Hajm 820 sahifalar
1976 yil
Kitob haqida
«Мессия Дюны» и «Дети Дюны» – вторая и третья книги культового сериала Фрэнка Герберта.
Вторая и третья части эпической истории борьбы человеческих и не совсем уже человеческих организаций , а так же уникальных личностей за сокровища планеты Аракис. Сплошные интриги, заговоры и планы, воплощающиеся сотни лет. Эти бы усилия, дана мирные цели…
Ну вот я и полюбила этот цикл. Ну что ж, случилось это только на четвертой книге цикла. Теперь я знаю, что с каждым новым Атрейдесом возрасчтает мощь. Что там Лето I сказал "я здесь стою, тут и помру", ну флаг тебе в руки, этим он и кончил в первой книге. Потом сын его Пол, Муадиб фрименов стал богом Аракиса или Дюны, возвысился и самоустранился для светлого будущего и просчитался бедолага. А вот сын его Лето II двинул дальше папаши и стал квазипредрожденным, супер ментатом, гипер быстрым Атрейдесом. Ну страшно спросить что будет дальше если честно. В этом цикле подтверждается правило, что сын превосходит отца, тут это истина, прими это Джессика и смирись. Роль женщины посредственная, куда направят туда и идет (любой женский персонаж, даже Чани). А вот мужчины тут всяк на разный вкус))). Есть живой компьютер поправший свою смерть и возродившийся, есть полубог, есть сын полубога, есть злодей в виде духа в голове Алии, есть верный наиб, который не знает насколько он верный... масса, выбирай не хочу. this is the man's world! В общем я продолжу барахтаться в этих песках пока не доплыву до диких деятелей, а дальше я отправлюсь на гигантском черве на поиски песчаной форели.
Вот и я дочитал 2ю и 3ю часть Дюны, скажу сразу - книга далась с большим трудом, почему-то я тешил себя надеждами что книга будет про Пауля - но нет, наверное, это было очевидно из названия частей. Повествование претерпело некоторые изменения, фантастики становилось все меньше и меньше, экшена тоже, но наверх всплывали философские темы: отношения с родителями, религия, власть, поиск своего жизненного пути. Местами становилось дико скучно и было большое желание бросить читать. Фримены уже не те, Стилгар тоже не такой. Если глядеть на Лето II - то он не такой, как его отец или дед - он уже не руководствуется принципом - "Люди важнее всего".
Поглядим какой будет следующая часть.
Мне кажется, что в этой книге автор расставляет несколько иные акценты, чем в первой части гексалогии. Если первая книга полна неожиданных поворотов, насыщена событиями и сюжетными линиями, то во второй, в общем-то всего три сюжетных линии, две из которых совершенно не выразительны, как мне кажется. Хотя, не стоит относить это к недостаткам, так как в данном случае сюжетные лини всего лишь вспомогательное звено. И, возможно, являются мостиком между первой и последующими книгами. Почитаем, посмотрим.
Основная сюжетная линия — линия Пола-Императора. Здесь и расставлены основные акценты. Большое внимание автором уделяется размышлениям о политике, власти и жертвам, которые приходится приносить владетелю. Также автор освещает и сложности жизни с даром предвидения. Тяжело быть полу-богом, если ты всего лишь человек. Пусть даже и сверхчеловек, продукт продуманного генетического отбора. Все равно приходится мириться с тем, что нужно выбирать из множества зол меньшее. И, возможно, гораздо проще жить людям, которые могут все свалить на волю судьбы и провидения. На удачу или невезение. Но если выбор сделан осознанно, из множества других вариантов, то бремя судьбы приходится нести тебе самому.
Линия Алии. Честно говоря, после первой книги, я думала о ней будет сказано больше. Я ожидала большего объема рассуждений о том, как это — быть такой молодой, юной и иметь опыт множества поколений. Дает ли этот опыт мудрость. Или все равно придется наступать на свои собственные грабли. Хотя, я думаю, в последующих книгах как раз таки развернется ее линия, потому что в этой книге все выглядело как завязка для каких-то больших событий.
