Читала этот роман лет пять назад. Тогда запомнилась любовная ветвь произведения. Сейчас решила перечитать роман в связи с усиливающейся ужасной угрозой терроризма,нависшей над миром. Любовная лирика отошла на второй план.Хотя она придает особый драматизм событиям.Норд-Ост,Беслан, взрывы в метро,взрывы домов, бомбы в самолетах,расстрелы в Франции – у терроризма много проявлений.Прошли годы и мы решили проблему с Чечней,хотя во время написания романа она казалась нерешаемой. Так, я надеюсь, мы всем миром решим проблему Исламского государства,которая сейчас кажется нерешаемой. Тополь описал один терракт,но выразил в нем боль, страх,безысходность,судьбы и смерти,которые есть в каждом терракте.Процент жертв,без которого не обойтись звучит жестко и цинично.По сравнению со многими произведениями Тополя Роман о любви и терроре не такой динамичный,нет большого количества событий и смен мест действий. Зато есть одни и те же события глазами разных людей, что очень интересно сравнивать
Hajm 380 sahifalar
Роман о любви и терроре, или Двое в «Норд-Осте»
Kitob haqida
Истории любви в роковые часы «Норд-Оста». Тайная любовь Мовсара Бараева. Жених из Оклахомы – свадьба или смерть? Страсти под пистолетом и другие откровения и исповеди.
Janrlar va teglar
katyunyamityun, полностью с вами согласен Эдуард Тополь писатель который пишет так как оно есть на самом деле без преувеличений я прочитал эту книгу книга написана на боли и страданий заложников которые пережили 3 дня ада терять тех кого знал кого видел с кем здоровался и потом узнать что этот человек погиб просто и за того что захотел посмотреть спектакль скажу честно не кому я не желаю жить с таким грузом с каким живут люди потерявшие там своих близких людей родственников родителей и детей СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВСЕМ ПОГИБШИМ
Это очень страшно, но общество надо готовить к неизбежным жертвам». (Эдуард Тополь. «Роман о любви и терроре, или Двое в «Норд-Осте»)
«… если общество безучастно смотрит на гибель одного невинного человека, то рано или поздно весь народ будет жить в страхе. И все плохое может повториться снова…» (Эдуард Тополь. «Роман о любви и терроре, или Двое в «Норд-Осте»)
Любите ли вы читать романы в письмах? Я – нет. Мне почему-то всегда казалось, что это муторно, да и слишком личное – письма, если, конечно, они подлинные. А вот тут довелось…
«Роман о любви и терроре, или Двое в «Норд-Осте» Эдуард Тополь написал не просто, как роман в письмах, а скорее, как документально-публицистическое расследование трагических Московских событий в театральном центре (ТЦ) на Дубровке 23-26 октября 2002 года. Письма реальных участников событий послужили доказательством, а также усилили эмоциональную окраску происходящего.
«Норд-Ост» – так называлась театральная постановка по мотивам произведения Каверина «Два капитана», которая шла в тот день – 23 октября 2002 года и которая впоследствии стала именем нарицательным: «Норд-Ост» – это теракт на Дубровке.
Почти 19 лет отделяют те события от нас сегодняшних. Для молодёжи – это же целая вечность! А для людей старшего поколения (почему-то я в этом уверена) – свежо всё в памяти. Только слишком уж быстро летит время. А необходимо, чтобы знали и помнили все.
О «Норд-Осте» за всё время накопилось немало материалов. Все они больше напоминают сухую статистику: взгляд на теракт снаружи.
Эдуард Тополь в «Романе о любви и терроре» взял на себя роль проводника во внутренний мир участников событий: заложников, террористов, правительства … Возможно поэтому его книга – роман и к тому же в повествование включены несколько любовных сюжетных линий.
Автор не берёт на себя ответственность документального обозревателя, но тем не менее, не верить ему, по-моему, нельзя. Как не верить, если сейчас много чего стало известно? Тем более, если книгу читать будут люди, у которых сформировалось мировоззрение, знание о том, что такое политика, терроризм, особенности различных народов, психология людей и так далее.
Невольно приходит на ум повесть Анатолия Приставкина – «Ночевала тучка золотая» (1981), когда речь заходит о Чечне и, конечно же, припоминается в связи с «Романом о любви и терроре». Это повесть о депортации народов при Сталине. Операция «Чечевица» – вот, оказывается, как это называлось. Цинично, не правда ли? Об этом я прочитала у Тополя.
