Чистый, разноцветный русский язык. Хочется слушать эту книгу, если бы кто-то прочёл по-мхатовски, с интонацией Ильинского или Андронникова. Погружение в традицию советской классово ориентированной, оценочной историографии. Как мило и лампово!
Hajm 276 sahifalar
2017 yil
Талейран
Kitob haqida
В книге академика Е. В. Тарле дается представление об историческом значении личности Талейрана. В ней освещена дипломатическая деятельность Талейрана, его роль в истории франко-русских отношений XIX в. Печатается по изданию: Тарле, Е. В. Талейран. — М. : Издательство АН СССР, 1957.
Janrlar va teglar
Мария Коврижкина читал "Наполеона" тоже Тарле, если что-то послушаете и дадите обратную связь, то запишу и Талейрана с вашими пожеланиями, хотя я в любом случае буду его писать) https://vk.com/wall30630184_2247
Читал эту книгу в бумажном виде в библиотеке. Если бы Тарле не был писателем историком, он бы освоил и художественный жанр.
Современники называли Тайлерана «отцом лжи», хорошо известна его фраза: «Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли».
Описаны случаи как использовал Тайлеран должность министра иностранных дел до обогащения. Рассказывается о роли Тайлерана на Венском конгрессе.
В эпилоге Тарле приводит характеристику Тайлерана данную современниками.
Особенно мне запомнилась следующая:
"Верность других длилась не дольше, когда они начинали понимать, что дело безнадежное. Так что же Тайлеран виновен в том, что увидел это раньше других?"
Хорошо описал Тарле сложную задачу ставшую перед Тайлераном: уехать из Парижа по приказу императора и в то же время остаться в Париже, как Тайлеран решил эту задачу невозможную с точки зрения законов физики? Прочитаете узнаете.
Личность князя Талейрана интересовала меня давно. Умение удержаться на вершине при абсолютно любой власти, будь то Директория, Наполеон или Бурбоны, вести дипломатическую игру со всей Европой и при этом легко переходить в стан противника, тонким чутьем понимая, когда это пора сделать (даже если пока еще ничто вроде бы не предвещает) – все это говорило о незаурядной, хотя и максимально беспринципной личности. В общем, «настоящий политик, прирожденный дипломат».
И мне хотелось попытаться понять, как вообще появилась подобная личность. Какой опыт и жизненные обстоятельства, воспитание или же врожденные качества сделали из него человека, который как для своих современников, так и для потомков был воплощением коварства и интриги в сочетании с дальновидным умом. Чего стоит хотя бы тот факт, что ближе к концу жизни князя в эту его дальновидность верили настолько, что уже по одному тому, принял ли Талейран пост министра или посла при очередном правителе, судили о надежности власти (уж иначе этот пройдоха бы точно отказался!) Его ненавидели, боялись, в нем нуждались, ему несли огромные взятки со всех концов мира, им восхищались и сочиняли про него анекдоты, смысл которых сводился к известному мему.
В поисках какой-нибудь биографической литературы о Талейране я и наткнулась на книгу Евгения Тарле. Тут стоит заметить, что книга вышла аж в 1939 году, поэтому там можно встретить строки, в которых автор прямо-таки оправдывается, зачем это он вздумал писать о таком человеке, и для чего вообще может быть полезно о нем знать. Предполагаю, что без подобных обоснований книгу было сложно издать, хотя сейчас они, конечно, выглядят странновато.
Небольшое по объему произведение кратко, но емко описывает всю жизнь этого исключительного человека своего времени. В традициях биографической литературы, Тарле ссылается на воспоминания современников, письма, публикации и т.д. и дает свою интерпретацию происходящего.
Например, он приводит примеры того, что Талейран был неспособен к проявлению любви (разве что любви к деньгам), сочувствия и других обычных человеческих чувств. Он даже не стремился отомстить своим врагам, если считал, что они уже никак не могут ему повредить. С этого момента они для него просто как бы не существовали. Автор предполагает, что это стало следствием одинокого детства, в котором до юного Шарля-Мориса никому не было дела и ему не к кому было привязаться. Был только один небольшой период, когда он жил у дальней родственницы, которая его искренне любила, но от нее его скоро забрали, и с тех пор (как он и сам признавал) он больше никого никогда не любил.
Зато какие преимущества такая «черствость» давала в делах! Никакого волнения по поводу близких (им нет дела до него, ему – до них). Никакой жалости к кому бы то ни было. Никакого ослепления ненавистью (ничего личного, просто политика). Никакой страсти к любимой женщине (женщин он любил – и они его тоже – и пользовался ими вовсю, но какой-то сильной привязанности в его жизни не было, единственной более или менее близкой к нему женщиной была жена его племянника).
