Все-таки у Гая Юлия Тимошенко Цезаря были самые большие и самые железные яйца в Древнем Риме и окрестностях. Он, конечно, не читал ни Макиавелли, ни Сунь Цзы, но компетентен был как десять академий генштаба и пятнадцать управлений делами президента в придачу. Безупречный, точный и прозрачный стиль описания боевых действий и сопутствующих закулисных интриг соседствует с занятными этнографическими зарисовками из жизни народов "белой Европы". Туда-сюда носится Цезарь со своими легионами, из года в год отсекая упорно отрастающие головы гидры галльского сепаратизма. Несколько своеобразно его отношение к своим противникам: он скорее воспринимает их не как "субъект тотальной войны", а как шкодливых детей, которых надо нашлепать и поставить в угол за шалости, и не испытывает в их отношении особой неприязни. Это, разумеется, не отменяет разорения деревень и городов, взятия заложников, элементов геноцида и прочих сопутствующих вещей, но в изложении Цезаря это выглядит как вынужденные педагогические меры. Любопытно было бы увидеть альтернативные "Записки о галльской войне" от Верцингеторикса - они бы автоматически стали выдающимся произведением в жанре национально-освободительной патриотической литературы. Однако культурные империи торжествуют и пишут историю, а некультурные племена умирают полуграмотными. Всем veni, vedi, vici.
Hajm 460 sahifalar
Записки о Галльской войне
Kitob haqida
«Записки о Галльской войне» – сочинение Гая Юлия Цезаря, в восьми книгах которого он в присущей ему точной, сжатой и энергичной манере описал свое завоевание Галлии в 58–50 гг. до н. э., а также две переправы через Рейн и высадку в Британии. Помимо описаний походов и сражений Цезарь упоминает о многих географических и этнографических подробностях, которые остаются интересными до сих пор.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Писать рецензии на литературный памятник античности? Нет уж увольте! На редкость гиблое дело. Вот ежели бы удосужился б ваш покорный слуга выучить латынь.. Если бы водил дрожащей рукой по страницам рукописи рассыпающейся на моих глазах..
Увы и ах! В моих руках лишь мобильный телефон а в голове неясные и смутные образы событий свершившихся тысячелетия назад. Представления о которых у многих сформировано скорее всего просмотром сериала "Рим"(это в лучшем случае), а то и фильмом "Гладиатор".. А то и вовсе никаких представлений нет..
Так или иначе я давно хотел сделать над собой усилие и прочитать произведение столь значительной исторической персоны. А тут как раз и Мартовские Иды подоспели( годовщина убийства Цезаря).
Так что гештальт закрыт, интерес к теме остался, а также куча мыслей в голове по факту прочтения.
Невзирая на сухой стиль изложения, свойственный людям с подобным складом ума (сухие факты относящиеся к делу и только) читать интересно. Сведения о народах населявших территории нынешней Франции, поселения тысячелетия назад отнесённые валом и частоколом а ныне являющиеся современными городами Европы. Истоки многих исторических процессов прослеживаются в данном сочинении на раз-два: скажем некоторая взаимная нелюбовь французов и итальянцев. Потешные мультики про Астерикса и Обеликса предстают в несколько ином свете..
Из прочитанного ранее сравнил бы как ни странно с мемуарами Гейнца Гудериана.
Всем любителям истории и тем кто денно и нощно думает о Римской Империи однозначно читать!
Ave Caesar!
Приступая к чтению данной монографии, надо понимать главное – это действительно записи великого полководца античного мира о своих военных походах. Манера писать четкая, даже строгая и сухая. Без расширенного запаса исторических знаний процент понимания текста тоже снижается. Вам все еще интересно? Тогда добро пожаловать в 58-50 гг. до н.э.. Вас ждет увлекательное путешествие в прошлое, и вам еще повезло, что вы только зритель.