Лично для меня роман интересен тем, что мои представления о том страшном событии не только нашли подтверждение у Тополя, но и приобрели более ясные, чёткие очертания.
Кстати, и Приставкин, и Тополь в главном утверждают одно и то же: нельзя сделать один народ счастливым, если делаешь несчастным другой! Только Тополь идёт ещё дальше: он в полный голос говорит о том, о чём ещё не смел говорить Приставкин: ответственность за всё, что происходит в стране, лежит на Правительстве этой страны, его Президенте. Это же очевидно. Но, как говорится, «а воз и ныне там». И «Норд-Ост» ничему не научил: не принято у нас в стране признавать свои ошибки и каяться перед людьми …
С литературной точки зрения роман получился пронзительно острым и правдивым. Кто придумал назвать его триллером? Зачем? Триллер – это выдумка – фантазия автора, а Тополь рассказывает о трагическом событии как известном историческом факте.
Любовные сюжетные линии, главной из которых является роман (в основном в письмах) между американцем Сэнди Букером и Светланой Губаревой, усиливают трагизм происходящего и напоминают о том, что мир и жизнь на земле держатся на любви.
Автор хотел развить ещё одну любовную сюжетную линию – между главарём банды террористов – Мовсаром Бараевым и русской – Верой, его подругой. Автор полагает, что Мовсар испытывал любовь к Вере. Так ли это? Пусть лучше об этом судят сами читатели.
Что же касается Веры, то она не представила писателю письма из переписки с Бараевым… Наверно, и к лучшему… Противно.
Зато были письма из переписки двух женщин – Светланы и Веры. Мне совершенно невозможно понять Веру: не понимаю такую любовь, когда тебе горстями дарят золотые украшения убитых женщин, обагрённые кровью (им они больше не нужны!)
Как она могла закрывать на это глаза и на всё остальное? Почему? Ответ очевиден: эта женщина из другого поколения, когда планка морально-нравственных принципов существенно снижена, а идеология в образовательных учреждениях, в которых она училась, сведена к нулю.
Читать или не читать «Роман»? У меня такой вопрос даже не стоял, стоило мне на него «наткнуться». Нужно прочитать. Нужно помнить. Нужно воспитанием души заниматься постоянно: всегда – до самой смерти, чтобы не попадать и не создавать «сиротское пространство холодного дождя и безучастия».
Тополь – прекрасный рассказчик и книги его читаются легко и не отпускают до последней строчки…
Момент истины – это когда правда становится очевидной и найдены ответы на вопрос кто чего стоит. «Норд-Ост» и явился таким моментом истины для всех: от заложников и влюблённых до террористов и государственных деятелей, в том числе Президента РФ…
«Посвящается памяти погибших в «Норд-Осте» 23-26 октября 2002 года. Царствие Небесное их душам, мир – праху…»
До этой книги я мало что знала про Норд-Ост. Нет, не то, чтобы совсем ничего не знала, но в 2002 году я еще училась в школе и мне было не до международных новостей. Поэтому все сводилось к банальному "захватили театр, не спасли заложников". Но каждая подобная история, стирающаяся из памяти масс довольно быстро, навсегда остается в памяти тех, кто имел к ней непосредственное отношение - сидел в театральных креслах или ждал на улице, не будет ли следующий освобожденный ЕГО мужем, женой, другом, ребенком. Книга Тополя - это попытка сделать нас, тех кто далек от этой трагедии и ей подобных, на шажок ближе к тем людям, которые пережили события октября 2002.
Нужно ли выносить такие истории в массовую литературу? Лично я считаю, что да. Читая их ты понимаешь, как НЕ должно быть и чего нельзя допускать в этом мире. Ты чувствуешь боль и страх героев, которые ни дай Бог никому испытать в реальном мире, ты видишь это все их глазами, чувствуешь их органами чувств, думаешь их мыслями. И в который раз понимаешь, что самые страшный хищник и самое ужасное стихийное бедствие на земле - это человек. Тот самый, который венец природы и покоритель атома. С оружием в руках он не знает жалости и сострадания, и страшно становится от того, что все больше в мире тех, кто был несправедливо обижен и пытается свою обиду выместить на тех, кто ни малейшего отношения к обидчику не имеет...