Линия заговорщиков. Ну тут даже и обсуждать-то нечего. В первой книге Харконнены, император и их приспешники были яркими персонажами. Здесь же особого внимания заслуживают, по-моему, только тлейлаксу. Цивилизация, которая перебрала на себя функции природы: они генетические инженеры. И, признаться, хоть они и представлены как отрицательные герои, но я с нетерпением буду ждать их появления на арене мира Дюны. Мне кажется, они должны еще дать о себе знать.
Что касается образов главных героев, то Фрэнк хорошо поработал над тем, чтобы читатели прекрасно представили себе Пола, Чани и Алию. Впрочем, гхола Айдахо тоже вполне себе приличный «зомби». Усталость Пола так и гнет читателя к земле. У меня к концу книги практически выросла гора на плечах. Та самая, которую Пол все время носил с собой. Гора с плеч спала как раз тогда, когда произошло самое ужасное событие в жизни Пола. Оно и наказание, и освобождение. Чем-то этот персонаж мне напомнил Дарт Вейдера.
В общем и в целом, книга менее динамична, герои глубоко погружаются в свой внутренний мир, в свои размышления. Впрочем, это все тот же интересный мир Дюны, где мы сталкиваемся с новыми расами, другими ценностями, новыми культурами и религиями. Книга интересна еще и тем, что, очевидно, дает начало будущим книгам, в ней кроются завязки для других историй. И я искренне надеюсь, что в последующих 4-х книгах, эти сюжетные линии получат свое развитие.
"Мессия Дюны"
Второй роман не похож на первый, и эта непохожесть шокирует. Мы видели Муад Диба на взлете его пророческой карьеры – мудрого и бесстрастного, полного сил молодости победителя. Около пятнадцати лет – и Пол уже другой человек. Мы видим правителя, тяготящегося своей властью. Усталость – вот главное настроение книги. Пол Муад Диб осознает себя пленником собственной власти, пленником легенды, и все более мечтает вернуться к тому, чем он обладал, будучи простым Свободным. Изменения отношений, преследования врагов, тонкие паутины интриг – все это постепенно приводит Пола к желанию уйти от своей судьбы. Но Император – узник на троне. И душа его разрывается между долгом и требованием свой сущности.
Враги не смогли сразить его в открытую, но их коварство исподволь ведет пророка в ловушку – его видение не всемогуще. Пол мечтал о спокойной жизни с любимой женщиной, среди друзей и сторонников, но время съетча миновало, а Императорская столица – не место для покоя. Счастье висит на волоске, а он бессилен увидеть врага и предотвратить беду, вынужденный жить среди предателей и соперников, ждущих малейшей возможности подтолкнуть его к падению. Могучий дух Муад Диба уязвлен мелкими интригами и заговорами, он близок к отчаянию, и если бы он не был Квизац Садерахом, в совершенстве владеющим техниками Бене Гессерит, он выпустил бы управление своей судьбой из рук.
Следует отметить определенную связь саги Герберта с шекспировской трагедией и легендами о Гамлете. И если в первом томе Пол больше похож на фольклорный образ принца, то в «Мессии Дюны» он все более напоминает шекспировского персонажа. Кажется, его постигнет судьба Гамлета: заговор медленно захлопывает ловушку и на каждом этапе победы Муад Диба все больше похожи на поражение. Но воля императора-пророка побеждает и он уходит с арены власти непобежденным. Его уход – даже с учетом того, что в следующей части саги он оказывается жив – трагичен и оптимистичен, ибо человек в нем оказался выше пророка и императора. Пол нашел путь к покою, осознав, что мудрость – тяжкое бремя для властителя.