Цезарь описывает свои походы в Галлию (привет, Астерикс и Обеликс), постоянную череду боевых стычек с местными народами, политические интриги, чтобы уступчивым дать пряник, а не поддавшихся наказать мечом. Помимо Галлии, Цезарь побывал на территории нынешней Германии и Британии. Не каждая военная спецоперация складывалась удачно, но Цезарь всегда делал все необходимое, чтобы в итоге победить.
Не смотря на сухую манеру изложения, которая, вдобавок отягощается тем, что окончание про Галльскую войну писал другой человек, Авл Гирций, и текст стал еще «суше», мне читать было очень интересно. Попутно возникает этическая дилемма о том, что «интересное чтение» предполагает смерти настоящих людей из прошлого, а не выдуманных орков в фэнтези, поэтому говорить о том, сколько «увлекательных» событий происходит в книге, мне не хочется.
Труд Цезаря меня подкупает тем, что он очень «историчен» и в нем мало личного. Нигде в строках Цезарь не воспевает оды себе, его в первую очередь заботят солдаты и победа в сражении.
Если вам нравится история Древнего Рима, то эта книга – однозначный must reed. Памятник, высеченный не из камня, а из пота и крови римских легионеров.
Читать было интересно, в книгу входят записки Цезаря о завоевании Галлии (58-50 годы до н.э.) и затем о гражданской войне с Помпеем (49-45 годы до н.э.). Здесь не будет излишней эмоциональности, художественных описаний, «воды» в рассуждениях, слог лаконичный, точный. Есть некоторая напряжённость в рассказе и сжатость, скорее похоже на развёрнутый отчёт для сената.
Тем не менее, сразу даётся понять, насколько большая и тяжёлая работа была проделана, в смысле военном и дипломатическом. Галлия не была единым государственным образованием, её населяло множество различных племён, одни из которых были более воинственны, другие – жили мирно своими трудами на своих землях. Одни из них были более-менее сторонниками Рима, другие во всём к римлянам относились враждебно. Не только с Римом, но и по отношению друг к другу все эти племена находились в сложных и переменчивых отношениях, сегодня – союзники, завтра - враги.
Всех галлов Цезарь характеризует, как сильных выносливых воинов, но вспыльчивых, лёгких на подъём, они обретают удвоенную силу и храбрость, если удача с ними, но быстро падают духом, если долго не удаётся одержать победу. Кроме того, они подвержены влиянию зажигательных речей и призывов, пусть даже ложных, обманчивых, в этом плане они слишком доверчивы, что и сказывается на том, что сегодня они готовы идти против того, за что вчера были горой – за.
Более-менее постоянными союзниками и опорой римлян в Галлии было племя эдуев, которых Цезарь поддерживал в их противостоянии с другими враждебными племенами, эдуи же, в свою очередь, снабжали и помогали его войску. Головной боли добавляли свирепые германцы, которые частенько с азартом переходили Рейн, захватывали и расселялись на плодородных землях галлов, что, разумеется, римляне не могли позволить, наметив Галлию для себя очередной провинцией.
В этих условиях Цезарю, кроме военного таланта приходилось проявлять и незаурядные дипломатические способности, рассчитывать, кого надо поддержать, кого наказать, кому пообещать помощь в отпоре против германцев, а у кого потребовать заложников в обеспечение заключенных союзов. Практика взятия заложников в обеспечение выполнения договоров была среди галльских племён к тому времени весьма распространена.
Чтобы удерживать в голове сложную картину расстановки сил, предусмотреть все возможные варианты развёртывания событий, конечно, необходимо было вовремя получать информацию и моментально реагировать на едва нарушившееся равновесие и изменившуюся ситуацию, а мы помним, что это были времена, когда не было никаких средств связи, кроме гонцов, а кругом чужая дикая местность – тут, безусловно, надо быть гением.
В описании гражданской войны с Помпеем Цезарь неоднократно подчёркивает свои усилия по сохранению мира, попытки выйти на переговоры, решить разногласия, отчего Помпей неизбежно уклонялся и отказывался. Конфликт начался с того, что после победоносной войны в Галлии Помпей требовал от Цезаря, чтобы при вступлении в Рим он распустил свою армию, сам же свою распустить не спешил, располагаясь с ней под стенами Рима, хотя, как проконсул Испании, вроде как должен был находиться на месте. Но Испанией он управлял через своих легатов и потихоньку заручался там военной поддержкой.
