный случай электромагнитных колебаний, когда за одну секунду происходит миллион миллиардов колебаний.

Конечно, звездное небо — с его постоянством и цикличностью перемен — с древних времен вдохновляло на поиск закономерности. Это был замечательный задачник, где все задачи — со звездочками.

Kitob Геннадия Горелика «Кто изобрел современную физику? От маятника Галилея до квантовой гравитации» — fb2, txt, epub, pdf formatlarida yuklab oling yoki onlayn o'qing. Fikr va sharhlar qoldiring, sevimlilarga ovoz bering.
Yosh cheklamasi:
16+
Litresda chiqarilgan sana:
30 noyabr 2013
Yozilgan sana:
2013
Hajm:
366 Sahifa 61 illyustratsiayalar
ISBN:
978-5-17-080251-7
Mualliflik huquqi egasi:
Горелик Геннадий Ефимович
Yuklab olish formati:
Matn, audio format mavjud
O'rtacha reyting 4,7, 30 ta baholash asosida
Matn, audio format mavjud
O'rtacha reyting 4,7, 109 ta baholash asosida