Сон с падающей луной – жуткое апокалиптическое видение, крушение судьбы и жизни, и Пол ищет путь к новой, иной жизни, чтобы сохранить то, что возможно сохранить. Но пророк не всегда может предотвратить то, что видит – механизм смерти уже запущен в отравленном препаратами теле Чани и рождение ребенка при любом развитии событий влечет за собой смерть. Эта боль почти обессиливает Пола и укрепляет его в мысли об уходе. Трагедию, как космическую катастрофу, предотвратить невозможно, и остается лишь относительное спасение. Полу придется выбирать: жизнь или свобода, покой или бессмертие, величие на троне или безвестность в пустыне. И мало сделать выбор – нужно суметь добиться своего, выиграть опасную игру у судьбы, где все масти расплывчаты и ни одна карта не то, чем кажется и даже не то, чем является.
Театральность происходящего усиливается введением образа лицевого танцора – Скайтейл отражает качество большинства персонажей, у него тысяч лиц и две души, он коварен в правдивости и благороден в коварстве. Многи ведут такую же двойную игру, и сам Муад Диб обманывает себя, стараясь разобраться, что важнее для него: империя, род, любовь или покой.
Смерть – дверь из любой комнаты и Пол распахивает эту дверь. Инсценировав гибель (или в самом деле испытав себя близостью разрушения), он уходит по дороге Свободных, возвращаясь в пустыню – пространство его души, одинокий, как сам Создатель.
Переломным моментом, дарующим Полу силы для победы, является «возвращение» Данкана Айдахо. Пол не случайно подвергает себя риску – для него жизнь без друзей бессмысленна, а рядом с ним почти не осталось тех, кому он может доверять. Поэтому, вызывая гхолу на откровенный разговор и заставляя Хейта подвергнуть себя испытанию, подобному Гом Джаббару, выбору между смертью и человечностью, ставит на карту все, и именно пробуждение разума Айдахо возвращает Пола к борьбе. Если гхола пробудил в себе человечность, то силы врагов не бесконечны и в западне тлейлаксу есть традиционная лазейка.
Стилгар – один из последних наибов, еще безоговорочно верных Муад Дибу. Но его дружба давно превратилась в слепую веру, он смотрит на Пола снизу вверх и это вызывает в душе Пола боль, ведь он помнит еще того гордого Стилгара, который был готов к смертельному поединку с пророком, несмотря на безнадежность этого противостояния. И хотя Стилгар – тот, кому Император доверяет больше, чем любому из соратников, он уже не столько друг, сколько фанатичный последователь.
Отдельная трагедия – судьба Алии. Ее проблема – это проблема вундеркинда. В детстве ощущение избранности забавляло ее, теперь же она готова мечтать о простой человеческой жизни – и в то же время власть пьянит ее. Она невероятно одинока, и после ухода Муад Диба одинока окончательно Более не желая быть мифическим чудовищем, она жаждет реализоваться как личность и женщина.. Дорогой к обретению человечности могла бы стать для нее любовь – и Данкан Айдахо приносит надежду на спасение. Жаль, что в последующих частях все повернется иначе. Она так же, как Пол, бросает вызов судьбе, и хотя на страницах романа она словно бы побеждает, в будущем ей суждено поражение.
Муад Диб уходит. Навстречу легендам, навстречу пустыне как пространству памяти он отступает перед перспективой опошления до уровня «еще одного» правителя. Одинокий и могучий, как Шаи-Хулуд в глубинах будущего он уходит, освободив Империю и себя от роковой предопределенности. Навстречу смерти или вечности, но он покидает мир дворцовых интриг и продажной верности, чтобы навеки остаться символом святости Арракиса. Лишь перестав быть правителем, он перестает быть пленником времени и истории.
