Hajm 351 sahifa
2012 yil
Харбин. Книга 2. Нашествие
Kitob haqida
На первый взгляд, вернувшись с фронтов Первой мировой к семье в Харбин, полковник русской армии Александр фон Адельберг ведет жизнь мирного обывателя. Сменив военный мундир на штатский костюм, ходит на службу в управление Китайской Восточной железной дороги, посещает с супругой званые обеды и балы, принимает гостей, выезжает на дачу. Его сын Сашик взрослеет в атмосфере любви, доверия и, казалось бы, не имеет секретов от родителей. Однако мир и благополучие города держится на хрупком равновесии. Слишком много разнонаправленных военных и политических интересов сошлись на территории Маньчжурии.
Книга 2 Нашествие – как и следовало ожидать, продолжение «Пути». Но для меня она была еще интересней, чем первая, так как события в ней происходят в 37-38 годах прошлого века. Ведь о Ледовом походе известно гораздо больше, чем о жизни русских эмигрантов после того, как они покинули Россию. Интересно было и потому, что приходилось бывать в современном Харбине, но не на «русских» улицах. Особенно внимательно и с интересом читала страницы, посвященные Благовещенску и Сахаляну (сейчас этот город называется Хэйхэ), потому что живу на берегах Амура. Было очень интересно читать вырезки из эмигрантских газет, которые собирает герой Тельнов. Это одна из немногих книг, отрывки которой хочется зачитать вслух друзьям-благовещенцам, поделиться историями героев.
В принципе все три тома прочитала на одном дыхании – захватывает и сам сюжет, и исторические события, и описания русского Харбина, архитектурные, бытовые подробности. Написана книга очень легким, доступным языком. Теперь начну читать «Харбин» и обязательно познакомлюсь с биографией Евгения Анташкевича.
книга читается очень тяжело,нет интриги,какое-то перечисление событий,пошёл туда,сделал то,такое впечатление,что у автора и не было желания увлечь за собой читателя.Общий вывод, кирпич книги толстый,но бестолковый
Вторая книга показалась мне менее динамичной. Больше портретного повествования о героях, чем исторических событий. При этом первая книга обрывается неожиданно на записке Мишки гурана, а во второй ни о ней, ни о старшем Адельберге ничего нет.
Откровенно говоря, мне книга (как и вся трилогия) не очень понравилась. Там где хочется подробностей, автор оставляет пробелы. Например, мне было бы интересно узнать, каким образом происходило сближение советской разведки с Адельбергом-младшим (Сашиком), как протекал процесс его вербовки. То же самое касается отношений Сашика и Муры (куратор из советского консульства дал Адельбергу-младшему задание сблизиться с телефонисткой, но автор показывает лишь момент знакомства Сашика с Мурой, а потом, пропуская целый «пласт» в развитии их отношений, переносит читателя сразу ко времени, когда Сашик уже «вхож» в дом Муры и получает от нее сведения. Герой фильма «Человек с бульвара Капуцинов» говорил по этому поводу: «Видишь ли, Диана… Как тебе это объяснить? Это называется „монтаж“. Поцелуй – чик – свадьба – чик – и – бэби!». Вот как раз описания периода из этого «чик» мне, как читателю, не хватило). Зато произведение содержит ненужные, на мой взгляд, фрагменты: например, выдержки из дневника Сони, беседа японских солдат в грузовике (попутчиков Коити Кэндзи). Не совсем понятно, зачем автор изменил имя Генриха Люшкова, назвав его Эдуардом Юшковым. Хотя ряд других исторических персонажей сохранились у него под подлинными именами (взять хотя бы атамана Семенова, генерала Каппеля и адмирала Колчака – их фамилии и инициалы автор не изменил). В общем если оценивать книгу по пятибалльной шкале, то я поставил бы тройку.
Теперь ему было понятно, что он попал, наверное, в самое интересное место в мире. Он мечтательно откинулся на спинку стула, заложил руки за голову и стал думать, где в это время, во вторник 21 июля 1938 года, происходит что-то более интересное. Оказалось, что нигде. Только его страна находится в эти дни в героическом напряжении войны. Нет, конечно, где-нибудь какие-нибудь стычки происходят, но это всё мелочи. Конечно, такие же, как и он, японские солдаты и офицеры сейчас воюют на юге Китая, но Китай – это что за противник! Китайцы – не солдаты, китайцы – крестьяне, это да, а солдаты – нет! Это нет! Сколько раз он слышал истории, когда рота японцев легко била китайцев числом до дивизии. И русские рассказывали, что даже небольшой их отряд мог сдерживать массу этой саранчи. А вот сейчас перед ними был серьёзный противник – СССР!
поклонюсь, След босой ноги благословляя, — Ты – бездомная, гулящая, хмельная,
Izohlar, 4 izohlar4