Очень тяжелая книга. Очень тяжелая, эмоциональная, нервная, страшная. Это - события в Норд-Осте глазами участников. Глазами заложников, глазами силовиков, родственников, прессы, политиков, спасателей, даже кое-где - террористов. И это книга важная - потому что такие события нужно обязательно освещать со всех сторон; и еще тем более важная - что спустя годы можно получить о событиях не такое однобокое представление.
Если открыть прессу (да ту же википедию), то все, что будет сказано о тех событиях - это количество погибших, хронология событий извне и ругань на силовиков, что допустили столько жертв. Естественно, у большинства нормальных людей будет реакция "ну и как жить в нашей стране, если не нашли другой выход, если никто никому на фиг не нужен". Книга, с учетом различных точек зрения, немного смягчает это впечатление. И, конечно, я не могу не надеяться, что за прошедшие почти пятнадцать лет, что-то у нас организационно изменилось в лучшую сторону.
Конечно, некоторые из рассказанных историй не могли меня не шокировать. Но, поскольку это все на реальных событиях, я не хочу никого осуждать или возмущаться. (Хотя анонимный генерал ФСБ, который уже явно плюнул на заложников и только переживал, не будет ли еще терактов, оставил, наверное, самые неприятные ощущения).
Если говорить о художественной составляющей, то роман построен очень грамотно. Письма Сэнди и Светланы - настоящая находка, светлая грусть во всем этом ужасе. Ну и, конечно, взгляд на одни и те же события с разных сторон добавляет объективности. Единственное, что мне очень сильно не понравилось, и это явно были авторские приписки, почему поставила 9, а не 10, это финальные возмущения автора, когда он начал сравнивать реакцию людей, взрыв патриотизма на 11 сентября в Америке и достаточно равнодушную на захват заложников у нас. Зачем это сравнивать? Во-первых, у наших стран совершенно разная история. Столько потрясений, сколько наша страна пережила за один двадцатый век, столько пролитой крови, столько перестрелок, конфликтов... Как можно ждать от людей острой реакции, когда у нас что-то приключается чуть ли не ежегодно, а десяток лет назад - еще чаще, тогда как в Штатах это был исключительнейший случай? Никакая психика это не выдержит. Плюс позиция власти да и отношение к государственным органам, как мне кажется, у нас не похожи. Вот зачем этим сравнением было портить замечательную документальную книгу? Я не понимаю. Следовало закончить все главой о погибших и выживших.
Не буду писать о теракте и террористах, об освобождении и пострадавших, не хочу дать волю обсуждениям - кто прав и кто виноват. В этой книге так много о любви, о любви такой разной : первой детской ; любви матери к ребенку; любви между гражданами разных стран и национальностей ; любви мужа и жены...
настоящая любовь – это прощение и понимание…
Переполняют эмоции - до слез, мне так жаль всех пострадавших, погибших, убитых! те , кто читают любовные романы-возьмитесь, вот где жизнь, вот где потери и подарки судьбы, вторые шансы что-то изменить, вот то, над чем стоит задуматься. Цитируя автора:
Что ж, как известно, мы стоим столько, во сколько сами себя ценим. Мне жаль, что Россия разучилась плакать по своим погибшим согражданам. Мне жаль, что Москва уже давно не верит слезам
Невыносимо горькая и страшная книга. Как мне кажется, Э. Тополь писал книгу ,чтобы помнили о Театральном центре на Дубровке, мюзикле Норд-Ост, и 130 людях, навсегда оставшихся там. "
Izoh qoldiring
Хорошо, допустим, он пожертвует собой, уступит этому отморозку, спасет заложников «Норд-Оста» и начнет вывод войск из Чечни. Но разве уже назавтра, окрыленные успехом Бараева, не ринутся в Москву татары, башкиры, якуты, геи, шахтеры и еще бог знает кто, наперебой захватывая кинотеатры, детские сады и школы и требуя все, что угодно, – от независимости Якутии до легализации наркотиков и гейских браков…
Мой сосед пошутил: «Вот мы сейчас умрем, кто-то попадет в ад, а там опять эти боевики сидят. Вот радости-то будет от такой встречи!»
Люди рождаются, чтобы жить, а не убивать друг друга.
Бывают в истории минуты, когда правитель страны остается один на один с суровой и подчас безжалостной Историей своей державы – и это его плата за все привилегии его монаршей власти.
Почему-то для такого свидания они все избирают одно и то же место – храм Божий.***…Бывают в истории минуты, когда правитель страны вынужден принимать решения вне зависимости от своих желаний и даже вопреки им – и это его плата за все привилегии его монаршей власти…
Izohlar
13