Итог: второй роман лишен той эпичности и сказочности, что столь притягательны в первом томе. Легкая патриархальная грусть, тоска по ушедшей эпохе рыцарства превращается в настоящую депрессию, кризис среднего возраста цивилизации. Стоило ли автору ставить перед собой и героями страшный вопрос: зачем? Книга о том, как власть способна сломить честного человека, даже если он жесток и мудр. О разнице между верой и поклонением. О том, что предвидение не гарантирует предотвращения. «Мессия Дюны» слабее первой части, зачастую переживания героев превращаются в смутные мудрствования, ухудшенные, правда, неудачным переводом (Герберта у нас вообще переводят отвратительно в основном).(Читал, если что, в «Имперской Серии» 1993 года кажется.) Но по сравнению с последующими книгами цикла роман достаточно силен , и, главное, не перегружен бредовыми политическими концепциями. Фанатам вселенной – читать обязательно, прочих же может порадовать психологизм произведения и его мрачная атмосфера, напоминающая шекспировские трагедии. Но до десяти баллов роман, к сожалению, не дотягивает.
"Дети Дюны"
С прискорбием должен квалифицировать серию «Дюна» как деградирующую. Если первая часть – несомненный шедевр, то вторая – просто хороший роман, о третьей даже и не знаю, что сказать.
Почему я ставлю этой книге 7 баллов? Следовало бы поставить шестерку, но подозреваю, что в оригинале она была менее трудночитаемой (ибо перевод «Имперской Серии» ужасен). Поэтому от опрометчивых суждений воздержался.
Во-первых Герберт неожиданно понял, что «Мессия..» больше напоминает пьесу, нежели эпос, каким являлась первая часть. Поэтому в третьем томе он решил реабилитировать серию в качестве эпопеи и сделать роман менее «камерным», вынести действие за пределы императорского дворца. ( В «Мессии…» практически отсутствовала пустыня как таковая – только Арракин и другие населенные пункты, причем большая часть сцен – в помещениях.) Увы, особого размаха это действию не придало – скорее, некую разбросанность. Вообще композиция и сюжет романа, несмотря на оригинальность, совершенно не цепляют, как это ни странно (повторюсь, может, не в последнюю очередь виноват перевод).
Концепция выглядит вымученной. Какая-то Золотая Тропа, какие-то понятные только автору «планы внутри планов» (в сием убогом переводе «плутни внутри плутней» - уже звучит отвратительно). На протяжении всего романа отсутствует объяснение, чего же такого добивается Лито Атрейдес II – только странные околофилософские и псевдополитические построения, местами занятные, но лишенные целостности общей картины. Вообще, Герберт не умеет преподносить философию, поэтизировать ее, и поэтому рассуждения героев выглядят как вставки из университетского учебника. Нет, отдельные трезвые мысли можно растащить на цитаты, вот только в совокупности они смотрятся бессвязным наукообразным потоком сознания.
О сознаниях и потоках. Порадовать с эстетической точки зрения могли бы спайсовые трипы главного героя… но они запороты переводом. Отдельные метафоры, дошедшие до разума переводчиков, тонут в языковых несообразностях. Нет, я понимаю, на это стоит ответить «сам переведи». Но кроме переводчика (который не так уж обязан быть грамотным) должны присутствовать такие страшные люди, как Редактор и Корректор. Но в данном случае лес остался без санитаров… Зато у нас очень любили раньше редактировать гениальные тексты отечественных писателей (Дяченко, к примеру) и результаты были плачевны.
Конечно, концепция Императора-Червя впечатляет оригинальностью. Такого до Герберта еще не было – тысячелетний тиран, постепенно выправляющий историю человечества. Но остается ряд вопросов. Как Лито догадался, что подобное возможно? Почему до него никому не приходила в голову подобная возможность? Да и сама трансформация не слишком убедительна, сложно поверить в столь глубокий симбиоз таких чуждых друг другу организмов. Но это, собственно, имхо.
Несколько раздражает и сам Лито II – высокомерный вундеркинд, упивающийся избранностью. Слишком он не похож на отца, справедливого и бесстрастного Муад Диба. Да и его признание в одержимости, пусть и частичной, несколько разочаровывают.
Ганима напротив, к середине романа утрачивает характерные черты и ведет себя вполне естественно для юной Свободной. Впрочем, это тоже часть плана близнецов.