Два наисильнейших политика и военачальника бодались за империй над всем Римом, они, ясное дело, не могли ужиться вдвоём, как два медведя в одной берлоге. Никто не хотел разоружаться первым, так как разоружившемуся это была явная смерть.
Далее описываются подобно противостояние Цезаря и Помпея в Массилии (Марсель), в Испании, тактические ходы, сражения, в которых активно задействовано строительство укреплений и сложных военных машин.
Цезарь сдержанно отзывается о Помпее в этой войне, и признаёт и его проницательность, опыт в военном деле, тактический расчёт, храбрость, разве что только отмечает его бахвальство, самонадеянность.
Война шла трудная, полная лишений для солдат, центурионов, ветеранов, мирного населения, порой с их перебежками с одной стороны на другую, с тяжёлым трудом без отдыха по возведению укреплений, с нехваткой продовольствия, с перевесом разных сторон, с несколькими стычками на море, пока армия Помпея не была разгромлена, а сам он бросился в египетскую Александрию искать новые силы и ресурсы, где был убит приближёнными царя Птолемея.
В целом книга очень даже интересна, даёт представление о том, как велись войны в античную эпоху, к тому же из первых уст.
Миротворческие войска Цезаря огнем и мечом раз за разом проходили по Европе, неся демократию варварам в шкурах. Варвары, разбитые обученными римскими легионами, подчинялись, но при удалении армии на зимние квартиры снова переставали понимать прелести своего подчиненного положения.
Перед Цезарем стояла задача расширить границы Империи, тем самым увеличив приток дани с окраинных земель. Новопокоренные племена либо уничтожались, дабы не мешали жить, либо принудительно ассимилировались. Кроме денежных и военных вопросов Рим новыми территориями не интересовался: безграмотность не ликвидировал, культуру не насаждал, в свою веру насильно не приводил.
Судя по запискам, где о полководце рассказывается в третьем лице, Цезаря отличал невероятный талант просчитывать ситуацию на местности и предугадывать намерения противника. Часть сражений в войнах против галлов и других племен он выиграл меньшим числом войска лишь за счет быстрого передвижения армии и своей смекалки.
Ведя войну с галлами, он успевал осаждать один город, усмирять в тылу ненадежного союзника и перебрасывать легионы с одного удаленного лагеря в другой.
Помимо действий на континентальной Европе, Цезарь успел построить корабли и покорить британцев, которые аки аватары бегали по лесам, окрашенные голубой краской.
Самым значительным стал завершающий эпизод войны - осада Алесии и сдача Верцингеторига, предводителя галлов. К сожалению, мы можем довольствоваться лишь описанием событий с одной стороны - победителя, но было бы очень интересно узнать, что именно происходило в лагере галлов, как Верцингеторигу удалось уговорить старшин передать ему управление и следовать его плану ведения войны.
"Записки" не отличаются литературностью, но они и не претендуют на художественное произведение: это описание кампании - логичное, стройное, с небольшими этнографическими наблюдениями.
Izoh qoldiring
Это был особый род сражений, в котором германцы были опытны. У них было шесть тысяч всадников и столько же особенно быстрых и храбрых пехотинцев, которых каждый всадник выбирал себе по одному из всей пехоты для своей личной охраны: эти пехотинцы сопровождали своих всадников в сражениях. К ним всадники отступали: если положение становилось опасным, то пехотинцы ввязывались в бой; когда кто-либо получал тяжелую рану и падал с коня, они его обступали; если нужно было продвинуться более или менее далеко или же с большой поспешностью отступить, то они от постоянного упражнения проявляли такую быстроту, что, держась за гриву коней, не отставали от всадников.
Действительно, насколько галлы бодро и решительно начинают войну, настолько же они слабохарактерны и нестойки в перенесении неудач.
Izohlar
11