Князь любил деньги, любил роскошную жизнь, азартные игры и разнообразные удовольствия, в общем, брал от жизни все, и притом не был связан хоть какими-нибудь моральными ориентирами или личными принципами. При этом обладал незаурядным умом, тончайшим политическим чутьем и великолепно владел мастерством интриги – в своих интересах, разумеется, ведь вся его деятельность приносила ему баснословные доходы. Да, в разное время эти интриги могли быть в пользу Наполеона, или Александра I, или Луи-Филиппа – неважно – Талейрану было все равно, если это совпадало с его собственными целями. Нередко он получал взятки от послов сразу нескольких государств, преследующих совершенно разные интересы – и притом умудрялся услужить всем, ибо никогда не брал деньги за то, чего не мог бы выполнить. А обещал он обычно то, что, как он предполагал, и без его участия случится =)
Хромой мальчик, отданный в священники из-за негодности к военной службе, сделавшийся епископом, а потом поддержавший революцию и организовавший национализацию церковного имущества, за что был отлучен от церкви. Аристократ, сумевший стать министром иностранных дел и при Директории, и при Наполеоне, и при Бурбонах не пропавший тоже. Власти менялись, а Талейран оставался, так как все правительства нуждались в его уме и услугах, несмотря на то, что все отлично понимали, что уж этот человек точно не может быть никому верен, всегда ведет двойную (а то и тройную) игру и, не раздумывая, предаст, если сочтет это нужным. Даже Наполеон, на короткое время вернувшись к власти, предлагал Талейрану снова занять пост министра, хотя прекрасно знал, что тот делал за его спиной.
Читать обо всем этом было любопытно, подобные незаурядные личности (пусть и такие неоднозначные) всегда вызывают интерес. Диву даешься от его наглости и изящного коварства, перед которым отступали дипломаты и короли.
Наверное, мне немного не хватило взгляда изнутри, взгляда самого Талейрана. Все время мы смотрим на него по его поступкам, а иногда хотелось понять, а о чем он думал в тот или иной момент, были ли какие-то скрытые мотивы и т.д. Но, как справедливо замечает Тарле, верить мемуарам князя в этом деле нельзя, он, как и всю свою жизнь, в них сильно лукавит, а близких людей, которые могли бы сказать, что хорошо его знали, у него фактически не было, так что волей-неволей приходится опираться только на внешние проявления его деятельности. И от этого, от недостатка некого психологического портрета Талейрана, он остался для меня как бы немного ненастоящим, книга не смогла до конца оживить для меня его образ. Но было познавательно, это факт.
Талейран – одна из самых неоднозначных фигур времён Французской революции и Наполеона (так обычно говорят). Хотя можно сказать и по-другому: он был истинным сыном своего времени – выгоду, жажду наживы и собственные удовольствия ставил превыше всего. Можно даже сказать, что боготворил их.
«С кого сегодня брать пример, а?» - допытывалась у своей собеседницы женщина средних лет. Ее приятельница лишь протяжно вздохнула ( тоже мне, придумала что спросить!). А ведь есть, есть герои нашего «мутного» (без «с») времени, просто о них позабыли: ничего, дело за малым - вспомнить, оценить и … залакировать. Вот представьте себе такой эпизод. Один чиновник «высокосреднего» ранга входит (без стука) к другому чиновнику «средневысокого» ранга и замирает на мгновение:
- А кто это у вас…э-э-э …на стеночке, милейший СанСаныч? На «самого» не похож (волос побольше и сюртук со стоячим воротником)?
- Так ведь это его высочество, князь Шарль Морис де Талейран Перигор, герцог Беневентский! Крестный… папа, так сказать…
- Ишь ты, тот самый?
- Да-с, они-с. Слышал, что у «самого» (говорится с придыханием), в столе его (жест в сторону портрета) мемуары в обложке из сафьяна…
Действительно, Талейран нынче современнее любого современника (не каламбур!). Он и пример для подражания, он и повод призадуматься (выбирай по душе!). Детство у пацаненка Шарля закончилось тогда, когда кормилица посадила его на комод, да там и забыла. Мальчонка сидел, сидел да и свалился. Так до смерти и ходил как уточка (это присказка, не сказка – сказка будет впереди). Родителям было не до Шарля. Когда после нескольких лет воспитания вне дома, его отправили (как говорят менеджеры по логистике – транзитом ) в пансион, никто не вышел к его карете простоявшей битый час под окнами родительского особняка. А собственно кого это сегодня удивляет? Так и покатил в пансион без напутствия. Вот это самое отсутствие родительского доброго слова и толкнуло Талейрана на «кривую» дорожку (но какую кривую!).
Карьера Талейрана побежала (причем хорошей рысцой) в гору. Сначала епископ, потом представитель Конвента, наконец министр иностранных дел. А какова у паршивца политическая устойчивость (Ай, молодца!)! Сначала предал дворянство в пользу революции, потом революцию в пользу Директории, потом Директорию в пользу Наполеона, потом Наполеона в пользу Бурбонов, потом Бурбонов… ну это уже не важно. И везде, использовал ситуацию для извлечения дохода, который конвертировал в развлечения и выстраивание связей, которые превращал в доход, который… и так дальше. Стереотип российского нувориша – жена должна быть глупой и привлекательной, его высочество сформулировал еще два века назад. Эх, и голова, а политический нюх! Куда там чутью животных, предчувствующих землетрясение и стихийное бедствие. Его высочество социальные потрясения предвидел не за день, два - а за годы!
И что тут особенного? – попеняют современники. А особенное заключается в том, что при всем при том, деятельность Талейрана, практически всегда служила к огромной выгоде и пользе Франции ( вот вам и мораль!). Призадумаешься тут пожалуй
Izoh qoldiring
Izohlar
13