Вполне согласен с одним из предыдущих рецензентов, что постоянные гибели положительных персонажей и крушения их судеб начинают напрягать. То, что в предыдущем томе герои с таким трудом строили, все, что им удалось завоевать ценой огромных потерь, рушится в следующей книге как карточный домик, да еще и построенный на зыбких песчаных дюнах. Во втором томе рухнула жизнь Пола Атрейдеса, теперь же пришла очередь Алии и Дункана Айдахо. И эта трагедия просто убийственна. Тяжело наблюдать, как Дункан, никогда не унывавший оптимист, воин, а после воскрешения – бесстрастная живая машина логики, ментат-философ, постепенно теряет самообладание и гибнет от осознания, что счастье потеряно навсегда. Автору, видимо, стало жалко персонажа, поэтому в последующих томах эпопеи его ожидают многочисленные воскрешения. Несомненно, Дункан Айдахо – само олицетворение здравомыслия и самый яркий положительный персонаж серии. Здесь же он словно ищет возможности пожертвовать собой, погибнуть с наибольшей пользой для дела.
Жалко и Алию, судьба которой, к сожалению, намечалась уже в предыдущем романе. Увы, с ее характером, привычкой более руководствоваться эмоциями, нежели здравым смыслом, она всегда была на грани одержимости. Все же горько видеть гибель, в общем-то, не такой уж слабой личности. Впрочем, способность принимать жестокие решения – еще не признак силы воли.
Но больше всего удручает судьба Муад Диба. Вначале я порадовался, что он, как я и ожидал, остался жив. Но Пол – жалкий постоялец в пристанище разбойников Шулоха? В такое невозможно поверить. Раздавленный, исчерпавший силы Пол в финале романа, незадолго до гибели – самое большое разочарование романа. Не хочется верить, что судьба может сломать ТАКОГО человека. Чтобы предположить такое, нужно быть истинным пессимистом.
Я уже говорил о несуразности сюжета, даже не знаю, как это и сформулировать. Все сюжетные ходы кажутся надуманными, искусственными. Вообще, такое ощущение, что автор писал без вдохновения, руководствуясь только желанием что-то написать.
Проблема в том, что серьезную книгу так написать почти невозможно – иначе вся философия и хитросплетения интриг получатся куда скучнее учебника математики.
Настоящий творец должен равно соединить мысль и чувство, а в этой книге каждая вторая глава – собрание вымученных мудрствований. Это главная опасность для авторов интеллектуальной литературы – написать бездушный текст, унылый концентрат из философских «откровений», и немногие избежали этой ловушки.
Нет, разумеется, у этой книги есть и положительные качества. Как я уже писал, образ Бога-Императора очень впечатляющ, это единственный персонаж, который, в четвертом томе обнаруживая вполне человеческие слабости души, заставляет не разочароваться, а облегченно вздохнуть. Есть в тексте много любопытных философских мыслей, но, к сожалению, гораздо больше скучных логических конструкций, изложенных крайне наукообразно. Заставляет восхититься трагический образ Дункана Айдахо, его воля к победе и желание спасти Атрейдесов. Любопытны столь характерные восточные мотивы, связанные с Проповедником; вообще, эта часть близка к арабской мифологии более, чем предыдущие.
Итог: третья часть слабее предыдущих. Серия становится все более скучной, чувства и действия тонут в мутных рассуждениях и неуклюжей философии. Отдельно добивает перевод, впрочем, оставляющий надежду, что книга не столь плоха в оригинале. Авторский пессимизм совершенно утомляет. По-моему автору не стоило продолжать сериал, или же стоило не торопиться и лучше обдумать свое творение. Только для фанатов Дюны.
Пророчество предсказывает будущее? Или само создает его?
Людям нужен порядок, каким бы он ни был.
Письмо — вещь весьма архаичная, но оно создает столь прочное единение, как ничто другое.
Люди не будут повиноваться бухгалтеру. Им нужен повелитель, который будет защищать их ото всех перемен
Есть во Вселенной и такие загадки, что не имеют ответа.
Izohlar, 17 izohlar17