Принято считать, что для детей сейчас не пишут. Если и пишут – то плохо. А если и хорошо – то издательства этого не печатают. Издательства, они же только жвачку выпускают!
Один мой знакомый обозвал девчачьи книжки издательства «Эксмо» – «пригламуренными». Разумеется, не читая, судя исключительно по обложке. Между тем стоит прочесть лишь первый десяток страниц повести Е.Нестериной «Лучшая парочка сезона», и сразу станет ясно, что употреблять подобные «термины» в адрес этой книги не только неправильно, но и просто нелепо: ведь она не о преходящей и бессмысленной суете взрослой жизни, называемой «гламуром», а о тех настоящих и вечных вещах, без которых детства не существует, – о верности, честности, дружбе, немножко – о любви. Да и главная героиня, хоть и живет под осыпанной блестками обложкой, совсем не в духе «героинь нашего времени»: «Самой непонятно, во что всегда одета, – признается Варя Тобольцева. – В самую дешевую продукцию самых поддельных фирм на свете. И стригут меня к началу лета чуть ли не налысо – чтобы на шампунь меньше денег уходило».
Главное достоинство повести – искренность: она проступает, несмотря ни на что, сквозь несложный, может быть, в чем-то надуманный сюжет. Автор не пытается угодить читателю, не старается быть поглупее, попроще, понаивней, чем на самом деле. От чтения многих современных подростковых книг остается ощущение, как будто побеседовал со старой училкой, выучившей слово «прикольно», но ни на минуту не забывающей об учебном плане; в книге Нестериной с тобой словно говорит настоящая девчонка – бойкая, естественная, всегда готовая выдать такой меткий эпитет, сочиняя который взрослый серьезный дяденька полчаса чесал бы в затылке.
Совершенно свободно чувствуя себя в мире подросткового жаргона, автор вместе с тем не зацикливается на разговорном языке, не стремится опускать планку. То там, то сям в тексте вдруг появляются какие-нибудь «умные» слова, за которыми, возможно, придется лезть в энциклопедию, или отсылки к русской классике, или исторические ассоциации. Нет, это не попытка воспитать подростка, подтолкнуть его к общению с учебником. Это свидетельство уважения к читателю, которого автор считает равным и неглупым собеседником.
Еще одна важная и, на первый взгляд, неактуальная черта есть у повести Нестериной. Здесь поднимаются такие «архаичные» вопросы, как отношение к труду, проблема богатства и бедности, даже – с позволения сказать – классовой борьбы. Сегодня эти темы почти исчезли из детской литературы. Но в жизни-то они остались! А подростковая книга, как никакая другая, требует реализма, правды жизни, порой даже грубой.
Реализм и романтика, грубость и возвышенность – вот две противоположности, единство и борьба которых составляет суть души подростка. Они же должны лежать в основе книги, предназначенной для взрослого-ребенка. Прекрасно понимая это, Елена Нестерина создала лучшую современную повесть для девочек из тех, что мне приходилось читать.
Izohlar
2